Краткая биография первого супергероя
27 ноября 1920 года прошла премьера фильма «Знак Зорро» — первое появление на экране неуловимого мстителя и защитника обездоленных. Вспоминаем подробности жизни персонажа.
Текст: Ульяна Волохова
1. Зорро родился на страницах бульварного журнала. После Первой мировой войны полицейский репортер и армейский офицер отдела по связям с общественностью Джонстон Маккалли решил сменить серьезную, мрачную журналистику на более легкие жанры. В 1919 году его приключенческую новеллу «Проклятие Капистрано» опубликовал крупный pulp-журнал All-Story Weekly. Семь лет назад на страницах этого издания начались приключения легендарного Тарзана, придуманного Эдгаром Берроузом. Теперь вместе с Маккалли All-Story Weekly представил публике нового героя, которому предстояло превзойти всех персонажей бульварных романов по популярности и стать отправной точкой формирования культуры супергероев — Зорро.
2. Двойную жизнь Зорро унаследовал от европейского коллеги. «Проклятие Капистрано» познакомило читателей с героем, который днем был изнеженным повесой — сыном самого богатого землевладельца Калифорнии времен испанского колониального владычества, доном Диего де ла Вегой. А ночью перевоплощался в ловкого фехтовальщика, борца со злодеями, прозванного в народе Зорро (с испанского — «лис»). Такая двойная жизнь была не новым приемом для литературы XX века. В 1905 году вышел роман британской баронессы Эммы Орци «Алый Первоцвет». В нем случайно оказавшийся во Франции накануне Великой революции английский аристократ Перси Блейкни днем вел жизнь самовлюбленного денди. А ночью спасал преследуемую властями Первой республики французскую аристократию от гильотин и темниц. «Алый Первоцвет» стал хитом Старого и Нового Света. Маккалли использовал прием двойной жизни для Зорро и превзошел успех Орци. Ведь в отличие от Блейкни, защищавшего привилегированных от восставших бедняков, Зорро был настоящим народным мстителем. Происходя из среды богачей и аристократов, он защищал бедняков и коренное население от произвола себе подобных. Зорро был не просто мстителем, а почти классовым предателем — только отступившим от «своих» не ради выгоды или привилегий, а ради справедливости.
3. В прототипах у Зорро авантюрист, революционер и разбойник. Первым вероятным источником вдохновения для Маккалли исследователи называют ирландца Уильяма Лампорта — авантюриста, шпиона, пирата и национального героя Мексики. В 1630-х годах он покончил с многочисленными европейскими приключениями и перебрался в Мехико, где попытался поднять местное население на борьбу за независимость от Испании и даже собирался объявить себя императором. Инквизиция казнила его как еретика, а биография тут же обросла мифами и превратилась в легенду. От Лампорта Зорро унаследовал идею сопротивления угнетению и колониальной власти. Вторым прототипом называют не просто национального героя, но настоящего отца мексиканской нации — Мигеля Идальго. Этот священник из семьи потомков испанских колонизаторов в 1810 году возглавил войну за независимость. От него Зорро получил почти мессианскую идею борьбы ради простого народа. А третьим называют Хоакина Мурьету — полулегендарного мексиканца середины XIX века, переехавшего в Калифорнию во время золотой лихорадки. Столкнувшись с расизмом и насилием со стороны американских старателей, Мурьета собрал отряд земляков, мстивших за притеснения соотечественников. Согласно историческим исследованиям, от роли защитника угнетенных он вскоре отказался, сосредоточившись на разбое, но в народной памяти остался как романтический мститель — под стать своему литературному продолжателю.
4. Зорро — первый герой в маске. Самая узнаваемая примета Зорро — черная маска, скрывающая верхнюю часть его лица. Она позволяет ему быть неузнанным во время ночных вылазок против злодеев. Этот прием — отчасти тоже наследие Блейкни из «Алого Первоцвета». Но герой Орци не носил какую-то одну маску. Он был мастером маскарада, перевоплощаясь для своих миссий в пьяниц, возниц, глухих калек, военных, лавочников и еще в десятки персонажей, которые ни разу не повторялись. Для Зорро же маска стала границей между двумя его жизнями — ночной и дневной, между Зорро и Диего де ла Вегой. Этот прием стал неотъемлемой частью американской культуры, сначала благородных мстителей — маску носит Одинокий рейнджер, а затем и супергероев. Бэтмен, Человек-паук, Робин, Женщина-кошка, Сорвиголова — все они обязаны своими масками Зорро.
5. Образ Зорро — результат коллективной работы. Впервые появившись на публике, он сильно отличался от того героя, которым вошел в массовую культуру. В «Проклятии Капистрано» Зорро был романтическим, даже меланхоличным борцом со злом. Таким, каким мы знаем его сегодня — энергичным, ироничным и жизнерадостным фехтовальщиком,— он стал после первой экранизации, где его сыграл Дуглас Фэрбенкс. Голливудский Зорро понравился и самому Джонстону Маккалли: продолжая писать новые истории, он ориентировался на экранный образ. Кстати, привычка Зорро закрывать нос надушенным платком, чтобы не чувствовать неприятные запахи, исходящие от бедняков и их жилищ,— тоже находка Фэрбенкса. Следующие важные дополнения внесла студия Disney. В их сериале 1957 года был окончательно сформирован стиль героя — черное сомбреро, плащ и неизменная маска, а также привычка оставлять после себя шпагой метку «Z». Имя его коню, Торнадо, тоже придумали в Disney.
6. Зорро стал основой для Супермена и Бэтмена. В 1938 году начал выходить комикс о Супермене — и Америка получила своего первого настоящего супергероя. По воспоминаниям одного из его создателей, Джерри Сигела, вдохновением для персонажа, живущего двойной жизнью застенчивого репортера и смелого защитника угнетенных, стал именно Зорро: «Мне показалось, что могучий герой, который в другой своей личности притворяется слабаком, создает отличный драматический контраст. Кроме того, это позволяло добавить немного юмора». Годом позже появился Бэтмен — и он тоже был построен на архетипе Зорро. От него герой унаследовал не только двойную жизнь, но и богатство. Кстати, поворотное событие в его биографии — убийство родителей — происходит, когда они выходят из кинотеатра после сеанса «Знак Зорро». Впрочем, анархизма Зорро его наследники не получили. Под давлением американских властей, охваченных моральной паникой из-за «вредных» комиксов, и Бэтмен, и Супермен, и другие их коллеги быстро превратились в законопослушных и верных национальным интересам США героев и вершили добро в этих рамках. Зорро же никогда не сверял свои представления о справедливости с законом — и уж тем более с интересами испанских властей в колониях.
7. «Зорро» — самый успешный французский фильм в истории. В 1975 году героя в маске сыграл секс-символ эпохи Ален Делон. Картину посмотрели 133 млн человек — до сих пор абсолютный рекорд для французского кинематографа. Подавляющее большинство зрителей пришлось на социалистические страны: история о справедливом защитнике обездоленных показалась достаточно безопасной для цензуры. В СССР фильм посмотрели 55 млн человек. А в Китае «Зорро» стал одним из первых западных фильмов, показанных в стране, и собрал примерно 70 млн зрителей.
8. Идеологически Зорро трактуют по-разному. Диего де ла Вега — европеец. Он родился в семье колониальной аристократии и получил образование в Испании. То, что в отличие от своего класса он не эксплуатирует коренное население, а под маской Зорро пытается ему помочь, делает его привлекательным и на редкость позитивным персонажем для постколониальных исследований. Но есть и другой угол зрения. Зорро создан американским писателем — в эпоху, когда США настойчиво пытались оправдать присоединение Калифорнии, рассказывая в школьных учебниках и прессе о нравах Дикого Запада, неэффективном управлении мексиканцев, а до них — испанцев. Мир Калифорнии времен Зорро — погрязшей в коррупции, алчности, глупости и жестокости — выглядел как идеальная иллюстрация доводов о том, почему долгом Америки было навести порядок на этих землях. Поэтому Зорро можно считать и пропагандистским мифом, обеляющим захватническую политику Америки.
9. Антонио Бандерас показал, что Зорро может стать каждый. В 1998 году вышел фильм Мартина Кэмпбелла «Маска Зорро», в котором у героя Маккалли появилась новая, важная черта. Роль Диего де ла Вега играл 60-летний Энтони Хопкинс, а действие разворачивалось уже после обретения Мексикой независимости от Испании. Калифорнийские крестьяне все еще страдали от произвола богачей и разбойников, а региону грозила новая опасность — вторжение США. Де ла Вега был слишком стар, чтобы сражаться, и передал маску и шпагу решившему стать благородным мстителем разбойнику Алехандро Мурьете — его сыграл Антонио Бандерас. Так выяснилось, что Зорро — не один конкретный человек, а роль, которую может принять каждый, кто готов защищать слабых.
10. Мститель — не обязательно мужчина. Вдохновившись успехом романа о Зорро, Маккалли решил создать по его образцу женского персонажа. Роман «Женщина в маске» о Мадам Сумасбродке вышел в 1920 году. В силу и ловкость одной женщины писатель, видимо, не слишком верил. Поэтому Сумасбродка — коллективный образ сестер-близняшек, мстящих за своего преданного отца и, как и Зорро, помогающих обездоленным добиться справедливости. Но роман популярности не получил и не имел продолжения. Впрочем, надежда на появление женской версии Зорро все еще остается. В 2020 году Роберт Родригес объявил, что собирается снять сериал, в котором личину Зорро примет современная художница, решившая добиться социальной справедливости. Статус и судьба проекта пока неизвестны.
В Telegram каждый день Weekend. А у вас еще нет? Присоединяйтесь!