Когда жизнь начинает стоить подозрительно дорого, а зарплата расти — подозрительно мало, в голове всплывает мысль:
«А может, перестать всё покупать?»
А что такое это всё? Экипировку на спорт не покупать? Или продукты домой? А может быть, перестать обедать с коллегами и ходить на встречи с друзьями? Тогда точно можно будет всю зарплату инвестировать и к 45 годам... Нажить выгорание и нервный срыв. Нет, нет, они у меня и так уже есть, отказ от покупок должен помочь мне расхламиться, стать более осознанной, вести быт еще проще, помочь планете и себе, выйдя на пассивный доход как основной все же в этой жизни, а не в следующей.
Звучит красиво.
Почти духовно.
Как будто ты сейчас откроешь третий глаз и увидишь, где лежат твои накопления (спойлер: нигде).
Так люди и приходят к движению no buy — обету финансовой чистоты и минимализма.
Дальше будет честно, немножко жестоко и очень по-нашему.
Откуда взялось no buy (да, это не российское изобретение)
Движение появилось в США и Канаде в середине 2000-х, когда люди внезапно осознали две фундаментальные истины:
- Они окружены хламом.
Настолько многим, что можно было бы открыть музей «Бесполезных покупок XXI века». Типичная семья, у которой я жила по ворк и тревел в стародавние года, имела целый гараж, забитый банками с супом, фасолью, скелетиками на Хэллоуин и веночками из елей на Рождество. Все это использовалось примерно никогда, каждый праздник декор меняли на более актуальный, а потом - складировали в гараж. - У них нет сбережений.
Не потому что $3 на кофе ежедневно складываются в $1500 в год, а никто этого не чувствует. А потому, что ипотека, автокредит, плюс неуемный шопоголизм. И да, подписочный адок изобрели тоже не у нас - средняя семья теряет больше 300 долларов чисто на платном контенте, которым, может быть, никто и не пользуется
Исторически первой громкой инициативой стала группа людей под названием The Compact — это 2006 год, Сан-Франциско. Команда энтузиастов решила год ничего не покупать, кроме еды, лекарств и самого необходимого. Эксперимент набрал обороты, и идея разлетелась по миру.
Потом подхватили:
- минималисты,
- zero-waste активисты,
- блогеры,
- и все, кто однажды открыл шкаф и понял, что вещей больше, чем жизненных событий.
Соцсети сделали своё — и в итоге no buy стало не просто челленджем, а почти философией. В Россию оно пришло из тик тока, но тут я точно не берусь утверждать.
Прикол - в мое инфополе эту штуку принесла девушка коллеги-зумера. Она активная сторонница и поэтому обходится 2 комплектами одежды по сезону и 1 бутылкой уходового средства для волос.
Что такое no buy в идеальной Вселенной
По идее, это про:
- отказ от импульсивных покупок;
- снижение потребления;
- экологичность;
- финансовую дисциплину;
- расчистку пространства — в доме, в голове и в банковском приложении.
То есть я, как осознанная взрослая женщина, должна сесть, написать списочек того, что мне правда необходимо - ну, там контактные линзы, гигиена на месяц, бутылка средства для мытья всего, какой-то увлажняющий флюид и зубная паста.
А вот эти вот 4 омолаживающие сыворотки для кожи 40+ - не являются обязательными. И джинсы надо носить, пока дыры не протрешь, а не менять каждый сезон на более актуальные
И декор к Новому году тоже заказывать не надо
Написать и безжалостно вычеркнуть все барахло. А "лишние деньги до зарплаты", которые останутся в конце месяца - потратить на инвестиции, образование или здоровье.
По факту, когда no buy доходит до России, оно превращается в:
«Я ничего не покупаю, но эту доставку можно — это же еда!»
А ещё:
- «Ну скидка же 40%, я же экономлю».
- «Это не покупка, это инвестиция в себя».
- «Я куплю один раз и буду пользоваться всю жизнь» (ложь, очевидно).
- «Эта тушь по акции! А меня мама так воспитала — нельзя упускать выгоды».
Это не упрёк — это особенность нашей потребительской корзины. У большинства еда и какая-то косметика с одеждой там занимает значительное место. На доставках еды можно потратить чуть ли не больше, чем на импульсивных покупках.
Да и закупая впрок "зеленые ценники" ты не всегда экономишь. Что-то будет выкинуто как просрочка, что-то - съедено без удовольствия и через силу.
Мы не тратим много, мы выживаем красиво.
Почему идея так популярна
Потому что мы устали.
От цен, от инфляции, от маркетинга, от постоянного давления «будь лучше, купи больше».
И no buy даёт людям ощущение контроля. Как будто бы ты можешь справиться с одной работой с нормированным графиком, если перестанешь быть жертвой моды.
Ты как будто берёшь обратно власть над своей жизнью — пусть иллюзорно,но приятно.
А ещё движение попало в тренд:
- минимализма,
- осознанности,
- экологии,
- и вечного поискового запроса «как перестать тратить и закрыть проклятый кредит досрочно?».
Но работает ли это?
Если честно — иногда да, но чаще нет.
Работает, когда:
- у тебя чёткие правила: что можно, что нельзя;
- ты понимаешь цель: накопить, уменьшить расходы, пересобрать привычки;
- есть подсчёты: где тратишь, сколько, на что уходит больше всего;
- ты не используешь no buy как наказание.
Важно не иметь терминальной стадии зависимости от моды или покупок, чтобы сработало. Чуть ли не все вещают о том, как важно одеваться в базовые вещи, есть здоровую еду и не тратить лишнего, но если твоя ценность - тренды, вряд ли "база" сделает тебя счастливой.
Не работает, когда:
- это попытка компенсировать сто лет "заметаемые под ковер" проблемы по типу необходимости смены работы или лечения зубов;
- ты запрещаешь себе всё подряд;
- нет системы;
- no buy длится 1–3 дня, а потом прилетает «сорвался, всё пропало».
Почему no buy в России превращается в комедию
Потому что у нас есть три мощных врага:
1. Маркетплейсы
Пуши в стиле: «Вы искали? Мы нашли!»
Даже если ты ничего не искал и не просил. Нет, Озон и иже с ним - это удобненько. Но вот досуг в телефоне на маркетплейсе неизбежно ведет к пополнению гардероба носками с утятами и сумочкой в перьях и пайетках, с которой тебе некуда ходить.
2. Скидки, которые работают как гипноз
Ты можешь даже не хотеть вещь, но если она была 3000, а стала 799, мозг кричит:
«ПОКУПАЙ, ПОКА НЕ УСПЕЛИ ПОДНЯТЬ!»
3. "Финансово грамотные" окружающие, которые кричат о необходимости делать запасы
Запасы продуктов ок, если человек живет в одном месте и у него нет аллергии на перебирание круп, сортировку фруктов и прочую такую деятельность.
Я это с детства ненавижу, так как меня заставляли этим вместо мультиков заниматься.
А вот запасы из скинни-джинсов, рубашки с бахромой в ковбойском стиле и сапожек-дутиков вряд ли меня порадуют в ближайшие 5 лет. В тренде совсем другие вещи, поэтому я сначала куплю джинсы по скидке за 999, а потом буду перекладывать их из угла в угол, пока не выброшу при переезде.
То же самое относится к кремикам и масочкам, они вообще-то не вечные, копить их смысла нет. В какой-то момент я пробовала абсолютно все уходовые средства, которые могла купить, после долгих лет реальной экономии из-за жилья. Потом поняла, что у меня косметики на 5 женщин, причем разного возраста и с разными типами кожи.
Кто делает no buy лучше всех
Котики и зумеры, конечно.
Первые не покупают ничего.
Они живут на подписке «хозяйка принесёт», питаются по тарифу «ты всё равно не доешь» и спят 16 часов в сутки.
Именно поэтому кот — идеальный символ финансовой стабильности.
Он стабильно ничего не тратит и стабильно счастлив.
А зумеры из тик тока часто просто еще с мамкой живут, и подъедают продукты у нее, а вещи им и не нужны, потому что они никуда кроме тик тока не ходят.
Как внедрить no buy и не сойти с ума
Что я заимствовала, когда пыталась бороться у себя с неосознанным потреблением
1. Отследила время импульсивных покупок
Если я устала, не выспалась, злюсь - в телефоне на маркете не сижу, а то у нас появится новая пара кроссовок с карбоном, а нужна мне всего одна в сезон.
2. Ограничила борьбу с потребительством банками косметики, которой я не пользуюсь, сотней видов протеиновых батончиков и бесконечными футболками , кроссовками и штанами по акции
3. Прописала исключения заранее
Чтобы мозг не манипулировал, написала прям сама себе - купи уже 1 коробку батончиков, а следующую купи - когда доешь или раздашь друзьям.
Или: «Я могу купить себе очередные штаны-оверсайз, если старые пожевала соседская собака или я вылила на них бутылку жидкой магнезии».
Ну вот и все, дамы и господа:) Такой вот ноубай. Хотя до осознанного потребления мне, откровенно, как до Луны. Но радует уже хотя бы то, что хлама стало ощутимо меньше.