Пока у нас в жизни всё хорошо, мы можем считать себя властелинами, могущими всё и вся. А как наступит момент, когда навалятся беды и несчастья, потери материальные или финансовые, приходит осознание, что не можем мы ничего без Бога. Обратимся мы тогда к Нему и начнём движение в Его сторону с надеждой на утешение и помощь. И решим мы стать праведниками, думая, что можем сделать это своими силами, и опять поймем, что мы ничего-то без Бога не можем. И вот когда придёт к нам смирение настоящее, поселится в нас Дух Святой и испарится надежда на свои силы, когда полностью мы доверимся воле Божьей, тогда осознаем, что только в синергии с Богом, с Его благословения можем мы добиться чего-то в жизни.
Апостол Павел писал во Втором послании к Коринфянам (гл. 12): "... когда я немощен, тогда силён. Потому я буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова".
Глубокий смысл этих строк в том, что когда верующий признаёт свою немощь, тогда сила Христова действует в нём, через немощи мирские смиряется гордыня и на место самоуверенности приходит надежда только на Господа и на Его Волю о нас.
Сильный и гордый человек не нуждается в Боге. А поскольку мы без Бога не можем делать ничего доброго, даже жизнь наша поддерживается Богом, то надежда только на себя не имеет никакого смысла.
Да, понимание этого приходит к нам не сразу, а постепенно, с течением времени по мере перенесения жизненных трудностей и испытаний. Сначала нам надо прийти к осознанию своей немощи и полному принятию всего происходящего как воли Бога. Затем через это осознание и покаяние понять, что своими силами нам не справиться и надо обратиться к Божьей помощи, доверить Богу свою жизнь. И тогда на место гордыни придет в нашу душу смирение и мы подчинимся действию благой Божьей силы и сможем обрести душевный покой и благодать Духа Святого. Ведь именно через получение Святого Духа мы наполняемся той энергией и силой, которая помогает нам не только укрепляться в вере, исцеляться душою, но и расти духовно, и в конечном счёте обОжиться.
Каждый творит свою реальность сам – своим деланием. Бог Любит каждого. Ну а любит ли Его дитя – это наш свободный выбор. Главное – быть собой и не пытаться что-то строить из себя. Если человек становится источником света, то диффузия с миром будет происходить сама собой. Рядом с ним необъяснимым образом будет спокойно и комфортно многим другим людям. Но надо понимать, что всегда найдутся те, кому свет мешает спать.
Все мы хотели бы иметь благополучную и радостную, безоблачную, счастливую жизнь. С древнейших времен во всех странах и во все времена люди стремились к богатству, так как считалось, что именно оно позволяет людям удовлетворять их разнообразные потребности и прихоти, иметь сытую, безбедную и весёлую жизнь. Так было раньше, так есть и сейчас, когда деньги и богатство возведены в культ нашего современного общества потребления.
С распространением христианства философская оценка морально-нравственных и материальных ценностей резко изменилась. Человечество стало задумываться не только о материальном, но и о духовном, о спасении души. Истинным богатством многие стали считать сокровища небесные, а не земные блага.
Согласно Новому Завету, Иисус много говорил о деньгах и богатстве. Почти 15% его записанных учений включают деньги в свои рассуждения, а из 38 притч, которые он передал, 16 касались непосредственно денег.
Одно из его самых мощных заявлений на этот счет, содержащееся в Евангелии от Матфея (19:24) , гласит: "Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Божие".
Это высказывание, хотя и гиперболическое, заключает в себе предостерегающий взгляд Иисуса на деньги и накопление богатства и отражает Его понимание их влияния в целом на поведение человека.
А другой фразой: "Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" Иисус, по сути, изложил истину о том, что деньги являются зеркалом наших внутренних ценностей, отражают наши устремления.
Однако Спаситель, осуждая богатство греховное, не запрещает богатства праведного, добытого собственным трудом или данного Богом за праведную жизнь, особенно если оно употребляется на добрые дела и во благо людям.
Праведным богатством считается то, что достигнуто честным трудом и соблюдением заповедей и дается оно по благословению Божьему, которое и создает все благоприятные условия для этого, а также то богатство, которое человек расходует на богоугодные дела, а не употребляет его на грех.
Следовательно, само по себе богатство не может быть ни плохим, ни хорошим. Важно то, каким путем оно было приобретено и на какие цели применено. Только то, что используется на совершение добрых дел пойдет на пользу и самому человеку.
Богатство же, полученное через грех, не долговечно и не принесет никому пользы. "А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям" (1Тим.6:9–10).
Иисус часто обсуждал деньги в сочетании с моральными и духовными обязанностями, указывая на свою веру в то, что управление финансами неразрывно связано с тем, как человек строит свои отношениями с Богом и с другими людьми, каковы его истинные мотивы.
Проблема заключается не в наличии финансов и не в самих материальных благах, а в том, насколько крепко люди к ним привязаны и чем они руководствуются при их использовании. Мы должны помнить, что все, что имеем в этом мире дано нам Богом во временное пользование и ничего на тот свет не заберем.
Христос знал, что богатство в большинстве случаев бывает нажито неправедным путем: сколько раз человеку приходится переступить через себя, свою совесть, чтобы приобрести то, о чем мечтал.
Таким богатством неправедно нажитым было и богатство царя, которого Он упоминает в притче об ушлом приказчике, ловко и хитро обманувшем своего господина.
Есть такое старинное и в смысловом отношении вкусное слово — "ушлый" . Оно обозначает не только такое свойство человека как ловкость в делах, хитрость, изворотливость, но и умение применить смекалку для преодоления тех или иных препятствий. В принципе сегодня мы называем это качество человека предприимчивостью.
О таком ушлом человеке говорится в отрывке из 16-й главы Евангелия от Луки, где рассказывается притча о приказчике, нечистом на руку, которого хозяин практически вывел на чистую воду. Но приказчик этот вместо того, чтобы хоть как-то компенсировать причинённый ущерб, с удвоенной силой начинает обворовывать начальника. Он призывает должников хозяина переписать долговые расписки, вдвое сократив их долги для того, чтобы получить вознаграждение от них за оказанную услугу.
Приказчика должны были уволить и он крайне переживал, на что будет впоследствии жить. Вот он и использовал имеющееся у него время для того, чтобы обеспечить себе сытое существование хотя бы на какой-то срок, то есть действовал в своих корыстных интересах.
По словам святителя Луки Крымского: "Недоумение возникает у многих при чтении этой притчи: ведь этот лукавый управитель поступил, как мошенник, занялся подлогами, чтобы не остаться нищим."
Казалось бы, что хорошего читатели Евангелия могут почерпнуть из прозвучавшей истории? Неужели Христос поощряет воровство, подлог, коррупцию, обман? Такие мысли, если честно, у многих закрадываются, когда слышишь заключительную часть истории: "И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил... И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители".
Надо понимать смысл этих слов Христа и ключевую мысль притчи о неправедном приказчике как щедрость Бога, Который скрывается за образом царя. У Господа действительно столько благ, что Ему не жалко их раздавать всем людям, но Ему очень важно то, как мы их используем. Когда приказчик стал воровать для себя, набивая собственные карманы, царь его осудил и решил выгнать. Но когда тот решил помочь другим, пусть и не за свой счёт и не без надежды на свою выгоду, царь его похвалил. Потому что нечистый на руку приказчик решил кому-то сделать хоть несовершенное, но всё же добро. Так, Господь с помощью этой притчи призывает нас не быть скупыми на любовь к ближнему. И пусть не всегда наши помыслы бывают чисты, но если действуя в своих интересах, мы одновременно помогаем людям решить их проблемы, то дело это богоугодно. Так предприниматель находит то, что будет востребовано и нужно людям и, осуществляя свою деятельность, помогает людям, одновременно обогащаясь сам. Здесь, конечно, важна умеренность в его аппетитах к накоплению благ и памятование о Божьей помощи в делах и той десятине, которую он должен отдать от своего богатства на благотворительность и милостыню нуждающимся.
Господь этой притчей говорит нам: когда у вас есть богатство, поступайте так, как поступил тот неверный домоправитель — употребите его на то, чтобы приобрести себе друзей, которые оправдают вас в жизни вечной, если вы употребите богатство на помощь им, на облегчение страданий и нищеты. Раздавайте ваше богатство, не скупитесь и тогда будут они, облагодетельствованные вами несчастные, ходатаями за вас пред Престолом Всевышнего.
Речь в притче идёт не о воровстве земном, а о доброй изобретательности в области духовной жизни, а именно — о способности нешаблонно подходить к пониманию отношений с Богом и нежеланию сводить эти отношения к формату "ты мне — я тебе".
Господь вовсе не советует наживаться на других или приобретать богатство неправедным путем. Он советует использовать неправедное богатство, используя его так, чтобы оно способствовало спасению наших душ.
Это не означает, что мы должны поощрять пороки и беззакония. Нет. Но в то же время мы призываемся Господом к той самой доброй ушлости — готовности тратить Божье, нам данное, чтобы кого-то рядом с собой поддержать, согреть, утешить, пусть эта любовь будет и несовершенной. Но следуя этому пути приобретения друзей богатством неправедным, мы найдём настоящую радость и свободу в Боге, станем сопричастным к поразительному чуду приумножения благодати Божией в этом мире.
По мнению митрополита Антония Сурожского центр тяжести всей притчи не в том, что домоправитель был честен или нечестен, а в том, что "никакое добро нам не принадлежит: мы все домоправители, все плохо правим Божиим добром, но, несмотря на это, если мы через наше управление, каково бы оно ни было, родим в других людях благодарность и любовь, то этим можем себя спасти".
В этой притче одобряется мудрость управителя, а не его нечестность, в частности, приветствуется его умение так распоряжаться деньгами, чтобы приносить благо не только себе, но и ближнему.
Не каждое богатство приобретается неправедным, нечистым путем. Бывает немало людей, которые богатство стяжали путем чистым, например, своим тяжелым трудом или благодаря талантам, или глубокому уму: такое богатство почетно и не должно ставиться наряду с неправедным… Но и это богатство можно считать по существу неправедным, если человек не будет им делиться с нуждающимися в помощи.
Мы знаем как однажды подошел к Спасителю юноша, желавший спастись, и просил указать, что требуется, чтобы наследовать жизнь вечную. Господь отвечал: "Разве ты не знаешь заповедей? Исполняй эти заповеди" . Юноша ответил: "Я все заповеди знаю, все их исполняю; что еще требуется от меня?" Господь ответил: " Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим" (Мф. 19:21). Опустив скорбно голову, этот юноша в молчании отошел от Христа, потому что велико было богатство его, и не мог он расстаться с ним.
А если не мог расстаться с ним, то значит поступил неправедно: люди, следующие основному закону Христову, закону любви и милосердия к ближнему, не могут равнодушно смотреть на страдания несчастных, голодающих, бесприютных и обязательно будут заботиться о других и раздавать свое богатство, делиться с обездоленными.
Если не раздаем богатства, даже праведного, не делимся тем, что Господь нам дал, своим ресурсом, умением, талантом, значит нет у нас любви к ближнему, а если нет любви, то как мы получим жизнь вечную?
Если человек удерживает богатство только для себя и собственного услаждения, не старается приобрести тех, кто свидетельствовал бы перед Богом о милосердии его на Страшном Суде, то он подобно тяжким железным цепям привязан к мирской жизни. Это та тяжесть, которая давит его к земле и не дает свободы, чтобы воспарить к Всевышнему. Согласно духовным законам все, к чему мы привязаны больше, чем к Богу, будет у нас отнято. И это касается не только материального, но и того духовного богатства, которым человек не делится с людьми.
Мы помним, как Христос умножил пять хлебов и две жареные рыбы, накормив ими пять тысяч мужчин вместе с их жёнами и детьми. Откуда взялся этот убогий набор продуктов? Их принесли апостолы. Они подарили ради любви к Господу свою еду другим людям. И случилось невероятное чудо: тысячи были накормлены, да еще и осталась еда по волеизъявлению Божьему.
Вот и мы не должны стесняться своего несовершенства, своей беспомощности. Наоборот, мы смело и щедро можем черпать из изобилия Божественной сокровищницы милости, раздавая блага Христовы и свои духовные, душевные и материальные богатства людям. И Спаситель нас за это не осудит, а благословит.
Наше истинное богатство – это те знания, мудрость и опыт, что приобрели мы на жизненном пути ценой своих ошибок и духовных усилий и мы призваны Богом не держать их при себе, а передавать людям, приумножая Любовь на земле.
Богатство "неправедное" – это не только краденое. Это любые ресурсы нашей временной, несовершенной земной системы: деньги, власть, связи, таланты, время. Они "неправедны" потому, что их можно использовать как для добра, так и для зла, и сама их природа в этом мире испорчена грехом.
Задача верующего – не просто в том, чтобы "быть честным", а учиться мыслить стратегически, то есть гибко приспосабливаясь к изменющимся условиям внешней среды. Нужно с той же "догадливостью", что и мирской человек, но с другими целями, использовать текущие ресурсы для построения Царства Божьего. Не копить их, а "тратить" на добрые дела и приобретение "друзей", то есть на служение людям, чтобы в вечности эти люди стали свидетелями нашего милосердия.
Конечно, это ещё и призыв к активной, творческой вере. Не стоит ждать, когда жизнь закончится, чтобы получить награду, а уже сейчас, в условиях неопредеённости этого мира, действовать смело, рискованно и с ориентиром на вечные ценности. Превращать материальное в духовное, власть – в служение, деньги – в восстановление отношений.
Глубокий смысл этой притчи в том, что мы приняли вызов нашей часто слишком спокойной и ритуализированной вере. Насколько мы гибки? Насколько готовы к кризисам? Умеем ли мы так же яростно и творчески бороться за вечное, как неверующий борется за временное, земное?
Приведенная в статье притча не столько о деньгах или даже о милосердии, сколько об умении сориентироваться в момент кризиса. Она о том, что когда рушится старая система (жизни, ценностей, карьеры), выживает не тот, кто цепляется за правила этой системы, а тот, кто обладает "догадливостью", чтобы увидеть правила новой. В таких случаях не стоит пытаться вернуть прошлое, а надо признать реальность и начинать действовать по новым, ещё не написанным правилам, жить в моменте "здесь и сейчас". Именно так поступил и приказчик из притчи, когда его формальная честность стала менее важна, чем его способность создавать новые связи и умение направлять усилия на трансформацию старых активов для новой жизни.
Иисус как-бы говорит нам этой притчей: посмотрите как грешные, мирские люди умеют ловко и творчески устраивать свои дела в этой временной, рушащейся системе ("веке сем"). Они не спят, они ищут возможности. А вы, верующие, которые знаете о грядущем Царстве Божьем и о том, что земная нынешняя система обречена, вы часто проявляете поразительную пассивность и отсутствие стратегического мышления. Вы копите духовные сокровища в себе, вместо того чтобы раздавать их людям и преобразовывать, переводить их во что-то вечное – в те же отношения, в добрые дела, в любовь.