Найти в Дзене
Беспорядочные путешествия

Милицейский «стакан на ножке»: символ советской эпохи в Москве и Кабуле

Приветствую постоянных читателей и гостей этого блога! Пару месяцев тому назад на канале вышла публикация, посвященная последнему милицейскому «стакану» Москвы. Так в советские годы называли будки регулировщика дорожного движения, поднятые над землей на изящной «ножке». Казалось бы, еще совсем недавно они располагались на наиболее загруженных автомагистралях и перекрестках столицы, а сегодня, что называется, и след простыл. Один-единственный стакан сохранился в заповедной зоне Москвы, в Серебряном Бору, на территории поисково-спасательной станции, аккурат на набережной Москвы-реки. «Стакан» уже давно отработал свое и уступил место на службе водной безопасности Москвы современным средствам видеонаблюдения. Совсем недавно, правда, был еще один, который располагался на 3-й Хорошевской улице около пожарной части №29, но в 2022 году будку отправили на реставрацию, чтобы в будущем включить в состав экспозиции Музей транспорта. Написав статью о последнем московском «стакане», я, как мне тогд

Приветствую постоянных читателей и гостей этого блога!

Пару месяцев тому назад на канале вышла публикация, посвященная последнему милицейскому «стакану» Москвы. Так в советские годы называли будки регулировщика дорожного движения, поднятые над землей на изящной «ножке». Казалось бы, еще совсем недавно они располагались на наиболее загруженных автомагистралях и перекрестках столицы, а сегодня, что называется, и след простыл. Один-единственный стакан сохранился в заповедной зоне Москвы, в Серебряном Бору, на территории поисково-спасательной станции, аккурат на набережной Москвы-реки. «Стакан» уже давно отработал свое и уступил место на службе водной безопасности Москвы современным средствам видеонаблюдения. Совсем недавно, правда, был еще один, который располагался на 3-й Хорошевской улице около пожарной части №29, но в 2022 году будку отправили на реставрацию, чтобы в будущем включить в состав экспозиции Музей транспорта.

Написав статью о последнем московском «стакане», я, как мне тогда казалось, перевернул данную страницу и возвращаться к этой теме больше не планировал. Но прошло совсем немного времени, как я внезапно наткнулся на еще один сохранившийся «стакан», немного дряхлый и обветшалый, но все же выглядящий вполне достойно для своего преклонного возраста. Напомню, массовая установка милицейских будок на ножках пришлась на 1960-е – 1970-е годы, так что возраст тех немногих долгожителей, что по-прежнему в строю, на сегодняшний день превышает полвека. И тем удивительнее, что второй стакан, найденный мной за несколько месяцев, расположен не на заповедной природной территории, а в месте, претерпевшем множество перемен за последние десятилетия.

-2

Итак, карты на стол. Дело было в Кабуле, столице Афганистана, причем в самом центре города, на одном из наиболее загруженных перекрестков. Регулирование дорожного движения там и впрямь было бы очень кстати. Уж не знаю, как в Афганистане водили полвека назад, но сегодня местные автолюбители полностью игнорируют любые правила движения. Кто понаглее, кто громче просигналит и выкрикнет что-либо в окно, тот и проезжает. Все машины здесь ездят потертыми и помятыми, а на небольшие ДТП водители попросту не обращают внимания. На этом фоне опустевший кабульский «стакан» выглядит крайне любопытно. Лесенка на ножке у него, кстати, тоже сохранилась, и при желании можно даже было залезть наверх. Вот только любой иностранец, и я не исключение, в Кабуле и так словно белая ворона привлекает взгляды прохожих. Так что, если б я еще и начал залезать в стакан, кто его знает, что было бы.

-3

Увидев уцелевший «стакан» в Кабуле, я очень удивился, но уже после вспомнил, что читал о его существовании во время подготовки прошлой статьи. Тогда на глаза попалась новость о демонтаже будки на 3-й Хорошевской улице для ее последующего ремонта и перенос в Музей транспорта. В ней утверждалось, что «стаканов» осталось всего три: два в Москве и один в Кабуле. Что ж, похоже на правду, если, конечно где-то еще на просторах бывшего Союза и дружеских стран вдруг не обнаружится еще одна чудом уцелевшая будка на ножке. Искать, впрочем, имеет смысл не везде, а лишь в крупных на тот момент городах, уже в 1970-х годах нуждавшихся в ручном регулировании дорожного движения на оживленных перекрестках.

-4

По фотографиям видно, что московский и кабульский «стаканы» – не родные братья-близнецы, а скорее дальние родственники. Главное отличие – меньшее количество граней у будки в столице Афганистана, отчего знаменитый советский граненый стакан она напоминает не столь явно. Но происхождение у обеих будок, скорее всего, общее: Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод (СВАРЗ) в Москве. Так что путь «стакана» из советской столицы в столицу Афганистана, что и говорить, был долог. Хотя вообще-то немудрено: и до начала военных действий, и даже после СССР оказывал Афганистану существенную экономическую помощь и помогал в реализации разного рода масштабных промышленных и инфраструктурных проектов. В этом смысле одна небольшая милицейская будка была лишь каплей в море. Примечательно, впрочем, что именно она сохранилась вплоть до наших дней и все так же возвышается над одной из кабульских площадей.

-5

Наверняка, если копнуть немного глубже, «советский след» обнаружится еще во многих областях жизни и в частности городского устройства Афганистана. Да и в целом лично для меня стало настоящим открытием, что подавляющее большинство афганцев сегодня относятся к нашей стране крайне положительно. На вопрос местных жителей, откуда я приехал, я всякий раз отвечал «Шурави» (историческое название уроженцев СССР и России в Афганистане), а ответом со стороны афганцев неизменно была улыбка и поднятый вверх большой палец. Так что впечатления от общения с афганцами у меня остались самые положительные. Да и встретить на улицах Кабула старенький советский «стакан» тоже было неожиданно и довольно приятно.

-6

И на этом о советском милицейском «стакане» в Кабуле на сегодня все. Спасибо, что дочитали! Надеюсь, было интересно.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных фактах и местах в Москве, России и за рубежом.