Привет всем любителям шести- и восьминогих. И от лица канала поздравляю с прекрасным днем матери.
Желаю всем мамам, чтобы их сердца были спокойны, а жизнь — полна гармонии и счастливых моментов.
Но выбор темы сегодня пал на не совсем приятную и добрую Все мы знаем, что птицееды родители так себе. Но не все же пауки игнорируют заботу о своем потомстве? Конечно же, не все.
И для примера возьмем пауков-амауробиид. Название берет корни от древне-греческого ἁμαυρός «нечёткий», «размытый», «малозаметный» и βίος «жизнь» — «живущий скрытой, незаметной жизнью». В целом, все так. Не смотря на то, что распространены они практически повсеместно, их жизнь не шибко пересекается с нашей. Это некрупные ночные существа, которые предпочитают для жизни темные влажные укрытия. Подвалы, пещеры, бревна, опавшая прелая листва, камни - это их любимые укрытия. В народе из-за этого их еще называют подвальными пауками. В общем, если не лезть в их места обитания, то и шанс на встречу становится минимальным. В России обитает около 8 видов таких пауков. Всего их около 300.
Чем же они так примечательны?
Интересный вопрос: на что могут быть готовы матери в мире членистоногих ради своих деток? Есть те, кто обустраивает им первоначальное жилье, запасает туда еду и обеспечивает всем необходимым к моменту рождения. Есть те, кто выкармливает специальными секретами, не заставляя искать пропитание в первое время. Есть пауки, которые носят новорожденное потомство прямо на себе какое-то время. Есть те, кто будет защищать кладку до последнего. Даже птицееды охраняют кокон и периодически переворачивают его для стимулирования развития потомства. А некоторые и подкармливают новорожденных.
Но насколько далеко эта забота может зайти?
И вот здесь мы и возвращаемся к тем самым амауробиидам.
Самки достигают половозрелости примерно через год жизни. Поиск самца и само спаривание состоятся должно в начале лета. Ближе к его середине уже должны появиться малюсенькие желтоватые яйца, которые плотно "упакованы" в паутинный кокон. Далее самка встает на пост охраны и вахта эта длится порядка трех недель. За это время паук не отлучается от кокона совсем.
Ура, появляются нимфы первой стадии! Но надо сделать так, чтоб они не поели друг друга. А как? Теперь заботы паучихи переключаются с охраны на "поварское дело". Она формирует еще одну кладку яиц, но уже пустышек. Эти яйца богаты желтком и выполняют роль консервированного корма, который полезен для едва шевелящихся малышей. Уже ничего себе, казалось бы. Сделано все, чтоб малыши успешно развивались, росли и выходили довольными на дальнейшее существование.
Но нет, на этом мама не остановится. Проходит еще некоторое время, паучки переживают первую линьку и теперь полноценно способны передвигаться и... снова голодны!
"Идите, добывайте еду, дальше как-нибудь сами" - сказали бы им другие виды паучьих. Амауробиид же тяжело вздыхают, набирают обратно побольше воздуха в трахеи и начинают постукивать педипальпами, привлекая внимание детского сада.
"Считаемся, строимся в ряд и за мной!"
Самка проводит их за собой на удобную территорию, останавливается и замирает. Это становится командой для паучат: "можно действовать".
Десятки маленьких хелицер впиваются в родителя, впрыскивая яд, постепенно уводящий героиню в вечный сон. Она спокойна, теперь ее дети точно не погибнут от голода. Теперь поколение будет расти, а их род процветать и дальше.
Жесть история, не правда ли? Оставляет некий осадочек.
Чтоб дополнить ее окончательно, можно сказать, что есть версия, по которой самка стучит педипальпами не для привлечения внимания, а от страха и осознания неизбежности того, что должно произойти в следующие минуты. Но это уже исключительно додумки.
А сам весь этот ужасный процесс называется матрифагия. Это буквально и расшифровывается как "питание матерью". Матрифагия не единична и встречается у многих видов членистоногих. Среди них есть уховертки, ложноскорпионы, некоторые пауки-бокоходы и эрезиды.
Но зачем? В чем смысл этого всего? Это же глупо!
Амауробиидам это оказалось выгодно. Предположим, самка очень яро хотела избежать учести и просто под шумок свалила подальше от гнездовья детского сада. Нашла себе нового мужчину, снова сумела заделать кокон. И вроде бы здорово, но он окажется практически нежизнеспособным. Часть яиц не вылупится вообще. Часть окажется очень мелкой, больной и ослабленной. Это просто не имеет смысла. Роль самки в цепочке не будет выполнена. А предыдущее потомство не получит изначального питание, что также может отразиться и на качестве и на количестве вышедших особей.
Работать на количество - не метод этих пауков. Жертва матери хоть и жестока, но оправдана стратегией продолжения рода.
Чего только не бывает в животном мире.