Близится конец года. По уже сложившейся традиции в этот период на канале «Журнал МУЗилка» выходят обзоры-экскурсы хитов прошлых лет, основанные на программе фестиваля «Песня года». Сегодня мы вернемся на 35 лет назад и попадем в очень непростое, переломное время - 1990-й год, закат советской эпохи и начало нового десятилетия, время больших перемен, лишений. Казалось бы, народу было не до музыки, но именно в то время массовая культура активно развивалась в своей пестрой палитре, новые веяния и новые герои музыкального мира появлялись один за другим, соседствуя в рядах кумиров публики со звездами уходящей советской эпохи.
На сцене «Песни-90» дебютируют музыканты, ставшие звездами уже в постсоветское время, а сама программа отражает культурную смену вех.
«Желтые тюльпаны»
Муз. И. Николаев, ст. С. Бремеляйте/С. Сигарев. Исп. Н. Королева.
Начинает обзор хитов 35-летней давности песня авторства юбиляра уходящего года – Игоря Николаева, в начале 2025 года ему исполнилось 65 лет. Уроженец Сахалина начинал в 1980-х как клавишник ансамбля «Рецитал» Аллы Пугачевой, написал немало песен в её репертуаре и с подачи Примадонны запел сам, а к концу десятилетия решил зажечь новую эстрадную звезду. Ею оказалась юная киевлянка Наталья Порывай.
Она приехала в Москву на прослушивание, объявленное известным композитором, и была выбрана им из числа нескольких претенденток, на эстраде певица прославилась под псевдонимом Наташа Королева. Так было положено начало семейному и творческому тандему.
Сотрудничество видной звездной пары 90-х началось с «Вестников разлуки». Песню «Желтые тюльпаны», которую Николаев предложил спеть на прослушивании, стала первым хитом Наташи Королевой, вознеся её в ряды эстрадных звезд. На «Песне-90» ведущие объявили Королеву «самой юной участницей фестиваля», дебютантка выступила под третьим номером на финальном концерте.
Автором слов песни-лауреата фестиваля после исполнения был представлен Серж Бремеляйте, в записи в РАО соавтором композитора Игоря Юрьевича Николаева в графе АТ значится Сигарев Сергей Федорович.
«Не плачь, Алиса»
Муз. А. Державин, ст. С. Костров, исп. А. Державин и группа «Сталкер».
Многие музыканты начинают карьеру в известных группах, а потом, покинув коллектив, строят успешную сольную карьеру. В творческой судьбе одного из видных героев музыкального мира начала 90-х всё произошло наоборот. Состоявшийся музыкант с вереницей авторских хитов, которые пела вся страна, после пика популярности пришел в известную группу, причем далеко не на ведущую позицию. Мягко сказать, нетипичный случай.
Поколение нулевых опознает Андрея Державина как «лысого из Машины времени», в качестве клавишника в ныне опальной группе он проработал с 2000 по 2017 год. А десятью годами ранее, в интересующую нас эпоху, молодой Державин, ещё вполне себе с шевелюрой, стремительно обрел популярность с собственной группой «Сталкер»
Получая дипломы «Песни года» и выпуская хит за хитом он запомнился слушателям лирико-романтическими песнями. В названиях нескольких его хитов фигурировали женские имена, он пел про Катю Катерину, предлагал выпить Наташе сухого вина. А популярность группе принесла девочка по имени Алиса, которую Державин просил «не плакать». Зазвучав на всю страну композиция «Не плачь, Алиса» стала лауреатом фестиваля «Песня-90», первым большим хитом и визитной карточкой группы «Сталкер» и её лидера.
Будущий хит был написан в сиюминутном творческом порыве на гастролях в Башкирии, куда «Сталкер» отправился на пару с группой «Рондо». Во время дружеских посиделок музыканта посетила муза, он отсел от своих товарищей и стал творить, буквально за несколько минут родились мелодия и набросок текста, содержавший заглавную строчку «Не плачь, Алиса». Этот набросок он показал звукорежиссеру Сергею Кострову, который довел текст до ума. Костров станет «штатным поэтом» «Сталкера», постоянным соавтором Андрея Державина. На его слова написано большинство популярных хитов, исполненных Андреем в «Сталкере» и сольно.
«Атас»
Муз. И. Матвиенко, ст. А. Шаганов, исп. Гр. «Любэ»
Ещё одни дебютанты «Песни-90» в прошлом, 2024 году, отметили своё 35-летие. Это был первый большой проект композитора и продюсера Игоря Матвиенко, без чьих хитов, наверное, обходился редкий фестиваль в 90-х, а с появлением в 1996 «Золотого граммофона» его подопечные стали завсегдатаями и там.
В конце 80-х Игорь Игоревич был клавишником, а потом художественным руководителем ВИА «Здравствуй, песня». На базе этого ансамбля Матвиенко задумал создать группу, которая бы резко контрастировала с популярными в тот момент «Миражом» и «Ласковым маем» - мужской по характеру, составу и целевой аудитории коллектив с песнями социально-бытовой и военной тематики. Место у микрофона досталось солисту «Здравствуй, песня» Николаю Расторгуеву, ставшему лицом и голосом новой группы «Любэ».
Коллектив «Любэ» ведет свою историю с начала 1989 года. Этим же годом датирован дебютный альбом коллектива, полностью состоящий из песен на музыку Игоря Матвиенко. Большую часть текстов написал его друг, сооснователь группы Александр Шаганов.
В последующие годы творческий тандем Шаганова и Матвиенко будет выдавать хит за хитом не только для Расторгуева, но и для других проектов продюсера.
Согласно распространенной версии название «Любэ» обыгрывает подмосковный город «Люберцы», где и зарождался коллектив.
«Рок эбаут Люберцы» - одно из первоначальных названий, под которым распространялся дебютный альбом группы. Также упоминается вариант названия «Мы будем жить теперь по-новому», но официальное, и самое известное название дебютной пластинки – «Атас».
В одноименной заглавной песне Александр Шаганов отдал дань советскому кинематографу, вдохновившись одним из своих любимых фильмов – «Место встречи изменить нельзя». Очевидные отсылки к нему присутствуют уже в первых строках.
Упоминается, что образ Глеба Жеглова подсказал основателям и идею имиджа солиста коллектива. Облачившись в гимнастерку, Николай Расторгуев впервые вышел на сцену фестиваля «Песня-90» распевая:
«Атас, веселей рабочий класс».
«Странная женщина»
Муз и исп. М. Муромов, ст. Л. Рубальская
Инженер-технолог, изобретатель, бизнесмен – все эти далекие от музыки определения описывают судьбу Михаила Муромова – певца и композитора, получившего популярность в конце 80-х. «Звездный час» исполнителя с непростой и пестрой профессиональной судьбой ознаменовала песня «Яблоки на снегу», написанная на стихи соседа – известного поэта Андрея Дементьева.
Стоит произнести фамилию Муромов, как в голове большинства людей начинает звучать «математически выверенная» мелодия пейзажного хита про яблоки. Как музыкант, он ассоциируется в первую очередь с этой песне, однако, как это чаще всего и бывает, «Яблоки на снегу» - далеко не единственная хитовая песня в его репертуаре.
Вслед за «Яблоками» многим вспомнится хит-лауреат фестиваля «Песня-90», написанный Муромовым в соавторстве с Ларисой Рубальской. Её стихами композитор и певец на стыке десятилетий запел про «Странную женщину». Текст попал к Муромову через редактора программы «Шире круг» Ольгу Молчанову. Рубальская показала ей текст, а та стала его пристраивать, предлагая разным композиторам, взялся – Муромов.
Песня с завидной регулярностью ротировалась в эфире. Лариса Рубальская рассказала, что однажды решила посчитать, и выяснилось, что «Странная женщина» прозвучала в эфире 16 раз в день. Ротируемость - один из основных критериев в понимании понятия хита. Так считает композитор и исполнитель этой песни. В одном из интервью Муромов отметил, что «хит – это то, что по радио накрутили».
Их с Рубальской «Странная женщина» - хит ничуть не меньший, чем «Яблоки», и именно «Странную женщину» сам музыкант называл вершиной своего творчества.
«Льётся музыка»
Муз. В. Добрынин, ст. Л. Дербенев, исп. М. Распутина и В. Добрынин
Фестивали «Песня» конца 80-х начала 90-х сложно представить без произведений «поющего композитора» Вячеслава Добрынина. Его песни звучали как в исполнении популярных певцов, так и в его собственном в сопровождении группы, названной закрепившимся за музыкантом прозвищем – «Доктор шлягер».
Программу «Песня-90» украсил один из его знаковых хитов – гимн музыке, стихи которого написал Леонид Петрович Дербенев, соавторствовавший с Добрыниным ещё с 70-х, сочиняя хиты советских ВИА.
Хит начала 90-х, исполнявшийся в двух вариантах и с двумя названиями «Льётся музыка» или «Кружит музыка», Добрынин нередко пел сам. Также композиция вошла в репертуар Маши Распутиной, за ней закрепилось первенство в исполнении. Именно она пела эту композицию в отборочных выпусках «Песни-90», а в финале был представлен дуэт. Добрынин и Распутина спели хит вместе в сопровождении группы «Бульвар».
«Льётся музыка» исполнялась во второй части, ранее в финале фестиваля композитор выступил сольно с другим своим хитом. Вячеслав Добрынин и группа «Доктор шлягер» закрыли первое отделение песней про «Колдовское озеро» на слова Михаила Рябинина. Дабы не раздувать материал, я решил, выделив в заголовке «Льётся музыка» по факту написать об обоих хитах Добрынина, звучавших на этом фестивале. Выбрать, какой из них хитовее, было бы глупо, они равнозначны.
«Дожди»
Муз и исп. И. Корнелюк, ст. Р. Лисиц
При взгляде из сегодняшнего дня певец и композитор Игорь Корнелюк - классик эстрадной музыки и выдающийся кинокомпозитор постсоветской эпохи. В 2000-х он напишет атмосферный саундтрек к «Мастеру и Маргарите» Владимира Бортко, нетленку про «Город, которого нет» для Бандитского Петербурга и ещё много глубоких, красивых песен.
В начале своей творческой деятельности музыкант снискал известность в другом образе и с другим репертуаром. Певческая карьера композитора и исполнителя стартовала в 1988 , спустя пару лет на фестивале «Песня-90» кудрявый длинноволосый певец в желтом пиджаке, прыгая, распевал под собственную музыку: «Подожди, дожди, дожди».
Примечательно, что и слова к столь разным песням из разных музыкальных эпох написала одна и та же поэтесса – Регина Лисиц, постоянный соавтор Корнелюка, с которой они образовали многолетний плодовитый творческий тандем.
«Фишки» припеву песни добавило созвучье слогов в соседних словах: «подожди - дожди». В песенной культуре это довольно популярный поэтический приём, встречающийся в произведениях разных жанров и эпох. Так, например, спустя много лет после этого хита Корнелюка он встречается в песнях Дианы Арбениной (плавниками-камикадзе) и Мари Краймбрери (аморе-море) и многих-многих других. Зачастую это происходит не умышленно, просто слова органично ложатся на музыкальный мотив.
Судя по словам поэтессы, так случилось и с «дождями» в далеком 90-м.
Регина Лисиц рассказывала, что писала текст на уже готовую музыку и при прослушивании строчка с многократным повторением слова «дожди» сама собой пришла в голову, от этого и выстроился весь текст.
"Ты меня любишь"
Муз. И. Крутой, ст. Р. Казакова, исп. А. Серов
Композитор Игорь Крутой и певец Александр Серов – давние друзья, они познакомились ещё в 70-х, в Николаеве, где один родился, а другой – учился. Спустя годы их пути вновь пересеклись, когда оба стали строить карьеру в Москве. Встреча обернулась формированием творческого союза, который принес популярность обоим. Третьей его участницей и составляющей успеха стала известная поэтесса Римма Казакова. Написанные ею строки, исполненные в характерной манере Александра Серова под музыку Игоря Крутого стали «гимном любви» своего времени.
Началось всё с «Мадонны», зазвучавшей на всю страну в 1987-м. Спустя три года творческое трио выдало новый хит. На сцене фестиваля «Песня-90» Серов запел «Ты меня любишь».
Слушая эту песню, я всегда ловил себя на мысли, что при всей темпераментности Серова, посыл заглавной строчки «Ты меня любишь» будто бы органичней звучит от лица женщины, нежели от мужчины с амплуа «сердцееда». Обычно мужчина «лепит, творит, малюет» свою возлюбленную, а не наоборот.
История песни расставляет всё на свои места. Песня писалась уже на готовое стихотворение, написанное женщиной и от имени женщины и не предназначавшееся в «песенные тексты»:
«Ты меня любишь. Правом мужского, властного я под тобою, я над тобой распластана»,
- такие строки были в стихотворении, которое, по мнению Казаковой, не подходило для песни.
Крутому она хотела предложить другой свой текст, о чем сообщила среди ночи в телефонном звонке. Поэтесса была уверена, что сочинила будущий хит. Однако Крутого стихи не впечатляли, он рассудил, что ночной звонок того не стоит и собирался «даже не просыпаться». Такая реакция задела поэтессу и она «на контрасте» решила прочитать «Ты меня любишь».
«Мне как припечатало»
- вспоминал свою реакцию Игорь Яковлевич. На утро хит был готов.
Стихи Казакова отредактировала, чтобы они могли исполняться мужчиной, песня по умолчанию предназначалась Серову. Критики отмечали в поэзии Казаковой «мужской подход к любви» и излишнюю эмоциональность, поэтому Серову её стихи очень подходили.
"Эскадрон"
Муз, ст. и исп. О. Газманов
Народный артист России Олег Газманов считает, что его сценическая карьера насчитывает уже больше 55 лет. По крайней мере, такой юбилей творческой деятельности артист недавно отмечал. У широкой аудитории взлет популярности Газманова всё же ассоциируется с концом 80-х - началом 90-х годов.
На рубеже десятилетий по стране промчался «эскадрон мыслей шальных». Песня, ставшая хитом и «визитной карточкой», была написана им в 1989 году, в минуты, когда набирающий популярность артист был не в лучшем расположении духа. Причиной плохого настроения было то, что некоторые песни исполнителя подвергались опале, в советских реалиях их сочли слишком легкомысленными. Вот и «Эскадрон» радио- и телепрограммы не спешили взять в эфир. Впервые прозвучав на концерте в Лужниках, песня произвела фурор и обрела популярность в народе.
В эфире песня прозвучала, но не в музыкальной программе, а в аналитической – «Взгляд» и утвердилась в статусе хита, за которой по итогам 1990 Олег Михайлович получил дипломы «Песни года», где выступил с «Эксадроном» в сопровождении одноименной группы.
Сама песня, распахнутая шинель, в которую он был облачен и проделанный во время выступления акробатический «кульбит» стали фирменными знаками, визитными карточками певца в тот период.
Эпилог
Программа фестиваля «Песня-90» оказалась богата на «поющих композиторов», авторов исполнителей, выступавших с собственными большими хитами. Среди них был и широко известный музыкант, поэт, композитор, а позже и музыкальный критик, которого многие вписывают в ряды так называемых «исполнителей одного хита». Речь о Юрии Эдуардовиче Лозе, проплывшем по нашей музыкальной культуре на «маленьком плоту».
Свидетели эпохи 80-х – 90-х назовут еще с десяток других его хитов.
На «Песне-90» Лоза исполнил тот самый «Плот», но считать эту песню хитом 90 года уж никак нельзя, её создание датировано 1982 годом. Она была исполнена и издана с группой «Зодчие» в 1984, позже зазвучала в сольном исполнении и была уже достаточно известна слушателем, поэтому в основной обзор хитов фестиваля не вошла, но не упомянуть хит такого масштаба было бы упущением.
Написан «Плот» был в тот период, когда Юрий Лоза работал в группе «Интеграл» под руководством Бари Алибасова. И это имя тоже всплывает в контексте фестиваля «Песня-90», на котором публике предстал новый проект Бари Каримовича. Среди многочисленных лауреатов фестиваля была группа «На-на» с номером «Эскимос и папуас».
Фестиваль получился переломным, отразив и высветив две эпохи. На одну сцену с артистами советского времени вышли звезды 80-х и те, чьи песни будут сопровождать жизнь страны в последующие годы, на закате XX и на заре нового XXI века. В подобных обзорах я стараюсь отбирать песни, которые остаются памятными при взгляде из сегодняшнего дня, но восприятие музыкальной культуры и понятия хита очень индивидуально, и представления о главных хитах 1990 года у каждого слушателя будет своё, а потому и список можно продолжать.
Материл имеет обзорный характер, создан исключительно в развлекательных целях на базе информации из отрытых источников.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни разных лет и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.