"Работы Вылки поразили меня своей "неровностью", в них удивительно сочетается детская неумелость и сила, полнозвучие и утончённость европейских мастеров. Откуда у него это!..
Степан Писахов (1879-1960), северный художник, писатель, этнограф
Я нежно отношусь к ненецкому народу. Это всё из-за моих чудесных родителей. Это они ввели к нам в дом мою няню, Нину. Она по национальности ненка. Папа был знаком по работе с её семьей из Нарьян-Мара, столицы Ненецкого автономного округа. Когда Нина поступила в пединститут в Архангельске, они попросили приглядеть за ней.
А родители взяли и предложили ей и жильё, и работу - присматривать за мной, совсем малышкой. Мне и года не было... Нина была замечательной няней - спокойной, терпеливой, дружелюбной и весёлой! С Ниной у нашей семьи сохранились прекрасные дружеские отношения на долгие-долгие годы.
Но я возвращусь к теме сегодняшнего рассказа. Он о Тыко Вылка (1886-1960).
Это ненецкий художник, сказитель, общественный деятель и человек невероятной судьбы. С его творчеством меня познакомила мама. Мне было лет 5-6, когда она показала мне его картины и прочла несколько его сказок.
"Сказки новоземельных самоедов. (Со слов самоеда Ильи Вылки)"
Ненцев иногда еще называли самоедами.
Родился Тыко Вылка (Илья Константинович Вылка) в стойбище Белушья Губа на острове Новая Земля. Его отец Ханец Вылка был охотником и знал немного грамоту.
Вот его портрет, написанный художником А. Борисовым в 1900 году.
На рисунке написано:
"Самоед Константин (Ханец) Вылка, убивший на своём веку более ста белых медведей"
Имя Тыко с ненецкого переводится ласково - "оленёнок", малыш оленихи. А фамилия Вылка означает "житель тундры".
Дед Тыко Вылки Ямбо пас стада оленей богатых людей на Ямале, а потом перебрался к реке Каре. Здесь кочевали семьи рода Вылки. Ямбо и породнился с одной из семей, принял её родовое имя. Ханец, сын Ямбо и отец Тыко, перебрался на Новую Землю. Там уже было основано четыре посёлка.
Отец Тыко вечно был на промысле, мать с утра до вечера заготавливала топливо, обрабатывала шкуры, шила одежду. За шитьём она часто пела и сказывала сказки.
С ранних семи лет мальчика обучали охотиться, ловить рыбу, бить гусей, собирать птичьи яйца и выживать в суровых условиях Севера. Вся культурная жизнь начиналась и заканчивалась в чуме, во время пурги, когда исполнялись героические песни - "ярабцы". В них говорилось, конечно, о богатырях, битвах за огонь, кровную месть. Звучали и песни-плачи - "ярёнги".
Эти песни были в принципе единственным источником знаний о прошлом ненецкого народа, у которого долго не было письменности. Первая азбука появилась в 1935 году.
Папа Ханец и мама Анна числились православными, но втайне продолжали чтить духов - "нгов". В семье хранились домашние идолы. Однако Тыко крестили в православной вере и дали имя Илья.
При переходе из мальчишки в юношу отец подарил Тыко упряжку оленей, собаку Нохо да ещё охотничий лук с жильной тетивой. А ещё отец обучил сына грамоте. Букваря не было, учил по листкам отрывного календаря. Тыко рос очень любознательным и пытливым. Походы любил сызмальства.
Первые свои работы маленький ненецкий мальчишка рисовал на дереве, кости или снегу углём или соком ягод. В 1904 году Вылка обменял свою картину на компас и термометр у двух английских путешественников. Оказалось, что рисовать - это даже выгодно!
Родственники были озабочены увлечением Тыко рисованием. А его задумчивость вовсе воспринималась как признак того, что он может стать шаманом.
Однажды подростком Тыко познакомился с художником-полярником Александром Алексеевичем Борисовым. Он взял Тыко в путешествие. Вместе они проехали на собаках 400 км. Заметив талант юного ненца, Александр Алексеевич начал его обучать рисованию, подарил краски и бумагу.
"Мой ненецкий ученик рисует море и льды так, будто они живые. Его медведи дышат опасностью, а в глазах охотников читается вся суровая правда жизни на краю земли".
Из дневников А. Борисова, 1909 год
На фотографии начала 20 века Константин Вылка с сыновьями. Тыко в середине.
В 1907 году Тыко Вылка отправился по побережью Карского моря в самостоятельный поход. На протяжении 825 км (с учётом изгиба берега), ориентируясь лишь на Полярную звезду, он нарисовал карты острова Северный, открыл четыре новых губы и два острова. Питался в пути старой нерпичьей шкурой да высасывал влагу из ягеля.
В 1908 году Тыко Вылка стал работать проводником. Однажды он сопровождал фотографа. Тот фотографировал пейзажи, быт ненцев. В том числе сделал фотопортрет Тыко Вылки.
В 1909 году встреча с геологом и революционером Владимиром Александровичем Русановым стала для него вроде обучения в высшем учебном заведении. Тыко сопровождал экспедицию В.А. Русанова, целью которой было найти место для поселения в районе от Крестовой Губы до полуострова Адмиралтейства. Позже Тыко Вылка говорил:
"С русским Русановым дружба была хорошая."
Ещё бы! Образованнейший Владимир Александрович не только рассказывал ненецкому молодому человеку об истории Земли и мира, но и стал его другом. Тыко говорил, что у них с Русановым две головы, но одно на двоих сердце.
Тыко Вылка так образно описывает свой край!
"Айсберги в море плывут, как гуси. Цветики у нас особо яркие, а воздух прозрачный, и при солнце снег и льды на горах искрятся и румянеют. Птицы на скалах о чём-то разговаривают, радуются, спорят. Ушкуй - зверь большой. Мясо и шкура у белого медведя тяжёлые, а шаг у него лёгкий, мягко ступает, я у него шагу учился... Песец - зверь красивый, ловкий, а злее его нет."
В 1910 году Тыко Вылка с экспедицией Владимира Александровича на зверобойном судне "Дмитрий Солунский" обошёл вокруг Южного острова Новой Земли. В экспедиции Тыко рисовал, добывал провиант, чем очень поддерживал экипаж.
Тыко Вылко даже наградили за содействие золотой медалью "За усердие" на Анненской ленте.
В этом же, 1910 году, в Архангельске впервые были представлены публике рисунки Тыко Вылки.
"Мыс дровяной"
В 1911 году рисунки Вылки с экспедиций были оформлены в альбом и подарены императору Николаю II, который пожаловал художнику пятизарядный винчестер с тысячью патронами, шестьдесят рублей и медаль "За усердие". Архангельский губернатор И. Сосновский от себя пожаловал Тыко Вылка шестьсот рублей. Полученные деньги Тыко использовал на содержание семьи и поездку в Москву.
Альбом этот сохранился и находится в фондах Русского музея в Санкт-Петербурге.
Итак, впереди столица! Там чуть больше года Тыко Вылка учился живописи, но академического образования так и не получил. Обучением его занимались художники Василий Васильевич Переплётчиков и Абрам Ефимович Архипов. Молодой ненец так вспоминал об этом времени:
"Будто земной шар в руках подержал..."
Конечно, поездке этой способствовал Владимир Александрович Русанов. Также Тыко, будучи в Москве, брал уроки русского языка, математики, географии, зоологии и гигиены. Один из его знакомых подарил Тыко фотоаппарат и научил им пользоваться.
Тыко поначалу удивлялся даже трамваям. В газетах написали, что будто бы молодой ненец поймал в парке воробья и съел его, но это была неправда. Тыко быстро впитывал культурные особенности цивилизованного мира и осваивался: сшил себе модный пиджак, носил высокие крахмальные воротнички, пёстрый галстук, приобрёл себе плащ. Художник-передвижник А.Е. Архипов подарил ему котелок, а в руках у Вылки всегда была тросточка.
Он побывал в Кремле, Румянцевском музее, Третьяковской галерее, в Большом театре был очень впечатлён оперой "Евгений Онегин". Учителя организовали его выставку. Тыко читал Л. Толстого и А. Пушкина. По-русски он говорил короткими фразами, но почти без акцента. Кстати, норвежский язык Тыко Вылка тоже знал очень неплохо.
В 1911 году из Архангельска на парусно-моторной лодке "Полярная" вышла очередная экспедиция В.А. Русанова. Чтобы участвовать в экспедиции, Тыко два месяца учился в Архангельске на моториста. Предполагалось, что после экспедиции Тыко возвратится в Москву и продолжит образование и обучение.
И тут в семье произошла трагедия. О головокружении от жизненных успехов пришлось забыть. Погиб его двоюродный брат Андрей, которому было 39 лет. Он случайно застрелился. По ненецкой традиции 25-летний Тыко был обязан жениться на его вдове, 36-летней Прасковье Ивановне, и растить его пятерых детей - мальчиков 14 и 12 лет, дочерей 10 и 5 лет и новорожденную Степаниду. Также он должен был взять на себя заботы о матери Андрея, которой исполнилось 78 лет.
Вот такой поворот судьбы. В сентябре уходил последний пароход с Новой Земли, и до июля следующего года точно было никуда уже не уехать. Илья - Тыко скорбел, что "эту зиму Вылка не пойдёт слушать музыку в опере..." От участия в экспедиции тоже пришлось отказаться. Заботы о внезапно образовавшейся семье обрушились на Тыко.
Владимир Александрович Русанов погиб в 1912 году во время очередной экспедиции. Тыко сильно переживал трагедию и иногда говорил: "Вот бы ещё пять картин написать и пойти догонять..." Когда его спрашивали: "Кого догонять?" Отвечал кратко: "Русанова."
На портрете "Русанов на Новой Земле" - довольно молодой человек, хорошо одетый, с аккуратной бородкой, в тёмной шляпе. Со своим фотоаппаратом на треноге он смотрится... непривычно в северном пейзаже с покосившимся крестом, разбитой лодкой, черепами и костями на поле.
"Проводы Русанова в проливе Маточкин шар"
"Портрет Русанова"
В 1912 году Тыко Вылка с многочисленной семьёй поставил чум в Белушье. Но из-за преследования царских чиновников перебрался на карскую сторону.
Что представляла собой Новая Земля в это время?
Н. Наталин в 1912 году опубликовал заметки "Поездка на Новую Землю". Он отправился на судне из Архангельска в эти места. По результатам пятидневного пребывания там он и оставил свои наблюдения. Его удивило, что судно было полностью загружено годовыми запасами для самоедов и колонистов.
Ненцев также называли самоедами.
Везли целые избы, так как на архипелаге почти нет деревьев, только карликовые берёзки. Также негде добыть муки, оружия, пороха, консервов. Два раза в год рейсовым пароходом всё это доставлялось и обменивалось на ненецкий товар: шкурки, мясо, рыбу, солёных гусей, уток и пр.
И вот пароход прибыл. Н. Наталина поразило большое количество могильных крестов из камней. Умирают ненцы, в основном, от цинги.
Близкие и соседи не дают заболевшему засыпать, подвязывают шест и тащат его с горы на гору. Некоторых движение спасает, другие засыпают и умирают.
Н. Наталин записал впечатления одного колониста, который зимовал на Новой Земле из-за льдов на острове, не мог уехать.
"Страшно здесь бывает... Дюже страшенно. Ветры как заколышат, так и сыпят со дня по день... Занесёт снегом становище, не вылазишь. А если на охоте, то, бывает, и места не найти... Чаем не греешься: щепочек нету. Молишь заступников Савватия [Соловецкого] и Миколу, спаси души... Ох, не солодкая жизнь наша... бывало ошкуй мордой снег разворачивает. Чует человечину, да достать трудно. Так и отлежишься."
Описывает автор заметок и охоту на моржей примитивным тысячелетним способом: заметив льдину с семейством мычащих, словно быки, морских животных, охотники подплывают к ним как можно ближе и стреляют в глаз или голову. Стрелять в туловище бесполезно из-за слоя жира.
Занятно пишет Наталин о собирателях утиного пуха.
"Казалось бы, человеку не добраться до крутизны, где утка кладёт свой дорогой пух, но промышленник идёт на всё... лезет на гору, под обрывом, вися на верёвке, и добывает пух, который бросает в корзиночку, привязанную у пояса".
Наталин был удивлён, увидев в посёлке русских колонистов своеобразную новоземельскую Конституцию. В ней говорилось:
"Все поселенцы равны между собою. Они обязаны жить в мире и согласии, памятуя заповедь Христову о любви к Ближнему. Они должны уважать друг друга, быть готовыми разделить последнюю корку хлеба и сознавать долг перед родиной и Царём. Потерпевшие крушение и нуждающиеся должны найти в посёлке радушное гостеприимство."
***
Вот в таком месте и жил Тыко Вылка.
Помимо живописи, Тыко Вылка записывал ненецкий фольклор, передавал этнографам легенды о духах тундры. В 1914 году он выпустил сборник "Записки о Новой Земле".
После Октябрьской революции 1917 года Тыко Вылка вернулся в Белушье. Он стал возглавлять советы депутатов трудящихся, занимался охотничьим промыслом, начальствовал в промысловой артели.
А в 1924 году Илья Константинович Вылка стал первым председателем новоземельского островного совета - главой местного самоуправления.
На фотографии этого года И.К. Вылка с семьёй у своего дома.
Он помогал создавать школы для ненецких детей, продолжал участвовать в экспедициях. М.И. Калинин, всесоюзный староста, в 1929 году во время поездки Вылки в Москву назвал его "президентом Северной Земли". Прозвище так и закрепилось за ним до конца жизни.
Межнациональные конфликты в ненецком автономном округе были серьёзные.
В 1900 году там проживало чуть больше двадцати русских. В 1920-30-е годы в связи с открытием фельдшерских пунктов и школ, развитием промыслов русских людей стало больше. Например, в 1932 году уже 101 человек.
Русские люди были более образованны и считали ненцев отсталым народом. Ненцы осуждали русских за пьянство, непрактичность, неумение вести хозяйство в условиях Арктики. Они не понимали, как можно не беречь выданные продукты и одежду.
В 1926 году Илья Константинович создал первую промысловую артель. В неё вошли восемь ненцев. Артель ловила рыбу, ставила ловушки на песца, добывала морского зверя. В промыслах участвовали и его сыновья.
В 1928 году начался конфликт. Ненецкая сторона хотела выселить русских из своих становищ. И.К. Вылка активно выступал за примирение сторон:
"Раз дана Советским правительством власть трудящихся, коли наша теперь не так, как раньше при царе... ненцы были первоиспеленцами в Малых Кармакулах... и хотят жить другим, как товарищи."
Илья Константинович Вылка на совещании в Москве о нуждах Новой Земли представил огромный список нужд... страниц в сто. В результате на Север стали более-менее систематически доставлять стройматериалы и новые орудия лова. Он чувствовал огромную ответственность за жизнь людей в своём родном крае.
Время от времени ему также приходилось быть судьёй. В результате одного из конфликтов его вердикт был таков:
"... не давать вино и не варить пиво."
Свою деятельность как проводника Илья Константинович никогда не прекращал.
"Вылка знал Новую Землю как свои пять пальцев. Когда он рисовал карту местности по памяти, она оказывалась точнее наших инструментальных съёмок", - писал полярник Р. Самойлович в 1931 году.
В 1935 году Илья Константинович Вылка был одним из составителей ненецкой азбуки. Примерно в это же время появились записи ненецких сказок и легенд в журналах "Звезда Севера", "Социалистический Север", сборник "Ненецкие сказки". Тыко Вылка был тоже в числе сказителей.
Мир природы Новой Земли отражается в рукописных дневниках Тыко Вылки.
"Один незнакомый рыба, который ни разу не попадал", рассказ о медведе, который был близко.
"... Ветер сильный задул, выпало снегу много, - девочка родилась, назвали Зарницей - ветер потихло, ясный мороз".
Ненцы любят петь. Первую личную песню получает ребёнок от отца и матери, в совершеннолетие сочиняет свою песню сам. Личную похоронную песню - своеобразный "реквием" по себе - тоже готовят ненцы сами.
Со слов Тыко Вылки записаны архаические представления о жизни - легенды о Бессмертной земле, о первом человеке, о подводном царстве-рае, летающих оленях, мудрой сестре, волшебном кольце, добром шамане.
Легенда о первом человеке рассказывает о том, как вмешался злой дух, и тело человека покрылось шерстью, как у собаки. Тогда Богу под именем Нум пришлось создавать нового человека и двух жён для него.
Илья Константинович охотно сказывал истории о животных и быте, сказки с превращениями. В финале сказок часто повторяется фраза:
"Стали хорошо жить!"
Репрессий художник и общественный деятель избежал.
На фотографии 1936 года Илья Константинович Вылка с сыновьями Иваном, Иосифом и Афанасием.
Во время Великой Отечественной войны была создана Новоземельская военно-морская база. И.К. Вылко, как лучший знаток этой местности, стал консультантом и проводником военных. На своей оленьей упряжке он перевозил грузы и людей, организовывал связь между отдалёнными частями.
Он был награждён орденом Красной Звезды, медалями "За оборону Советского Заполярья" и "За доблестный труд в Великой Отечественной войне"
В 1955 году произошло важное событие. В Чёрной губе было произведено первое испытание - подводный взрыв торпеды. Население предупреждали о взрыве. Но некоторые ведь были на промысле и не ведали новостей. Дочь И.К. Вылки Ольга с братом находились в это время как раз в Чёрной губе.
"... над нами поднялось как бы облако, вокруг всё видно стало сразу. Мы корабли на море увидели - они вокруг острова стояли кругом! Брат говорит, что это мираж для огромных масс по каким-то проливам... "
В 1957 году было принято решение о переселении из этих мест населения в другие места Архангельской области. Переселенцам обещали новые дома и обеспечение работой. Но для них это стало трагедией, разрушившей весь вековой уклад жизни.
Семью Вылки переселили в Архангельск. Но как были ему чужды каменные стены! Он мечтал построить настоящий отдельный дом, где бы жил с женой Марией Савватьевной. Но он много рисовал, выступал с лекциями.
Однако, здоровье его всё ухудшалось...
***
Картины художника о том, что Тыко Вылка знал хорошо: охота на нерп, белых медведей, стойбища, ледники, северное сияние, арктические пейзажи...
"Незнаемый залив. Льды в Карском море"
"Губа Белушья. Новая Земля"
"Губа Белушья"
"Баренцево море. Полуостров Адмиралтейства"
"Бухта в Новой Земле"
Из цикла "Родина"
"Избушка Пахтусова"
"Ледник"
"Маточкин Шар. Фактория Лагерное"
"Новая Земля. Лагерное. Промконтора звероторга."
"Место стоянки Русанова"
"На Карской стороне, в районе зимовки Розмыслова"
"На промысле за тюленем"
"Море"
"Озеро Нехватово"
"Пейзаж с птицами"
"Пейзаж"
"Последний путь Г. Я. Седова"
"Птичий базар"
"Рыбацкие промысловые лодки и палатки"
Спасибо всем, кто прочитал материал о самобытном художнике, удивительном человеке, неравнодушном к судьбам людей родной земли.
(Продолжение следует)