Есть фильмы, которые становятся зеркалом своего времени. «Интердевочка» Петра Тодоровского – именно такой. 1989 год, перестройка на пике, советское кино внезапно обрело право говорить о том, о чем молчало десятилетиями.
Фильм стал событием, сломавшим все табу. А актеры, сыгравшие в нем, навсегда связали свои имена с этой картиной.
Прошло больше тридцати лет. Кто-то из них продолжил блистать, кто-то ушел из профессии, кто-то покинул этот мир. Давайте вспомним их судьбы – без пафоса, но с уважением к тому пути, который они прошли.
Елена Яковлева – звезда, которая могла не случиться
Елена Яковлева родилась 5 марта 1961 года в Новоград-Волынском, в семье военнослужащего. Детство прошло в переездах, школу закончила в Харькове в 1978-м. После – библиотекарь в Харьковском университете, картограф.
Казалось бы, обычная судьба провинциальной девчонки. Но в 1984 году она окончила ГИТИС, мастерскую Владимира Андреева, и сразу попала в «Современник» – театр, где в то время творилась история.
С 1984 по 1986 год, а затем с 1988 по 2011-й Яковлева была актрисой «Современника».
Между этими периодами – два года в театре имени Ермоловой (1986-1988). Дебют на сцене – спектакль «Двое на качелях» в 1984-м. Но настоящая слава пришла с «Интердевочкой». Елена сыграла так, что зритель поверил каждому взгляду, каждому жесту героини, разрывавшейся между двумя мирами.
После «Интердевочки» карьера Яковлевой только набирала обороты. В 1995 году она получила звание заслуженной артистки России, в 2002-м – народной артистки. Ее лицо стало одним из самых узнаваемых в российском кино и на телевидении.
Она играла сильных, сложных женщин – и делала это так убедительно, что казалось, будто она не актриса, а просто живет на экране.
Любовь Полищук – комедийная душа с трагической судьбой
Любовь Полищук родилась 21 мая 1949 года в Омске, в рабочей семье. После школы поехала в Москву поступать в театральный – и опоздала на экзамены. Классическая история: вернулась домой, работала в Омской филармонии в коллективе «Омичи на эстраде».
Затем поступила во Всероссийские творческие мастерские эстрадного искусства на ВДНХ, окончила их в 1967 году.
В 1971-м вышла замуж за актера Валерия Макарова, но брак продержался всего до 1976-го. От этого союза родился сын Алексей Макаров, который тоже стал актером. Когда директор Омской филармонии Юрий Юровский перебрался в Москву и возглавил Росконцерт, он пригласил с собой нескольких артистов, среди которых была и Полищук.
В том же 1971 году ее пригласили в мюзик-холл на главную роль в спектакле «Красная стрела прибывает в Москву».
Спектакль имел успех, но Московский мюзик-холл вскоре прекратил существование, и с 1978 года Полищук работала в «Москонцерте», выступала с монологами. С 1979 по 1988 год она была актрисой Театра миниатюр, позже переименованного в «Эрмитаж».
В «Интердевочке» Полищук сыграла одну из подруг главной героини – и даже в небольшой роли умудрилась показать всю глубину своего таланта. Ее комедийный дар, умение найти трагизм в смешном и наоборот – все это делало каждую ее работу запоминающейся.
Звания заслуженной (1986) и народной (1994) артистки России пришли к ней уже в зрелом возрасте. В 2007 году, уже посмертно, ей присвоили звание народной артистки Республики Карелия.
Второй брак был с художником Сергеем Цигалем, от этого союза родилась дочь Мариэтта 14 октября 1984 года. Последние месяцы жизни Полищук провела на сильных обезболивающих.
Она ушла из жизни 28 ноября 2006 года в шесть часов утра у себя дома в Большом Казенном переулке. Похороны состоялись 30 ноября на Троекуровском кладбище в Москве.
Ирина Розанова – рязанская девочка, ставшая легендой
Ирина Розанова родилась 22 июля 1961 года в Рязани, в актерской семье. Мать, Зоя Белова, была актрисой Рязанского драматического театра, так что девочка росла практически за кулисами.
В шесть лет она сыграла свою первую роль на театральной сцене. Театр был не профессией – он был воздухом.
Первая попытка поступить в театральный после школы не удалась. Розанова вернулась в Рязань, работала костюмером в театре, участвовала в массовке. Через год снова попробовала – и на этот раз поступила в ГИТИС, который окончила в 1984 году на курсе Оскара Ремеза.
Театральная карьера была богатой: Театр имени Маяковского (1984-1988), Театр-студия «Человек» (1988-1991), Театр на Малой Бронной (1991-1998), Театр Ленинского комсомола (1998-1999). Потом – антреприза. Розанова была из тех актрис, которые умеют играть все: от комедии до драмы, от классики до постмодерна.
В «Интердевочке» она сыграла еще одну подругу главной героини – и, как всегда, вложила в роль столько правды, что веришь каждой интонации. Розанова стала заслуженной артисткой России в 1995 году, народной – в 2007-м. Ее карьера продолжилась и после «Интердевочки», она осталась одной из самых востребованных актрис своего поколения.
Ингеборга Дапкунайте
Ингеборга Дапкунайте родилась 20 января 1963 года в Вильнюсе. Ее отец, Пятрас-Эдмундас Дапкунас, был дипломатом, родители долго жили в Москве, куда маленькая Ингеборга приезжала на каникулы.
В четыре года она впервые вышла на сцену – в роли сына мадам Баттерфляй в постановке оперы Пуччини в Вильнюсском Театре оперы и балета, где администратором работала ее бабушка Геновайте Сабалене.
В 1983 году Дапкунайте окончила факультет хорового и театрального искусства Литовской государственной консерватории, мастерскую Й. Вайткуса. Играла в Каунасском драматическом театре, в Вильнюсском молодежном театре под руководством Эймунтаса Някрошюса, в Театре имени Пушкина, в Политеатре. В 1989 году получила звание заслуженной артистки Литовской ССР.
С 1993 года Дапкунайте жила и работала в Лондоне, участвовала в спектаклях лондонских театров. При этом продолжала сниматься в российском кино, участвовала в телешоу на российском телевидении, играла на сцене Театра наций.
Ее появление в «Интердевочке» было запоминающимся. Дапкунайте обладала той редкой магнетической красотой, которая притягивает взгляд. Она была и остается актрисой мирового уровня – ее карьера не знала границ, она работала в России, Европе, играла на разных языках и в разных традициях.
Мартиньш Вилсонс – латышский красавец с магаданским прошлым
Мартиньш Вилсонс родился 13 декабря 1954 года в поселке Транспортный Магаданской области, где его родители, Роланд Чехович и Зэнта Вилсоне, отбывали ссылку.
История, типичная для СССР: латышская семья в сталинских лагерях, ребенок, рожденный на краю земли.
Вернувшись из армии в 1976 году, Вилсонс окончил третью студию при Лиепайском драматическом театре, мастерскую Ольгерта Кродерса. Известность к нему пришла после первой работы в кино – детективного фильма «Мираж» 1983 года, снятого по мотивам романа Джеймса Хедли Чейза.
До 2002 года Вилсонс служил в театре в Лиепае, имел собственную театральную студию.
Он был одним из тех актеров, чья внешность сама по себе говорила о многом: аристократичный, сдержанный, с печалью в глазах. В «Интердевочке» он сыграл одного из иностранцев – и даже в эпизоде сумел создать запоминающийся образ.
Томас Лаустиола
Томас Лаустиола, настоящее имя – Туомас Эрланд, родился 1 марта 1949 года в Превксе, Гетеборг, Швеция. Его мать, Рита Лаустиола, была финской танцовщицей, отец, Арне Линдгрен, – шведским писателем. В 1952 году вместе с матерью переехал в Финляндию.
После окончания средней школы изучал актерское мастерство в драматической студии в Хельсинки (1969-1973). В конце семидесятых вернулся в Швецию.
Был женат на шведской актрисе Басие Фридман. Лаустиола основал Judiska Teatern – еврейский театр в Стокгольме. Это был человек, который жил театром, для которого сцена была домом, а актерство – способом существования.
В «Интердевочке» Лаустиола тоже сыграл иностранца. Его присутствие в кадре добавляло картине ту самую интернациональность, которая была важна для сюжета.
Лариса Малеванная
Лариса Ивановна Малеванная родилась 22 января 1939 года в селе Федоровка Неклиновского района Ростовской области.
В 1965 году окончила режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии – курс Александра Музиля по режиссуре и Аркадия Кацмана по актерскому мастерству.
С 1965 года – актриса и режиссер Красноярского ТЮЗа, с 1968-го – Ленинградского театра имени Ленсовета, с 1971 по 1975 год – актриса Ленинградского театра имени Ленинского комсомола. В 1976 году – Малого драматического театра, с 1976 по 2007 год – АБДТ имени М. Горького.
С 1988 по 1993 год Малеванная руководила театром-студией своего имени на Васильевском острове. В 1975 году она получила звание заслуженной артистки РСФСР, в 1985-м – народной артистки РСФСР.
В «Интердевочке» Малеванная сыграла одну из характерных ролей – и, как всегда, была безупречна. Ленинградская театральная школа, которую она представляла, была школой высочайшего класса.
Анастасия Немоляева – девочка, которая выбрала другой путь
Анастасия Немоляева родилась 30 июня 1969 года в семье оператора Николая Немоляева. В кино она начала сниматься с 1980 года – роль Лизы в фильме «Старый Новый год». В 1986 году была утверждена на роль в фильме «Курьер» Карена Шахназарова.
В 1991 году окончила ГИТИС, мастерскую Марка Захарова, и снялась в российско-японском фильме «Сны о России». На съемках познакомилась со своим будущим мужем, который работал переводчиком. С 1995 по 1999 год играла в театре на Малой Бронной.
Но затем Немоляева сделала выбор, редкий для актрисы: она ушла из профессии. В настоящее время работает дизайнером мебели и интерьера, расписывает интерьеры, мебель. Вместе с мужем организовали «Студию Анастасии Немоляевой» и «Мастерскую Вениамина Скальника».
В «Интердевочке» ее участие было эпизодическим, но сама картина стала частью ее биографии – той точкой, после которой она решила, что жизнь может быть интереснее, чем кино.
«Интердевочка» осталась в истории не только как смелый, пронзительный фильм, но и как встреча талантов. Актеры, сыгравшие в нем, прошли свой путь – кто-то остался в профессии до конца, кто-то ушел, кто-то нашел себя в другом. Но все они навсегда связаны этой картиной, этим временем, этой историей.
И когда мы смотрим «Интердевочку» сейчас, мы видим не просто фильм – мы видим эпоху, людей, судьбы. И это, пожалуй, главное, что может дать кино.