Представьте себе такой сюжет — в разгар Холодной войны председатель КГБ с сопровождающими его лицами инкогнито, под видом европейского артиста, прилетает в Нью-Йорк, чтобы лично оценить настроения простых американцев. Для этого он устраивает шоу на Бродвее, а также встречается с местным писателем прогрессивной ориентации, подвергавшимся за это нападкам реакционной прессы и в итоге увозит его с собой… Не правда ли, история мягко говоря очень странная, чтобы не сказать невозможная в принципе?
А ведь сюжет «Мастера и Маргариты» М.А. Булгакова, если перевести его с мистических на политические реалии, именно таков. Глава могущественной потусторонней организации, противостоящей самому Богу и его творению в целом, лично, с небольшой свитой, отправляется в одну из мировых столиц с целью… кстати, с какой? Сам Воланд в романе утверждает, что хочет посмотреть на москвичей. Приходя в итоге к выводу, что они, несмотря на некоторые отличия советской идеологии от бывшей до революции доминирующей православной религии, а также достижения научно-технического прогресса, в целом мало изменились.
Возникает вопрос — неужели ради подобного вполне банального вывода Москву надо было посетить самому предводителю неисчислимых адских легионов? Можно же было послать в этот город несколько десятков бесов, которые ознакомились бы с ситуацией на местах, провели ряд психологических тестов и социологических экспериментов и вернулись с собранными данными обратно в Преисподнюю. Там аналитики изучили бы полученную информацию и преподнесли бы красиво оформленный доклад с выводами на последней странице самому Сатане, которому не пришлось бы лично мотаться по московским улицам и вести опасные для психики (Воланд в романе говорит: «Он едва самого меня не свел с ума, доказывая мне, что меня нету!») беседы с советскими литераторами…
Более того, к такому же выводу (о том, что люди в Москве почти не изменились в нравственном отношении, за небольшим исключением в области квартирного вопроса) Сатана мог бы прийти и не посылая никого на разведку, просто из априорных соображений. Ведь перед ним вся человеческая история, с многочисленными переворотами и сменами идеологий, в том числе совсем недавняя по меркам существ, измеряющих время тысячелетиями (ещё одна фраза Воланда: «смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу») Французская революция, которая точно также активно боролась с религией. Не говоря уже о том, что с 1917-го года прошла всего пара десятилетий, слишком мало для сколько-нибудь фундаментальных изменений в сознании масс.
Но допустим, дьяволу в самом деле стало интересно, как конкретно изменилась психика советских граждан за прошедшее со времён падения самодержавия время. Опять же, для выяснения данного вопроса ему вовсе не нужно было посылать разведчиков в Москву (и уж тем более — лететь туда самому). Ведь советские граждане и так попадали в ад, даже на балу был как минимум один видный советский деятель, который совсем недавно попал во владения Сатаны — ну, тот самый, который опрыскал ядом стены кабинета своего начальника. Чтобы узнать, как изменилось население советской столицы, вполне достаточно было бы просто поговорить с теми её жителями, которые умерли в последние годы и оказались в аду, только и всего.
Из всего вышесказанного можно сделать однозначный вывод о том, что слова Воланда о цели его визита в Москву — якобы для сбора информации о том, как изменились люди после революции, — являются явной и откровенной ложью. Что, разумеется, не удивительно, ведь произносит эти слова не кто-нибудь, а сам Отец Лжи. Но в таком случае какова истинная цель посещения Воландом советской столицы?
Из романа Булгакова можно получить информацию о как минимум трёх возможных целях визита Воланда:
- Для развлечения, ведь свита Воланда устраивает многочисленные злые шутки над местным населением.
- Ежегодный бал, традиционно происходящий в одной из европейских столиц.
- Чтобы забрать в свои владения Мастера, ну и Маргариту заодно, в качестве бесплатного приложения.
Первую цель можно сразу отвергнуть, для самого Сатаны не тот масштаб, так развлекаются мелкие бесы. К тому же в тексте все эти розыгрыши устраивала именно свита, сам Воланд лишь наблюдал за ними со стороны, личного участия почти не принимая (за исключением, разве что, разговора с Берлиозом). Вторая цель вполне очевидна, но бал можно было устроить и без всего остального, не производя при этом избыточного шума, привлекавшего внимание местных властей. Что было довольно-таки рискованно — а если бы некий милицейский чин принял всерьёз слова поэта Бездомного, нашёл какого-нибудь священника и тот в самом деле «окропил помещение» той самой «нехорошей квартиры»?..
Остаётся последняя цель, но и она не очень понятна. Мастер и так вскоре бы умер, Маргарита намеревалась покончить с собой, но даже если бы и не решилась, она в любом случае тоже оказалась бы после смерти отнюдь не на небесах (супружеская измена как минимум, а ведь у неё наверняка и другие грехи были, с христианской точки зрения). Про Мастера сам посланник Иешуа в романе говорит, что он не заслужил света, то бишь Рая, а значит в любом случае после смерти оказался бы там же, где его возлюбленная. Ну и какой в таком случае был смысл торопить события? Или смысл всё-таки был и дьявол об этом знал? Что такого могло произойти с Мастером и его возлюбленной, если бы не вмешались Воланд со свитой? Предсмертное покаяние? А может, эти двое могли в скором времени совершить нечто, что действительно повлияло бы не только на них самих, но и на судьбы других людей, поэтому Воланду и пришлось спешно вмешаться в естественный ход событий?