Найти в Дзене

"Всё же радостных дней было больше..." Судьба моей сестры

Анна Михайловна Демина из поселка Ясног Республики Коми рассказала о жизни своей старшей сестры, пережившей двадцатое столетие. Вообще судьба советской женщины в двадцатом веке, ее роль в жизни нашей страны - это отдельная, сложная тема, несомненно заслуживающая большого внимания. История, рассказанная ниже, - яркое тому подтверждение. «Решила написать про свою сестру Нину Михайловну Игнатову. В нашей большой семье росли одиннадцать братьев и сестер, у всех у нас разные судьбы – можно было бы снять интересный фильм. Сегодня расскажу о Ниночке. Мама наша Мария Андрияновна Игнатова рожала нас зимой – в бане, а летом – в сарае. Рано утром 16 ноября 1922 года папа, Михаил Иванович Игнатов, принес домой пятого новорожденного ребенка – это была беленькая голубоглазая девочка, ставшая любимицей отца. Назвали ее Ниной. После окончания седьмого класса (тогда это было - как теперь девятый класс, неполная средняя школа) Нина почти сразу же вышла замуж за одноклассника Сашу Колегова. Он жил с мате

Анна Михайловна Демина из поселка Ясног Республики Коми рассказала о жизни своей старшей сестры, пережившей двадцатое столетие. Вообще судьба советской женщины в двадцатом веке, ее роль в жизни нашей страны - это отдельная, сложная тема, несомненно заслуживающая большого внимания. История, рассказанная ниже, - яркое тому подтверждение.

«Решила написать про свою сестру Нину Михайловну Игнатову. В нашей большой семье росли одиннадцать братьев и сестер, у всех у нас разные судьбы – можно было бы снять интересный фильм. Сегодня расскажу о Ниночке.

Мама наша Мария Андрияновна Игнатова рожала нас зимой – в бане, а летом – в сарае. Рано утром 16 ноября 1922 года папа, Михаил Иванович Игнатов, принес домой пятого новорожденного ребенка – это была беленькая голубоглазая девочка, ставшая любимицей отца. Назвали ее Ниной.

После окончания седьмого класса (тогда это было - как теперь девятый класс, неполная средняя школа) Нина почти сразу же вышла замуж за одноклассника Сашу Колегова. Он жил с матерью в другой части нашего села с необычным названием Ыб (это в Республике Коми, большое село на семи холмах, протяженностью 15 километров). Приехали сваты с другого конца села и увезли нашу Ниночку на лошади с колокольчиками. Это было за несколько дней до начала войны.

Село Ыб. Церковь Вознесения Господня
Село Ыб. Церковь Вознесения Господня

А 22 июня Сашу призвали на фронт. И Нина сама себе стала пробивать дорогу в жизни. Она выучилась и всю войну проработала ревизором по сберкассам – ходила и ездила по южным районам Коми АССР. Почти всегда ходила пешком, лишь иногда давали лошадь. В селах ее всегда встречали приветливо, устраивали на ночлег, кормили, поили чаем. Кроме того, у Нины была с собой продуктовая карточка, по которой она могла в любом магазине получить 400 граммов хлеба в сутки.

Однажды зимой в каком-то колхозе сестре предложили старенькую лошадь. На болотистом месте лошадь провалилась передними ногами, не смогла выбраться и погибла. Сестра успела соскочить и спаслась. Как мы тогда переживали за Нину, особенно отец! Он пошел пешком в тот колхоз и узнал, что на лошади уже много лет не пахали и не возили дрова. Поэтому Нину не арестовали и с работы не тронули (тогда было очень строго), но присудили заплатить за умершую лошадь.

И вот кончилась война. Саша Колегов приехал домой – вся грудь в орденах. Дошел до самого Берлина, и ни одна пуля его не задела, – счастливый, в рубашке родился.

Пошла послевоенная жизнь. Саша устроился на работу комендантом: следил за нашими военнопленными и немецкими семьями, которых привезли в лесные поселки. Нина перешла работать в лесопункт нормировщиком. У них с мужем родилась дочь Тамара, но в возрасте года девочка заболела и умерла. А больше детей не было, шли годы, но дети не рождались. И Саша стал гулять на сторону и прямо сказал жене, что без детей она ему не нужна. Нашел он себе молодую, красивую девушку Лизу. А Нина поехала в деревню Додзь, что в ста километрах от Сыктывкара, ее направили туда служить директором Дома инвалидов.

Там ее встретил очень хороший овдовевший человек – Пантелеймон Васильевич Потапов. Тоже участник войны, и наград у него было не меньше, чем у Колегова, только, в отличие от него, Пантелеймон Васильевич был несколько раз ранен.

Мать Пантелеймона жила в той же деревне Додзь, она и написала сыну, что приехала к ним в село такая женщина – очень похожая на его покойную супругу, к тому же добрая, приветливая. Пантелеймон приехал в село в отпуск, увидел Нину и удивился – действительно, как похожа на покойную жену! Они с Ниной стали встречаться. Когда отпуск у него подошел к концу, он открылся Нине, что вдовец с тремя детишками и что ищет себе спутницу на всю оставшуюся жизнь и детям – мать, а не мачеху. Нина взяла десять дней отпуска, и они поехали в поселок Войвож Ухтинского района, чтобы встретиться с детьми. У Пантелеймона были два сына, десяти и шести лет, и восьмилетняя дочь Роза – что удивительно, очень похожая на Нину, такая же беленькая с голубыми глазами.

До Нины Пантелеймон уже приводил в дом двух женщин, но дети их выгоняли, не принимали. Но когда Нина собралась уезжать (ей нужно было уволиться и расторгнуть брак с Колеговым), дети заплакали, испугавшись, что эта тетя больше не приедет. Отец их еле успокоил, сказал, что тоже поедет с Ниной и привезет ее домой.

Развод был скандальным. Колегов никак не хотел разводиться, заявил, что все еще любит Нину. На что Пантелеймон ответил, что жену надо было беречь!

Нина и Пантелеймон вернулись к детям, а потом переехали с ними в Ухту. Началась совместная жизнь. Конечно, не все шло гладко, но радостных дней было больше. И Нина родила сыночка, назвали его Сашей. Сестра, правда, не хотела называть сына именем первой ее любви, но Пантелеймон сказал, что не все Саши одинаковы, настоял на своем.

Всех своих детей они поставили на ноги, дали образование. А когда Нина с мужем приезжали в гости к нашей маме, Пантелеймон говорил: «Ты мне, дорогая теща, родила богиню!»

Много лет прошло с тех пор. После скоропостижной смерти мужа Нина часто приезжала в Поингу, где жили его родные. Моя сестричка умерла тоже скоропостижно – стоя в очереди за билетами у кассы железнодорожного вокзала города Ухты. Такая же участь ждала их сына Сашу: он скончался, поднимаясь по лестнице на пятый этаж поликлиники. На кладбище Ухты лежат наши родные в одной оградке – отец, мать и сын. Вечная им память…

В настоящее время жива одна только Роза Пантелеймоновна, всю жизнь проработавшая медицинской сестрой. Живет она теперь в Самаре, воспитывает своих внучат.

Забыла досказать про первого мужа сестры. Его вторая жена Елизавета родила троих детей, но стала сильно пить и гулять. Когда она однажды не пришла домой ночевать, Александр Константинович Колегов, которого на войне пули не брали, покончил жизнь самоубийством. Вот такая судьба…»

-3