Вопросом как привлечь и удержать талантливую молодежь озадачены все работодатели. И сфера науки и высоких технологий не является исключением. В условиях глобальной конкуренции за лучшие умы будущее национальной научной сферы зависит от того, сможем ли мы в период Десятилетия науки и техннологий создать притягательный образ ученого и предложить молодым специалистам не просто работу, а соответствующий образ жизни.
Проблему работы с человеческими ресурсами в научной среде можно свести к двум фундаментальным вопросам:
1) Как привлечь?
2) Как удержать?
Поиску ответов на эти вызовы была посвящена сессия «Золотые мозги: как привлечь в науку молодежь и сделать так, чтобы она там осталась», которая состоялась в рамках V Конгресса молодых ученых 26 ноября 2025 года. Участники предлагали своих решения этой проблемы и делились опытом.
Как привлечь: делаем науку «модной»
Отвечая на первый вопрос, участники дискуссии сошлись во мнение, что для притока молодежи наука должна стать «модной». Но мода в данном контексте – это не сиюминутный тренд, а устойчивый культурный феномен, основанный на популярности, престиже, интересе и осознании ценности.
Ученый должен быть яркой интересной личностью, которая выступает популяризатором того научного направления, в котором реализуется.
Такой ученый не «книжный червь», покрытый вековой пылью, а активный участник публичного пространства. Он должен уметь увлекательно и доступно рассказывать о своей деятельности широкой аудитории: школьнику, студенту и просто любопытствующему человеку.
Это подразумевает регулярное продвижение своих идей в социальных сетях, активное взаимодействие со СМИ, выступления на различных популярных мероприятиях.
Ожидается, что ученый также должен быть научным блогером и мидийной личностью.
Юлия Грязнова о результатах исследования об образе ученого
«В ответах опрошенных на первом месте стоит не исследователь, а популяризатор науки. Тот, кто просто может рассказать о сложном. Так ответили 57% процентов школьников и студентов.
Соглашусь с этой идеей, и при этом хочу обратить внимание, что такая масштабная просветительская деятельность требует колоссальных временных затрат и специфических навыков, которым не учат на факультетах фундаментальных наук. Креативность в создании контента, ораторское мастерство, искусство сторителлинга, базовые навыки сьемки и монтажа видео, стратегия ведения социальных сетей и многое другое остается за рамками образовательных программ
И складывается такая парадоксальная ситуация, при которой журналисты, не обладая глубокими специализированными знаниями, не могут увлекательно и доходчиво раскрыть научную тему, а ученый, который живет этими идеями, не владеет инструментами для их эффектной подачи и продвижения.
Андрей Резниченко: у меня в редакции нет ни одного человека с журналистским образованием. Людей с базовым образованием проще научить рассказывать о науке так, чтобы это было правильно, точно и интересно, чем человека с журналистским образованием научить рассказывать про ядерную физику. Я с нуля выращиваю научных журналистов, так как готовых нет.
Наверное, выходом из этого тупика может стать развитие отдельной профессии – научный коммуникатор или продюсер. Проведу аналогию со спортом, в котором есть спортсмен, который полностью сосредоточен на достижении результатов и есть спортивный комментатор, который делает его деятельность зрелищной. Так и в науке: должен быть ученый, сфокусированный на исследованиях и разработках и его представитель в информационном общественном пространстве.
Как удержать: создаем экосистему
Привлечь талант – это лишь половина дела. Вторая важная задача – создать среду, в которой он захочет остаться и развиваться.
Мотивация никогда не сводится к одному фактору. Это всегда комплекс условий.
Участники сессии выделили несколько ключевых инструментов удержания молодых специалистов:
Осязаемость результатов
Для ученого важно видеть, что его результаты работают на благо общества, а не остаются в стенах научной лаборатории. Осознание своей социальной значимости и гордость за свои результаты – мощнейший нематериальный стимул.
Комфортные условия для исследовательской деятельности
Наука не должна быть подвигом аскетизма. Ученый не должен месяцами ждать нужную ему пробирку. Современному ученому необходимо передовое оборудование, актуальная информационная база, психологически комфортный коллектив, гибкость рабочего графика.
Юлия Грязнова «Иногда люди не уходят с работы, потому что у них прекрасный коллектив. Они понимают, что лучшего они не найдут. Создайте им такие условия!
Достойная оплата труда и социальный пакет
Зарплата ученого должна быть конкурентоспособной по отношению предложениям в коммерческом секторе. Перед молодым ученым не должен стоять выбор – наука или зарабатывания денег для семьи. Социальный пакет, включающий обеспечение жильем, медстраховку, программы отдыха и развития, становится серьёзным аргументом в борьбе за таланты.
Имидж и статус профессии
Необходимо целенаправленно работать над созданием благополучного образа ученого в общественном сознании. Это достигается не только через популяризацию, но и через демонстрацию реальных достижений, общественного признания, авторитета. Тогда этот образ станет магнитом для амбициозной молодежи.
Таким образом, решение кадрового вопроса в науке содержит два аспекта. С одной стороны это раскрутка науки как престижного и значимого поля деятельности, а с другой – построение системы, в которой комфортно, интересно и выгодно реализовать свой интеллектуальный потенциал.
Автор Елена Пономарева