Впервые в Ставропольском театре драмы им. М.Ю. Лермонтова раздался безжалостный стук топора, вырубающего вишневый сад в родовом имении помещицы Любови Андреевны Раневской и ее брата. Спектакль «Вишневый сад» по одноименному произведению Чехова поставил известный московский режиссер, народный артист России Борис Морозов.
История на века
Свою последнюю пьесу великий русский классик написал более 120 лет назад, в 1903 году. С тех пор «Вишневый сад» был поставлен бесчисленное количество раз во всем мире. Ставится и поныне: ведь классика на то и классика, что, перетерпев сотни трактовок, режиссеры все равно находят в ней свой смысл, расставляют свои акценты, предлагают свою интерпретацию.
Сюжет пьесы известен всем со школьной скамьи. Напомню в двух словах: в родное имение из Парижа, где она прожила последние пять лет, возвращается Любовь Раневская. Вернуться ей пришлось из-за продажи родного дома, который из-за долгов выставили на аукцион. Денег, чтобы выкупить родовое поместье у них нет, но и расставаться с ним тяжело, ведь здесь прошло их детство.
Долги растут, аукцион неумолимо приближается, а все попытки сохранить прошлое сталкиваются с холодной и безжалостной реальностью: предприимчивый купец Лопахин, чьи предки были крепостными, предлагает жестокий, но практичный выход – вырубить сад и отдать землю под дачи.
Режиссер Борис Морозов в своей постановке, к счастью, отказался от модных интерпретаций – спектакль максимально приближен к оригиналу. Получилась настоящая чеховская история: здесь нет динамично развивающего сюжета, зато есть много разговоров и длинных пауз. Здесь нет экспериментов с текстом, зато есть подлинное чеховское слово, бережно звучащее со сцены. Здесь нет деления на плохой/хороший или правильно/неправильно, зато есть (строго по классику) отсутствие авторского отношения к персонажам. Есть люди, со своим характером, образом жизни, взглядами. У каждого из них – своя судьба, к сожалению, в большинстве случаев не счастливая.
«Вся Россия – наш сад»
И как бы не настаивал Антон Павлович, что «Вишневый сад» комедия, на сцене ставропольской драмы развернулась история, полная потерь и необратимых перемен. И все там есть: и драма, и лирика, и комедия.
«На мой взгляд, пьеса "Вишневый сад" настолько глубока, что она откликается на любое время, потому что она про прошлое, настоящее и будущее человека. Эта пьеса о том, что такое любовь. Любовь мужчины к женщине, любовь к Родине, любовь к своему Отечеству, к своему очагу, любовь к своему прошлому и будущему. Вишневый сад – наша душа. И главная мысль спектакля – как сохранится эта душа? Будет она вырубаться, как вырубаются сады или созидаться и цвести? Очень важно говорить о той боли, которую мы обязаны испытывать, когда мы теряем традиции, красоту русского языка, когда мы начинаем забывать то духовное, что определило не только жизнь России, но и определило жизнь всего мира. Почему Чехов является международным автором, почему его ставят во всех странах? Да потому что он говорит о нас, людях, живущих на Земле. У Пети Трофимова, одного из героев пьесы, есть замечательная фраза – "Вся Россия – наш сад". Эта тема не просто интересна, она нам необходима сегодня», – говорит Борис Морозов.
Режиссер очень точно подобрал актерский состав, который подчеркнул достоинства блестящей драматургии. А точно расставленные постановщиком акценты помогают по-новому увидеть чеховских героев и глубже понять их непростые отношения.
В спектакле заняты заслуженные артисты России Михаил Новаков, Ирина Баранникова, Игорь Барташ, почетные деятели искусств СК Владимир Лепа, Елена Днепровская, Илья Калинин, Евгений Задорожный, артисты Олег Хомутов, Ольга Писаренко, Алесандр Сухарев и другие. Актерские работы, действительно, удачные. Но особо отмечу несколько.
Начну, пожалуй, с персонажа, чья судьба на общем фоне крушения всего и вся выглядит особенно трагично. Это 87-летний слуга Фирс, который всю жизнь верой и правдой прослужил господам, а те его просто-напросто забыли. Персонаж заслуженного артиста РФ Михаила Новакова появляется на сцене не часто, но каждый его выход приковывает внимание своими репликами, шагами, походкой, движениями. И мудростью – такой, какая бывает у честных, преданных и порядочных людей. Он все прекрасно знает и понимает: и про себя, и про господ, и про близких своих, и про чужих прохожих. И про вишню, которую раньше мочили, а теперь вот забыли рецепт.
Потрясает сцена, когда Фирс понимает, что его заперли в пустом доме. И даже зная, что из заколоченного дома ему уже не выбраться, сетует лишь на то, что его воспитанник Леонид Андреевич Гаев, наверное, позабыл надеть пальто, и что он не успел почистить ему брюки...
Нельзя не отметить роль Лопахина в исполнение артиста Олега Хомутова. Перед нами не какой-то презренный и наглый деляга, а молодой энергичный предприниматель. Он хорошо помнит добро и пытается отплатить за него, как умеет, но у него не получается. Он хочет помочь близким ему людям, но бессилен. И не его вина, что беспомощные, непрактичные дворяне не желают понимать и принимать.
Честность и порядочность Лопахина даже в том, что он не решается сделать предложение несчастной Варе (актриса Ольга Писаренко), которую уважает, но, увы, не любит.
Кстати, у Ольги роль Вари получилась замечательно. Сосредоточенная, деловая практичная, кажется, что она единственная из домочадцев, которая пытается спасти дом от продажи, а имение от разорения.
Ее героиня тоже не часто появляется на сцене, но именно с ней связаны одни из самых сильных моментов спектакля. Одна из сцен – последнее объяснение с Лопахиным, вторая – Варя бросает ключи от имения ему под ноги. Даже если кто-то категорически не хочет смотреть классику, то на «Вишневый сад» стоит сходить, хотя бы для того, чтобы посмотреть эти сцены.
А еще – чтобы увидеть заслуженных артистов РФ Ирину Баранникову и Игоря Барташа.
Любовь Андреевна Раневская актрисы Ирины Баранниковой, рассеянная, непутевая, измученная воспоминаниями женщина, похожа на раненую птицу. Она и трагична, и лирична – вызывает шквал самых разных эмоций.
Барин Леонид Андреевич Гаев, сыгранный Игорем Барташом – это смех и слезы, пафос и любовь, фарс и трагедия.
Их игра полностью соответствует формуле судьбы, придуманной Антоном Павловичем еще в молодости: жизнь «не случилась, пропала», они не нашли себе место в изменяющемся мире.
Смотришь на этих ведущих артистов ставропольской драмы и понимаешь, что они знают, как играть Чехова! Потому что оторваться от происходящего на сцене невозможно. Все второе действие спектакля я думала только о саде, о доме, о людях и их судьбах. Мне было понятно о чем думают владельцы усадьбы, что чувствуют. Наверное, это и есть высшее актерское мастерство!
«Вишневый сад» рано или поздно должен был появиться в репертуаре ставропольской драмы, ведь пьеса по праву считается вершиной драматургического искусства. Ей больше ста лет, но она до сих пор не разгадана. Она до сих пор современна и актуальна. И ищет ответы на вечные вопросы, которые волновали человечество за много веков до нее и будут волновать столетия спустя.
Поэтому ее будут ставить еще много-много раз. И у каждого театра будет свой «Вишневый сад» и своя Раневская.
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru
Автор: Наталья МАКАГОНОВА