Найти в Дзене
Яна Тарасова.

Александр Рудин. "Время всегда находится!"

Во Владимире в концертном зале им. Танеева прошёл заключительный концерт 12-го межрегионального фестиваля классической музыки «Танеевские музыкальные собрания». Для Владимира знаковым является участие в нём московского оркестра «Musica Viva», поскольку своё начало этот коллектив берёт именно на нашей земле. В 1978 году ансамбль из 9 солистов появился на базе владимирской филармонии. Возглавил его дирижёр Виктор Корначёв. А с 1988 года уже камерным оркестром стал руководить Александр Рудин. Он же и придумал название «Musica Viva». Сейчас Рудин Народный артист РФ, дирижёр, виолончелист и педагог. Перед концертом мне удалось задать Маэстро несколько вопросов. Корр.- Александр Израилевич, добрый день, очень приятно видеть Вас на нашем фестивале, тем более, что вы вчера отметили свой день рождения, юбилей. Поздравляю Вас! Он – Спасибо, мне тоже очень приятно здесь быть. Корр.- И ещё более приятно становится от того, что Ваш день рождения совпадает с днём рождения нашего великого земляка С.

С Александром Рудиным во Владимирской филармонии
С Александром Рудиным во Владимирской филармонии

Во Владимире в концертном зале им. Танеева прошёл заключительный концерт 12-го межрегионального фестиваля классической музыки «Танеевские музыкальные собрания». Для Владимира знаковым является участие в нём московского оркестра «Musica Viva», поскольку своё начало этот коллектив берёт именно на нашей земле. В 1978 году ансамбль из 9 солистов появился на базе владимирской филармонии. Возглавил его дирижёр Виктор Корначёв. А с 1988 года уже камерным оркестром стал руководить Александр Рудин. Он же и придумал название «Musica Viva». Сейчас Рудин Народный артист РФ, дирижёр, виолончелист и педагог. Перед концертом мне удалось задать Маэстро несколько вопросов.

Корр.- Александр Израилевич, добрый день, очень приятно видеть Вас на нашем фестивале, тем более, что вы вчера отметили свой день рождения, юбилей. Поздравляю Вас!

Он – Спасибо, мне тоже очень приятно здесь быть.

Корр.- И ещё более приятно становится от того, что Ваш день рождения совпадает с днём рождения нашего великого земляка С.И.Танеева. Наверняка, раз Вы музыкант, Вы уже с детства знали его имя. Возможно, что-то общее в характере находили, раз вы рождены в один день? Такая параллель мне показалась интересной.

Он – Вы знаете, имя Танеева я услышал не сразу. И когда я начал заниматься музыкой, я не знал Танеева. Думаю, что в этом смысле я не одинок, может быть, во Владимире ребята сразу с 5 лет знают, кто он такой (смеётся). К великому сожалению, имя Танеева имеет значительно меньший резонанс, чем оно того заслуживает. Это величайший композитор, я очень люблю Танеева. Позже, когда я начал серьёзно заниматься музыкой и слушать те произведения, которые, скажем, не звучат каждый день, я узнал Танеева. Я играю его произведения, его трио, квартет, квинтет, это шедевры, конечно, камерного репертуара. Дирижировал несколько раз «Иоанна Дамаскина», симфонию его известную четвёртую до-минорную. Очень хотел бы продирижировать, прикоснуться к «По прочтению псалма». Вот этого не делал, но я очень рассчитываю, что мне это ещё предстоит. Ну и , кроме того, Танеев мне очень симпатичен как человек, своими человеческими качествами. Наверное, это был очень любопытный, милый очень, кажется, иногда едкий музыкант-композитор. К тому же он связан с Московской школой, поэтому он очень близок москвичам, с Чайковским… Он, конечно, велик. Он очень тонок, он рафинирован. Его музыка не такая простая, она сразу может быть не очень понятна. Она не идёт сразу «от сердца к сердцу», как музыка Чайковского или Рахманинова. В неё надо вникать, входить, привыкать. Но в ней столько глубины, уж никак не меньше, чем в музыке названных мною авторов.

Корр.- Его упрекали иногда в некоторой «учёности»…

Он – Да, сухости, но это очень спорно.

Народный артист России Александр Рудин
Народный артист России Александр Рудин

Корр.- Удивительно, что Вы не только с Танеевым связаны днём рождения, но и тем, что свои корни и оркестр получил здесь, во владимирской филармонии. И для нас, владимирцев «Musica Viva» - наши. Существуют ли какие-то традиции, которые рождены здесь и живут до сих пор? Или это уже новый коллектив, молодой?

Он – Я должен сказать, что при том, что коллектив действительно молодой, у нас есть как минимум трое человек, которые из первого состава. Наш директор Марина Бутир, она с 1978 года здесь. Наш на сегодняшний день библиотекарь, а в прошлом фаготист, Слава Маковеев, с первого года. И наша скрипачка, Людмила Безверхова, тоже с 78-го года. Ну и у нас есть ещё пара человек, которые там с 79-80 года. Т.е. много и многих из нашего коллектива связывает с Владимиром. И тех, кто был с самого начала, и тех, кто не сначала, но прекрасно помнят концерты, мы всё же здесь достаточно долго были. Мы свои корни помним, мы тут родились.

Корр.- Нам очень приятно. Тем более, вы закрываете фестиваль в этом году. Интересная программа, которую вы привезли. Много виолончельной музыки, и это понятно, вы виолончелист, мы рады, что поиграете сегодня. А почему «Прощальная симфония» Гайдна? Надо ли искать подтекст или это просто прощание с фестивалем?

Он – Да нет (смеётся), никаких намёков нет. Я даже уже и не помню, почему мы её выбрали. Наверное, действительно прощание с фестивалем. А что касается виолончельных пьес, это тоже было пожелание организаторов и зрителей. И, кстати, в процентном отношении концерта, виолончельной музыки и не так много. Самое обширное, большое произведение будет «Серенада для камерного оркестра» Дворжака. Потом его «Рондо» сыграем для виолончели, пьесу Глазунова, который, по-моему с Танеевым обоюдно не испытывали приязни друг к другу.

Корр.- Вы с некоторых пор руководите уже двумя коллективами («Musica Viva» и Российский национальный оркестр), ещё Вы преподаёте, играете сольно, как дирижёр изучаете партитуры. Где Вы черпаете силы и как Вы это всё совмещаете? Со студентами – это же вообще отдельная история!

Он – Ну, со студентами тут такая история. Я же много лет преподаю в Московской консерватории, веду класс камерного ансамбля, а студентов-виолончелистов в этом году у меня практически нет, у меня есть два аспиранта. А камерный ансамбль, там студенты разные, в общем-то, хорошие, милые все, они не так часто меня беспокоят. И радуют, они же и тревожат. У нас такие очень хорошие с ними доверительные коллегиальные отношения. Много времени на студентов уходит в преддверии сессии. Ну, а что касается оркестров, то ведь я дирижирую не все концерты ни с РНО, ни с «Musica Viva». Кстати, я ещё несколько лет являюсь худруком Саратовского оркестра. Академического оркестра Саратовской филармонии имени Шнитке. Пять лет уже.

Корр.- Ну это потрясающе!

Он – Но это не так много, несколько концертов в год. И всё-таки, есть много прекрасных дирижёров, с которыми все эти оркестры сотрудничают, и молодые дирижёры, и зрелые – разные. Ведь один и тот же человек не должен появляться на всех площадках, чтобы людям не надоесть. Так что, время находится.

-3

Корр – Спасибо вам огромное за ваш приезд, музыку, за то, что вы есть!

Он – Спасибо, что пригласили.