Найти в Дзене

Злоупотребления телефоном: жалобы абонентов 1913 года

Кажется, что проблемы недобросовестного использования средств связи — порождение нашего времени. Однако архивные документы свидетельствуют об обратном. Всего через 30 лет после появления первых общественных телефонов в Российской империи почтово-телеграфное ведомство столкнулось с целым спектром злоупотреблений, удивительно напоминающих современные. В 1913 году на страницах неофициального «Почтово-телеграфного журнала»
вышла пространная аналитическая статья, где подробно классифицировались
различные виды телефонных нарушений — от безобидных шалостей и
телефонного хулиганства до настоящего мошенничества с использованием
технических сбоев и даже сговора абонентов со служащими станций. Оригинальный текст адаптирован к современной орфографии при сохранении авторского дореволюционного стиля и терминологии. Злоупотребления по телефону Хотя прошло уже свыше тридцати лет со времени устройства общественных
телефонных сообщений, одно любопытное обстоятельство — злоупотребление
телефоном

Кажется, что проблемы недобросовестного использования средств связи — порождение нашего времени. Однако архивные документы свидетельствуют об обратном. Всего через 30 лет после появления первых общественных телефонов в Российской империи почтово-телеграфное ведомство столкнулось с целым спектром злоупотреблений, удивительно напоминающих современные.

В 1913 году на страницах неофициального «Почтово-телеграфного журнала»
вышла пространная аналитическая статья, где подробно классифицировались
различные виды телефонных нарушений — от безобидных шалостей и
телефонного хулиганства до настоящего мошенничества с использованием
технических сбоев и даже сговора абонентов со служащими станций.

Телефонный аппарат с коммутатором компании "Л. М. Эриксон и К". Издание "История телефонной связи в экспозиции музея связи имени А. С. Попова". Фонды ЦМС НТБ
Телефонный аппарат с коммутатором компании "Л. М. Эриксон и К". Издание "История телефонной связи в экспозиции музея связи имени А. С. Попова". Фонды ЦМС НТБ

Оригинальный текст адаптирован к современной орфографии при сохранении авторского дореволюционного стиля и терминологии.

Злоупотребления по телефону

Хотя прошло уже свыше тридцати лет со времени устройства общественных
телефонных сообщений, одно любопытное обстоятельство — злоупотребление
телефоном — все еще обращает на себя внимание заинтересованных сторон. В
этом вопросе нелегко разобраться, ибо если достаточно богатых
материалов, настолько же трудно различить множество разных видов, и при
этом тот или иной род злоупотребления естественно может ускользнуть от
самого внимательного наблюдения. Поэтому и приводимое ниже может лишь
отчасти служить объяснением.

Телефон дает почти каждому человеку возможность заставить другого, который
может быть вызван по телефону, тотчас же откликнуться и дать отчет в
прямой тактике образа, что вызывающий остается невидимым, а в
большинстве случаев и неузнаваемым для вызываемого.

Все это представляет просто необходимость и соблазн для злоупотребления по телефону.

По характеру своему и достигаемой цели эти злоупотребления могут быть
разделены на две главные группы, а именно: вредных шалостей, которые не
приносят сколько-нибудь значительной пользы или вреда, происходят
единственно из любви к шуткам и представляются из вида более или менее
грубого юмора, и такие, которые предназначены для нанесения другим
абонентам какого-либо вида чувствительного ущерба.

Можно бы привести еще третью группу, где не имеется в виду ни юмора, ни
нанесения ущерба, но тоже не менее вызываемому лицу наносится
непроизвольный ущерб. Так, что время его бесполезно занимается
докучливым вызовом, как это бывает при неправильных соединениях,
происходящих или от невнимательного или ошибочного указания номера, или
от неправильного обслуживания коммутаторного прибора в автоматических
системах.

В то время, как в группе озорства для зачинщика важно только оставаться неузнанным, во второй группе в большинстве случаев требуется главным образом ввести кого-либо в заблуждение относительно личности вызывающего. Цель достигается лишь когда удается обман.

Как показало сообщение (см. Почт.-Тел. ж. за октябрь стр. 471) раскрытом недавно из Парижской телефонной сети, существует, в числе злонамеренных пользований телефоном во вред других абонентов еще один особый вид, отличительный признак которого заключается в том, что они производятся не одним лишь абонентом, но с согласия и при содействии служащих телефонисток.

Злонамеренное пользование телефоном можно усмотреть и в том, если абонент стремится воспользоваться нарушениями или неправильностями действия в свою собственную пользу и во вред другим, когда он например при сообщении проводов подслушивает чужие разговоры, извлекая из этого пользу для себя во вред другим, или если они не извещают о нарушении, которое хотя и не вредит собственному сношению, делает однако частью или совершенно невозможным сношение других, или же, наконец, если они для своей выгоды пользуются предоставленной такими неправильностями возможностью мешать сообщению других абонентов.

Кроме этих злоупотреблений, вытекающих непосредственно из личного пользования техническими устройствами телефонных индивидуальных систем, существует еще масса таких случаев, в которых пользующийся технической установкой бывает лишь более или менее невинным орудием другого лица, которое является собственно злоумышленным объектом.

Если попытаться ответить на вопросы, возможно ли и насколько ограничить или
предупредить бесконечное множество могущих быть злоупотреблений при
пользовании телефоном, то приходится притом заключить, что это возможно
лишь в весьма ограниченной степени. Прежде всего во всех такого рода
пользованиях, которые происходят в известных рамках обыкновенного
разговорного сообщения, станция не имеет возможности делать какие-либо
наблюдения или заметить злоупотребление. Лишь когда абонент обратился на
станцию с жалобою и если злоупотребления во вред этого абонента
продолжаются и после поступления жалобы, являются некоторые шансы
разыскать злоумышленника. Если однако последний пользуется общественными
разговорными пунктами и притом каждый раз другими, то вероятность
успеха расследований чрезвычайно малая. В автоматических системах такой
успех можно считать совершенно невозможным. Не подлежит сомнению, что в
последней системе телефонной связи некоторые из абонентов могут быть в
течение нескольких часов совершенно парализованы немногими лицами,
пользующимися по предварительному соглашению частными или общественными разговорными пунктами, причем нет никакой возможности распознать те вызовы, которые «служат» для воспрепятствования сношениям известного абонента. Стачка такого рода злоумышленников с немногочисленным персоналом механиков тем легче дала бы возможность достижения бывшего в Париже примера, что абонент в автоматической сети и без того во время нарушения действия получает в ответ сигнал о занятии телефона.

В сожалению нельзя отрицать, что для изобретательных служащих и для
предприимчивых абонентов в этом случае открывается широкое поле деятельности. Как долго может продолжаться такая деятельность, это также можно усмотреть из бывшего в Париже случая, где злоумышленные действия телефонисток длились более года, несмотря на то, что ручное обслуживание представляло несравненно более благоприятные условия для раскрытия шантажа.

Благодарим за внимание к истории связи России. Подпишитесь на
канал, чтобы первыми знакомиться с уникальными материалами из наших
фондов.