Найти в Дзене
О! СЮЖЕТ

Кинодрама «Вера Дрейк» (2004) Майка Ли: когда добро карается законом

Недавний призыв сенатора Матвиенко рожать в восемнадцать лет, а также неумолкающая трескотня политиков, думских, общественных и религиозных деятелей о необходимости повышения рождаемости напомнили мне об одном замечательном социальном киносюжете. Он сам по себе такой болезненный и острый, что писать к нему преамбулу нет необходимости. Давайте сразу его посмотрим - коротко и без спойлеров. В кинодраме "Вера Дрейк" (2004) британский режиссер и сценарист Майк Ли спокойно и без морализаторства исследует болезненные социальные проблемы. Ничего экстремального или преувеличенного: главную героиню зовут Вера Дрейк (Имельда Стонтон), она замужем, имеет двоих взрослых детей, престарелую мать, убирает дома богатых женщин и подрабатывает на фабрике по производству лампочек. Делая перебежки между работами, домом и нуждающейся в уходе матерью, Вера мимоходом навещает больных и обездоленных соседей, приносит им печенье и заваривает чай. И все это бесплатно, не из чувства долга и не из желания совер

Недавний призыв сенатора Матвиенко рожать в восемнадцать лет, а также неумолкающая трескотня политиков, думских, общественных и религиозных деятелей о необходимости повышения рождаемости напомнили мне об одном замечательном социальном киносюжете. Он сам по себе такой болезненный и острый, что писать к нему преамбулу нет необходимости. Давайте сразу его посмотрим - коротко и без спойлеров.

В кинодраме "Вера Дрейк" (2004) британский режиссер и сценарист Майк Ли спокойно и без морализаторства исследует болезненные социальные проблемы. Ничего экстремального или преувеличенного: главную героиню зовут Вера Дрейк (Имельда Стонтон), она замужем, имеет двоих взрослых детей, престарелую мать, убирает дома богатых женщин и подрабатывает на фабрике по производству лампочек.

Делая перебежки между работами, домом и нуждающейся в уходе матерью, Вера мимоходом навещает больных и обездоленных соседей, приносит им печенье и заваривает чай. И все это бесплатно, не из чувства долга и не из желания совершить подвиг. Простая и уютная женщина, из тех, кто всегда с улыбкой в глазах, а не на устах. Внешне отдаленно похожая на Нину Кухарчук, жену Никиты Хрущева.

-2

Если Веру спросить, зачем ей все это надо, она не сможет ответить. В Лондоне начала 1950-х годов еще действовует нормирование продуктов питания и ощущаются последствия бомбардировок. Дефицит продуктов и товаров особенно остро чувствуют на себе бедные люди, которым Вера помогает, просто пригласив к себе домой на обед. "А как же, милый, надо хоть иногда хорошо питаться."

-3

Это все о Вере. Не слишком-то интересная, хотя и очень добрая история. Но есть еще кое-что, придающее ее финалу криминальное звучание. Дело в том, что Вера "помогает женщинам, попавшим в деликатное положение". Проще говоря, она делает аборты на дому, и тоже бесплатно, кстати.

-4

Собственно, это и не аборты как таковые, нет никаких шприцев, кюреток, расширителей, щипцов и ножниц. Вера приносит с собой только спринцовку, дезинфицирующий раствор и мыло. Ни сильной боли, ни крови, ни всего остального ужаса. Лишь ее ласковое напоследок: "Выпейте чаю, милая, все будет хорошо".

-5

Особо чувствительным к этой деликатной теме людям, а также непримиримым борцам с правом женщины распоряжаться своим организмом, стоит заметить, что в ситуацию, когда услуги Веры необходимы, попадают совершенно разные женщины. Случайная связь или распутство в качестве причины - далеко не на первом месте.

-6

Чаще всего это упертый муж-производитель, для которого контрацепция либо грех, либо "ну ее к лешему, резину эту". Семеро есть, восьмого и не заметим, пусть бегает. Старшей уже десятый год пошел, на фабрике с матерью работает - прокормимся.

-7

Нужна Верина помощь и жертвам насилия, соблазненным и покинутым доверчивым девушкам, брошенным невестам, овдовевшим не ко времени женщинам. Напомню, на дворе 1950-й. В стране действует закон о запрете абортов аж 1861 года. Впрочем, законы пишут только для бедных, богатые же дамы могут позволить себе медицинский аборт в клинике, вполне официально - за 100 гиней.

-8

Все остальные обязаны рожать, а иначе никак: нужны люди, для удобства называемые населением. Вот и посылают несчастные женщины за Верой, и она спешит к ним на помощь со своим нехитрым инструментарием, аккуратно уложенным в коробку из-под торта.

Находит "клиенток" Верина подруга (Рут Шин), которая, в отличие от самой повитухи, что-то с них берет, когда деньгами, а когда продуктами. Для Веры же эти визиты - продолжение соседской благотворительности, которой она занимается всю свою жизнь.

И, скорее всего, занималась бы и дальше, пока власти не отменили бы этот нелепый бесчеловечный закон. Но случается так, что у одной клиентки начинается воспаление, она попадает в больницу, и местный доктор сообщает о факте подпольного аборта полиции.

-9

Веру арестовывают и судят. И смотреть на это судилище нужно своими глазами. Сделайте это, и вы увидите как бесподобна игра Имельды Стонтон. Знаю, что она получила за эту роль множество наград и номинаций, фильм тоже без них не остался.

-10

Несколько слов о картине. Сила режиссера Майка Ли заключается прежде всего в его маниакальном внимании к деталям. Тесные квартирки с тусклыми обоями и протертыми диванами, дефицитный сахар с черного рынка, блеклые кофточки и фартуки в цветочек английских хозяек создают настолько реалистичную атмосферу, что можно почти почувствовать запах бедности.

"Вера Дрейк" рассказывает о бесправии женщин, столкнувшихся с законом, который распространяется только на бедных. Мужчины во время Вериных визитов остаются в тени, в лучшем случае за дверями соседних комнат, пока Вера заботится об их женщинах.

Ее арест, который происходит во время праздничного ужина, — одна из самых эмоциональных сцен в фильме. В каждом кадре Майк Ли фокусируется не репликах, а на лицах актеров и на маленьких жестах.

Режиссер посвятил фильм своему отцу-доктору и матери-акушерке, ему самому в 1950 году было всего семь лет. "Я был очень наблюдательным для семилетнего, — сказал он как-то в интервью. — Я знал, что происходит".

В России, где последнее время вопрос деторождения из интимно-личного перешел в ранг государственных, и каждый чиновник, поп или медийный шут норовит высказаться за отмену абортов, мы можем только мечтать, что в ближайшее время всех их соберут вместе и принудительно отведут на спецпоказ фильма "Вера Дрейк", дабы эти неутомимые малость охолонули.

А председателю Совета Федерации хочу сказать следующее. Валентина Ивановна, милая, выпейте чаю. Чтобы в 18 лет родить, нужно в половую жизнь вступить лет в 16-17. Не рановато-ли? А как же мораль? Как учеба, образование, мечты о профессии? (Вот если бы моя мама узнала, что я в выпускном классе не уроки, а сумку в роддом готовлю, она бы меня больно от... отругала.) Сами-то вы в 24 родили, а прежде успели Ленинградский химико-фармацевтический институт закончить.

Вы призываете не откладывать материнство, чтобы уложиться в срок фертильности и успеть нарожать побольше ребятишек, понятно. Но у вас у самой только один ребенок. Да-да, знаю, что вы скажете: так получилось, мы хотели, но обстоятельства не позволили. Все как у всех, короче. Оставьте, не нужно вам касаться этой темы. Вы же не поп-стендапер Ткачев, это он все про женщин знает.

Напоследок скажу, что нет и не может быть никакой директивы о размножении граждан. Человеческое общество - не племенное стадо. А для женщины в части деторождения может быть лишь одно решение, и называется оно "правило чемодана": клади столько, сколько сможешь нести сама. Или вообще иди налегке.

Фильм к просмотру рекомендую.

На сегодня все, прощаюсь.

Смотрите лучшее и оставайтесь на О! СЮЖЕТ - здесь только лучшие рекомендации.

И помните (сегодня для нас, сестры): вы не из тех женщин, для которых их пол - это их потолок. Тованда!

Не забывайте про лайк и отзыв, да и донат мне тоже не навредит.

Желаю всем хорошего дня и приятного вечера!