Этим вопросом задаются многие начинающие авторы. Действительно, зачем, если диктует муза, вдохновение, ангел или еще кто-то нематериальный с крылышками? Но если серьезно, профессионала от любителя отличает вовсе не особенный вдохновенный вид, а способность долго и тщательно работать над текстом.
Для меня не существует вопроса «Редактировать ли свой текст?». Я задаюсь другими: «Сколько раз его редактировать?», «Как понять, что пора остановиться?» и «Когда можно считать художественное произведение готовым?».
Я редактирую свой текст много раз. Первые две-три редакции делаются для исправления сюжета, доработки образов и устранения фактических и стилистических ошибок. Часто такая правка превращается в переписывание и затягивается на несколько лет. Когда мне кажется, что рассказ или повесть более-менее готовы, я вычитываю произведение на предмет орфографических ошибок и знаков препинания. Но в процессе я увлекаюсь, перестаю обращать внимание на ошибки и опечатки (которых у меня из-за дисграфии немало), и снова редактирую стилистику, диалоги, убираю многословие, которым тоже грешу. Поэтому перед отправкой текста куда-либо я стараюсь дать его на вычитку редактору и корректору. Только тогда я могу быть более-менее спокойна…
Этот мой опыт – результат прошлых ошибок, невнимательности и разгильдяйства. Сколько раз я, с огромным трудом добившись публикации в литературном журнале, открывала свой рассказ и находила ошибки, опечатки и, самое страшное, нелепые стилистические огрехи. Тогда я впадала в депрессию на несколько дней. Рассказ испорчен, публикация не удалась, все усилия были зря.
К сожалению, сегодня почти отсутствует институт редакторов и корректоров. Даже в крупных издательствах им платят такие смешные деньги, что они вычитывают текст по диагонали. Что уж говорить про литературные журналы, которые и вовсе существуют на энтузиазме и литературном святом духе? Поэтому ошибки в книгах современных авторов и в журнальных публикациях сегодня встречаются часто. И я, понимая, как устроен издательский мир, отношусь к этому терпимо, хотя, конечно, бывает до слез обидно за прекрасный рассказ, впечатление от которого портят опечатки.
Получается, если у автора нет собственных денег (довольно немалых ) на хорошего редактора и корректора, то его текст будет опубликован с ошибками, потому что никому, в том числе издательству, нет до них дела.
Что же делать? Редактировать самому настолько хорошо, насколько это возможно. Ну и найти все же кого-то, кто поможет с редактурой и корректурой: по дружбе или за деньги.
Я считаю, что обременять бесплатной работой знакомых писателей и редакторов как минимум нетактично, ведь это большой труд (сама работаю редактором). Поэтому у меня есть редактор и корректор, которые делают это за деньги. Поиск такого человека – задача непростая. Он должен совпасть с моей стилистикой, с моими идеями и темами, он должен мне нравиться и при этом не стоить космических денег. Идеального редактора я пока не нашла, и мне кажется, это сложнее, чем найти мужа. Но где в принципе можно искать редакторов и корректоров:
· Среди пишущих друзей – многие более-менее профессиональные писатели подрабатывают редакторами, рецензентами и коучами по писательскому мастерству. Поэтому если вам нравится, как кто-то пишет, можете смело обратиться к нему с вопросом, занимается ли он редактурой и может ли вам помочь.
· На ресурсах по самиздату, например, на Ridero. Цены там выше среднего, но зато работают очень профессиональные люди с гарантией качества от одного из самых крупных литературных сервисов.
· На сайтах по писательскому мастерству и редактированию. Их много, разброс цен приличный, и, конечно, нужно выбирать.
· Через сайты вроде Профи.ру, YouDo и другие ресурсы по поиску специалистов – здесь вы сами пишете задание и цену, которую готовы заплатить. Желающие найдутся на любой запрос, но, конечно, проверить качество редактуры до начала работы бывает сложно.
· С помощью онлайн-сервисов типа Text.ru, LanguageTool, «Орфограммка» (многие из них тоже платные, но гораздо дешевле корректоров-людей). К сожалению, редактура у них довольно поверхностная. Но это все же лучше, чем ничего.
· С помощью ИИ, который неплохо редактирует тексты. К сожалению, он часто дописывает что-то «от себя». Кроме того, ваш текст автоматически становится материалом, на котором он обучается, то есть ваши сюжетные ходы вполне могут быть предложены какому-то другому автору, который будет использовать ИИ для написания своего произведения. Но, с другой стороны, у искусственного интеллекта в доступе – произведения величайших литературных гениев всех времен. Что уж беспокоиться про наши с вами литературные упражнения?
В общем, редактура — это не про сомнения в себе, а про то, чтобы вашу историю услышали именно такой, какой вы её задумали. Так что ищите, пробуйте, правьте — и пусть ваши тексты будут не только гениальными, но и без лишних запятых.
***
Дорогие читатели! Если хотите поддержать меня, можно лайкнуть мой текст или оставить комментарий — это помогает развитию канала.
Также можно купить мои уже опубликованные книги на Ridero:
Или подписаться на мой канал в Telegram
Спасибо, что читаете меня!