Степан Григорьевич Писахов известен больше как писатель. По крайней мере, в школе о нем, как о художнике, не говорится. Поэтому я и сама была удивлена, обнаружив, что Писахов сначала художник, а потом писатель. Об этом я узнала в музее Степана Писахова.
Отец писателя, еврей Год Пейсах, мещанин Шкловского общества Могилевской губернии, крестился в православие и стал Григорием Михайловичем Писаховым. Отчество Михайлович он получил от крёстного отца — архангельского мещанина Михаила Прохорова (Википедия).
Мать Степана Писахова была дочерью писаря.
Бабушка и дед Писахова по материнской линии родом с Пинеги. Род староверский. Брат бабушки, дед Леонтий, был профессиональным сказочником-рассказчиком. Его даже на промысел брали именно сказочником. Но рассказы его никто не записывал. Степан же деда Леонтия уже не застал.
О своих родителях Степан Григорьевич писал : "В труде весь свой век и весьма небогато жили мои родители. Но жили доброчестно. И тихое сияние этой благостной доброчестности чудным образом светит и мне. Светит и посейчас".
Родители Степана считали, что детей нужно готовить к практической деятельности, хорошее образование ни к чему. Поэтому мальчик учился не в гимназии, где давались основы фундаментального классического образования, а в городском училище, о чём он позже сожалел. Чтение и рисование в семье не поощрялось. А вот к ювелирным и гравёрным делам приучить старались. Отец говорил: «Будь сапожником, доктором, учителем, будь человеком нужным, а без художника люди проживут». Но что уж в судьбе прописано было...
Писахов отмечает в автобиографии, что впервые выехал из Архангельска в 1896 году. Известно, что в 1899 году он предпринял неудавшуюся попытку поступить в художественную школу в Казани. Но от мечты получить художественное образование Писахов не отказался и решил попытать счастья в Петербурге. Судя по всему, убедить отца в правильности своего выбора ему так и не удалось. Как вспоминал впоследствии Писахов «Чтобы попасть в Петербург нужны были деньги на дорогу. Я поступил рабочим на лесопильный завод Я. Макарова, убирал хлам на бирже. К концу лета в руках были деньги на дорогу». В 1902 году в Петербурге поступает вольнослушателем в Центральное училище технического рисования барона Штиглица. (Википедия)
В училище студент фигурирует под фамилией "Пейсахов". Когда он поменял ее на Писахова, исследователи установить пока не могут.
Отец, смирившись с желанием сына выучиться на художника, деньги из Архангельска посылал, но немного, всего десять рублей в месяц. Как Степану жилось, можно было бы прочитать в воспоминаниях Писахова, название которым он дал такое: "Голодная академия" Полностью этот свой замысел он так и не осуществил. Но отдельные фрагменты этой рукописи опубликованы в 2015 году в книге И. Б. Пономарёвой «Главы из жизни Степана Писахова»
Студент Писахов много читал, особенно любил Достоевского. Часто посещал музеи, выставки, театры. «Я вырос на галерке Александринского и Мариинского», — писал он. Эрмитаж он полюбил так, что даже сочинил сказочную историю о том, что встречал Новый год в его залах вместе с знаменитыми художниками, такими, как Рафаэль, Ван Дейк и др.
С лета 1905 года художник начинает путешествовать. На этюды он уезжает на Новую землю. Красота заполярного мира его потрясла. Он 16 раз будет посещать Новую землю. (Последняя поездка состоится в 1945 году.) Особенное впечатление на него произвели камнеломки. Своей жизнестойкостью и красотой.
Художник посещает и зарубежные страны. Особенно много он посетил стран восточных. Был так же и в западных странах.
После революции Писахов, как человек непролетарского происхождения, жил в страхе, но его спасло то, что он был отчислен из училища за участие в волнениях студентов.
Заручившись у советских органов различными документами, он ездит по Архангельской губернии и зарисовывает различные церкви, за что ему огромная благодарность, ведь это было время потери многих и многих храмов. Зарисовывает он и предметы старины, записывает фольклор.
Работы с храмами выполнены, как правило, акварелью. Очень чистые, прозрачные работы.
Писахов устраивает выставки работ. За 1920-1921 гг, например, он организовал аж 5 выставок. В эти же годы он заявляет о себе и как писатель-сказочник. В 1939 году его принимают в Союз писателей.
Писахов продолжает ездить работать на север. Теперь в его работах отображается то новое, что пришло на север вместе с советской властью.
Годы ВеликойВ Отечественной войны Писахов провёл в Архангельске, разделяя со своими земляками все невзгоды тыловой жизни, жили и холодно, и голодно. Писахов: «Время не ждёт, стукнуло 65. Была собрана юбилейная комиссия. Надо было подписать отношение в Москву для утверждения о разрешении юбилея. … Кому надо было подписать… — отменил. Просто запретил! И всё. Даже учительской пенсии нет, даже возрастной нет. Живу перевёртываюсь… Порой хочется жить. Хочется дождаться конца погани — фашистов. На мне одежда расползается. Пальто донашиваю отцовское!… А я ещё тяну, все ещё как-то нахожу возможность оплатить обед, штопать одежду, утешаюсь мыслями: вычеркнуть юбилей смогли — вычеркнуть меня из существования могут. Вычеркнуть мои работы — картины, сказки… Врут-с! Не вычеркнуть!»
После войны Писахов приносит в Архангельское издательство новую рукопись сказок. В письме Якову Шведову он горько шутит о «подарке», который сделало ему издательство на 70-летний юбилей: «Издали девять сказок. Два года перечитывали, представил около ста сказок. Боялись, „как бы чего не вышло“. Вышло! Вышли девять сказок. Эти девять сказок, пожалуй, последнее издание при мне».
Но это о Писахове-писателе. О Писахове-художнике еще немного:
С 1928 года основным заработком Писахова были уроки рисования. Почти четверть века проработал он в школах Архангельска. Он писал: «Мои ученики без добавочной художественной подготовки поступали в художественные вузы, что считаю тоже своей наградой». Из воспоминаний его бывшего ученика, художника-графика Юрия Данилова: «Прежде всего, человек необыкновенный, с необыкновенным багажом знаний, с необыкновенной щедростью отдачи всего, что знал и умел, с необыкновенной добротой».
Удивило, что свои сказки он сам никогда не иллюстрировал. А иллюстрациям других художников радовался. Считал, что каждый имел право на своё прочтение его сказок. .
Потрясла работа под названием "Церковь, путь к которой потерян"
Еще несколько понравившихся мне работ:
Еще немного о самом музее, что так мне понравился, расскажу в следующей публикации. Поделитесь впечатлениями о прочитанном, пожалуйста.