Найти в Дзене
Сочиняка

Итоговое сочинение: «Почему человеку необходимы нравственные нормы?»

Нравственные нормы — это невидимый каркас, на котором держится человеческая личность и общество в целом. Это внутренний компас, состоящий из понятий добра и зла, совести, долга, чести и сострадания. Без этого компаса человек рискует заблудиться в лабиринте собственных желаний и страстей, а общество превратится в хаос, где торжествует право сильного. Я убежден, что нравственные нормы необходимы человеку, чтобы сохранить свою человеческую сущность, выстроить гармоничные отношения с окружающими и обрести внутреннюю опору в сложном мире.

Аргумент 1: Нравственные нормы как защита от внутреннего хаоса и духовной деградации

Прежде всего, нравственность — это стержень, который не позволяет личности разрушить себя изнутри. Ярчайшим примером тому служит судьба главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова. Пытаясь переступить через фундаментальную норму «не убий», он создает теорию, оправдывающую преступление «по совести». Однако, совершив убийство старухи-процентщицы, он убивает и часть своей души. Его теория рушится, столкнувшись с невыносимыми муками совести. Не юридическое наказание, а именно внутреннее, нравственное истязание становится для него главной карой. Через страдание Раскольников приходит к очищению, доказывая, что без нравственных основ человек обречен на невыносимые духовные страдания и саморазрушение.

Аргумент 2: Нравственные нормы как основа доверия и единства в обществе

Если нравственность регулирует внутренний мир человека, то в масштабах общества она выступает как гарант стабильности и доверия. Вспомним повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Весь сюжет пронизан идеей чести, долга и верности данному слову. Отец главного героя, Петра Гринева, напутствует его: «Береги честь смолоду». Эта норма становится для Гринева путеводной звездой. Он отказывается присягнуть Пугачеву, рискуя жизнью, но сохраняя верность присяге. Взаимное уважение, основанное на понятиях чести, возникает даже между Гриневым и Пугачевым, который, будучи бунтовщиком, ценит в юноше прямоту и верность. В противовес ему Швабрин, для которого нет никаких моральных принципов, предстает как подлый и жалкий человек. На этом примере мы видим, что именно общие для всех нравственные нормы позволяют людям доверять друг другу, сотрудничать и чувствовать себя частью единого целого, даже в самых суровых условиях.

Таким образом, нравственные нормы — это отнюдь не пережиток прошлого или скучный свод правил. Это жизненно важный ориентир, без которого невозможна полноценная жизнь ни для отдельного человека, ни для общества. Они охраняют нас от внутреннего распада, как в случае с Раскольниковым, и связывают нас прочными, доверительными узами, как в истории Гринева. В конечном счете, следование нравственным нормам — это проявление силы, а не слабости, ведь только сильный духом человек способен противостоять искушениям и нести ответственность за свои поступки, оставаясь Человеком с большой буквы.