Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию заключительную часть виртуальной экскурсии по участку №8 Новодевичьего кладбища в Москве. Сегодня мы поговорим о людях, имена которых не столь широко известны, но вот надгробия их всегда обращают на себя внимание.
Мотовилов Георгий Иванович (1892–1963)
Известный советский скульптор. Лауреат Сталинской премии первой степени.
Родился 16 (28 июня) 1892 года в Москве. Его отец был главным хирургом известной Екатерининской больницы.
В 1913 году Георгий Мотовилов окончил гимназию с серебряной медалью и поступил на медицинский факультет Московского университета. Успешно окончив курс в 1918 году в дальнейшем медициной, заниматься не стал, а поступил во ВХУТЕМАС, где стал учеником великого скульптора С. Т. Конёнкова.
Прославился главным образом, как мастер художественного рельефа.
Именно Георгий Иванович Мотовилов первым предложил и начал создавать сюжетные рельефы для московского метро как альтернативу декоративному украшательству станций. Его произведения всегда были наполнены позитивным социальным смыслом и художественной выразительностью.
Стал автором внутреннего оформления станций Московского метрополитена
Листаем галерею
за что был удостоен Сталинской премии 1 степени.
В 1937 году Георгий Мотовилов получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за скульптуру «Металлург».
Работы Мотовилова и сегодня можно увидеть на московских улицах
и на Новодевичьем кладбище
Скончался Георгий Иванович Мотовилов 14 июня 1963 года. Похоронен на 8 участке Новодевичьего кладбища.
Долгие годы могилу скульптора и его супруги украшал внешне простой удивительно лаконичный и в то же время необыкновенно выразительный памятник в форме гранитного параллелепипеда
После того, как в 2017 году вместе с родителями была похоронена их дочь Мотовилова Наталия Георгиевна, на надгробии был установлен православный восьмиконечный крест.
Хикмет Назым Ран (1902–1963)
Известный турецкий поэт, прозаик, сценарист, драматург и общественный деятель. Убежденный коммунист, основоположник турецкой революционной поэзии. Романтик революции, проведший большую часть жизни в тюрьме или изгнании. Лауреат Международной премии Мира.
Будущий поэт появился на свет в семье аристократов. Его отец, Хикмет-бей, занимал видный пост в Министерстве иностранных дел Османской империи.
Юный Хикмет учился в привилегированной школе для мальчиков из знатных семейств, а позже продолжил учёбу в Галатасарайском лицее. Первое свое стихотворение «Плач Родины» написал в 11 лет.
Юные годы поэта пришлись на период, когда общество было охвачено политическими страстями, подогреваемыми Первой мировой войной и Русской революцией 1917 года.
После окончания Военно-морской академии в 1918 году Хикмета направили служить офицером на военный крейсер «Хамидийе». Однако уже через год из-за проблем с лёгкими его комиссовали.
В 1921 году Назым Хикмет вместе с несколькими друзьями морем прибыли в Батуми, откуда почти год добирались в Москву, где Хикмет вступил в РКП(б) и поступил в Коммунистический университет трудящихся Востока, на факультет «Экономика и общественная жизнь».
В 1924 году в Москве увидел свет первый поэтический сборник Назыма Хикмета — «28 Kanunisani».
В том же году он возвращается в Стамбул и начинает редактировать ежедневный журнал Свет», печатный орган нелегальной турецкой Компартии.
В феврале 1925 года редакцию разгромили и Хикмет снова бежит в СССР.
В Москве он женится на русской женщине — враче Елене Юрченко, которая скончалась в 1928 году.
После того как в Турции была объявлена амнистия для политических заключённых он возвращается домой.
в Турцию, но был арестован сразу после возвращения и провел в тюрьме восемь месяцев.
После освобождения публиковал стихи, романы, рассказы, статьи, эссе и пьесы в ежедневной газете Akşam. В 1929 году вышли в свет его сборники стихов «835 строк», «Джоконда и Си Я-у». Тогда же он начал работать в редакции авангардистского журнала «Иллюстрированный ежемесячник», который вызвал фурор в интеллектуальных кругах.
Как литератор он быстро получил общественное признание, в 1930—1932 годах он выпустил пять сборников стихов и две пьесы. Впрочем, произведения Хикмета часто подвергались цензуре, а самого его неоднократно арестовывали.
В 1938 году военный суд приговорил Хикмета к 28 годам и 4 месяцам тюрьмы с запретом публикаций по обвинению в подстрекательстве к мятежу. В заключении он провел более 12 лет.
В 1949 году был создан международный комитет по борьбе за освобождение Назыма Хикмета, в который в числе прочих вошли Пабло Пикассо, Поль Робсон и Жан-Поль Сартр.
В 1950 году, после парламентских выборов Хикмет был освобождён на основании всеобщей амнистии.
49 летний поэт опасавшийся нового ареста был вынужден навсегда, покинуть Турцию. Через Чёрное море он бежал в Румынию, а оттуда в 1951 году прибыл в СССР. 25 июля турецкое правительство лишило Хикмета гражданства, и он на основании происхождения своего прадеда получил гражданство Польской Народной Республики, взяв фамилию Божецкий.
Находясь в Советском Союзе, поэт полностью посвятил себя борьбе за мир. В 1951 году Назима Хикмета вместе с Пабло Нерудой наградили Международной премией мира.
В Москве он еще дважды был женат сначала на своем личном враче Галине Григорьевне Колесниковой, а затем на Вере Туляковой сотруднице киностудии «Союзмультфильм».
3 июня 1963 года Назым Хикмет скончался от сердечного приступа и был похоронен на Новодевичьем кладбище, участок №8.
Памятник на могиле Назыма Хикмета появился в 1966 году. Скульпторы-авангардисты Николай Силис и Владимир Лемпорт на чёрной̆ гранитной̆ глыбе вырубили барельеф — силуэт Хикмета, взятого с акварельного портрета, написанного итальянским художником Ренато Гуттузо. Называется портрет «Человек, идущий̆ против ветра». Силуэт тщательно отполирован. Над ним выгравирован автограф поэта
а на боковой̆ грани камня — крупными буквами и цифрами выбито имя и годы жизни.
Велимир Хлебников (1885–1922)
Один из самых ярких представителей "Серебряного века" русской поэзии, чье творчество, несмотря на его сложность к восприятию оставило заметный след не только в русской, но и в мировой литературе.
Один из лидеров русского авангарда, входил в число основоположников русского футуризма, в котором быстро разочаровался. Хлебникова называют реформатором поэтического языка, экспериментатором в области словотворчества. Настоящее имя — Виктор Владимирович Хлебников.
Родился 9 ноября 1885 г. в селе Малые Дербеты Астраханской губернии в семье учёного-биолога. В 1903 г. окончил гимназию в Казани и поступил на физико-математический факультет Казанского университета. За участие в студенческих волнениях был исключён, некоторое время находился под арестом.
В 1903 и 1904 годах ездил в орнитологические экспедиции на север Урала и в Дагестан.
Первые сочинения Хлебникова (1905 г.) — статьи по орнитологии.
В 1908 году Хлебников обосновался в Петербурге и продолжил обучение на историко-филологическом факультете Императорского петербургского университета.
Он начал бывать на поэтических «средах», организованных Вячеславом Ивановым, где произошло его знакомство с акмеистами. Именно тогда он взял себе псевдоним и подписывался как Велимир.
Творческая биография Велимира продолжилась поэмой под названием «Искушение грешника», опубликованной в 1908 году. Среди его знакомых появляется Давид Бурлюк и поэты, входившие в группу «Гилея». Через некоторое время в этой группе оказался и поэт Владимир Маяковский. Члены сообщества видели в Хлебникове главного теоретика футуризма, считали, что это именно он основал ответвление под названием «будетлянство». Название походит от понятия «будет».
Именно под псевдонимом Будетлянин вышли его сборники «Заклятие смехом», «Зверинец» и др.
О поэте, заговорили как о реформаторе поэтического языка.
Считается, что именно он придумал слово ЛЕТЧИК, пришедшее на смену словам АВИАТОР и ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬ.
В 1912 году футуристы издали знаменитый сборник «Пощечина общественному вкусу». В котором нашлось место и двум стихам Велимира – «Кузнечик» и «Бобэоби пелись губы». Последняя страница этой книги отводилась под таблицу законов времени, изобретенную Хлебниковым. В ней автор смог с помощью математических расчетов предсказать революцию 1917 года и падение государственного строя.
Велимир и его друг Алексей Крученых создали свой, особый язык, получивший название заумь, заумный. На этом новом языке молодые люди написали поэму под названием «Игра в аду».
В 1916 году был призван в армию, но вскоре был признан психически нездоровым и отправился в странствие по России. Он проповедует создание общества всеобщего братства, а себя называет «Председатель земного шара».
Во время революции 1917 года поэт находился в Петрограде, поэтому наблюдал происходящее собственными глазами. Свои впечатления он описывал в поэмах и стихах. В своих странствиях он посетил Астрахань, Украину, стал свидетелем разгрома армии Деникина, потом отправился на Кавказ и Северный Иран, прошел степи Каспия.
Говорят, что вместо вещевого мешка он повсюду таскал наволочку, набитую не столько скудными пожитками, сколько листками бумаги, на которых он записывал свои стихи.
Творчество Хлебникова отличалось от произведений его современников тем, что он использовал одновременно несколько разных размеров, даже если это был небольшой стих. Он называл этот прием «пляской размеров», отдавая особое предпочтение верлибру. Используя такие редкие приемы, как палиндром, который он сам прозвал «перевертень» и изобретенный язык зауми, Хлебников обрастал не только поклонниками, но и яростными противниками своего творчества.
Еще одной навязчивой идеей Хлебникова стал поиск «основного закона времени», управляющего судьбами людей. Итоги исканий подведены в книге «Доски судьбы» (1922 г.).
Постоянные скитания подорвали здоровье поэта, и 28 июня 1922 года Хлебников скончался в деревне Санталово Новгородской губернии.
Похоронили его на погосте села Ручьи, расположенного рядом.
В 1960 году на волне всплеска интереса к поэзии «Серебряного века» останки Хлебникова были перезахоронены на 8 участке Новодевичьего кладбища, где уже были похоронены его сестра и другие родственники.
Однако старое место упокоения «Председателя Земного шара» бережно сохраняется и ныне там установлен памятник работы Вячеслава Клыкова.
Местные жители утверждают, что основная часть праха поэта все же осталась на месте.
Могила Хлебникова на Новодевичьем одна из самых необычных на этом самом официальном из московских кладбищ.
Его покой охраняет «каменная баба», которую нашли на берегу озера Иссык-Куль в Киргизии. Сделано изваяние в VI–VII веках нашей эры: черты лица «каменной бабы» — тюркские, в правой руке она держит сосуд, похожий на плод граната, — символ жизни и смерти на Востоке
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Однако прежде, чем пожелать вам всего доброго, хотел бы задать вам один вопрос.
Мы с вами закончили осмотр центральной части Новодевичьего кладбища, которую ещё называют Новой территорией, но это лишь треть самого известного кладбища СССР и современной России. Есть ещё старая территория, с которой, собственно говоря, и начинался этот некрополь. Там похоронены ветераны революционного движения, выдающиеся государственные деятели первых лет революции, актеры МХАТа, писатели и многие другие интересные личности. Кроме того, на старой территории находятся могилы Гоголя, братьев Третьяковых, Чехова и других исторических личностей, прах которых был перенесен сюда из других мест.
Ну а название новейшая территория говорит само за себя. Участки № 9, 10 и 11 расположенные здесь «заселялись» последние 30–40 лет. Поэтому именно здесь похоронено наибольшее количество знаковых личностей, от политиков, военачальников и космонавтов, до всенародно любимых актеров.
Так куда мы с вами дальше направимся, на историческую старую территорию или на новейшую?
Жду вашего мнения, ну а пока всего доброго и до скорой встречи. Все публикации цикла можно увидеть, перейдя по ссылке