Найти в Дзене

ГЕРОЙ НЕБА

Платон Федосеевич Клята – имя, навсегда вписанное в историю героических подвигов Великой Отечественной войны. Уроженец Ростова-на-Дону, прошедший долгий путь от рабочего на заводе до прославленного лётчика, Героя Советского Союза. Родился Платон Федосеевич 18 апреля 1914 года в рабочей семье. С детства был трудолюбивым и целеустремлённым: окончив семь классов, поступил в школу фабрично-заводского обучения при Ростовской табачной фабрике, где освоил профессию слесаря-регулировщика. Его трудовой путь начался на той же фабрике, а затем продолжился на Ростовском паровозоремонтном заводе. В 1935 году комсомольская путёвка отправила молодого Платона в деревню, где он работал бухгалтером и даже учился заочно в Московском экономическом институте. В следующем году Платона призвали в Красную армию. Окончив Сталинградское военное авиационное училище в 1939 году, он отправился в Рязань, где стал инструктором 1-й Высшей школы штурманов ВВС. Этот период - основа его будущей блестящей лётной карьер

Платон Федосеевич Клята – имя, навсегда вписанное в историю героических подвигов Великой Отечественной войны. Уроженец Ростова-на-Дону, прошедший долгий путь от рабочего на заводе до прославленного лётчика, Героя Советского Союза.

Родился Платон Федосеевич 18 апреля 1914 года в рабочей семье. С детства был трудолюбивым и целеустремлённым: окончив семь классов, поступил в школу фабрично-заводского обучения при Ростовской табачной фабрике, где освоил профессию слесаря-регулировщика. Его трудовой путь начался на той же фабрике, а затем продолжился на Ростовском паровозоремонтном заводе. В 1935 году комсомольская путёвка отправила молодого Платона в деревню, где он работал бухгалтером и даже учился заочно в Московском экономическом институте.

В следующем году Платона призвали в Красную армию. Окончив Сталинградское военное авиационное училище в 1939 году, он отправился в Рязань, где стал инструктором 1-й Высшей школы штурманов ВВС. Этот период - основа его будущей блестящей лётной карьеры.

г. Рязань. Район Дягилево. Школа штурманов. Платон Федосеевич четвёртый справа.
г. Рязань. Район Дягилево. Школа штурманов. Платон Федосеевич четвёртый справа.

Началась война. Уже 10 июля 1941 года Платон Клята был в распоряжении войск РККА, в Военно-воздушных силах. Зачислили его в легендарную 42-ю авиадивизию дальнего действия, в составе которой воевал сам Николай Гастелло. Летая на самолётах СБ и ДБ-3Ф, наш герой неоднократно выполнял сложнейшие задания, одно из них навсегда вошло в историю военных лет.

Декабрь 1941 года. Платон Федосеевич уверенно держит штурвал. Его бомбардировщик стремительно приближается к цели. Внизу, словно тёмное пятно, виднеется скопление вражеских мотомеханизированных войск. Но путь к выполнению задания преградила зенитная артиллерия противника: снаряды разрываются в воздухе, оставляя за собой огненные шлейфы. Не обращая внимания на огненный шквал, Клята продолжает маневрировать, готовясь к точной атаке.

Платон Федосеевич Клята перед боевым вылетом.
Платон Федосеевич Клята перед боевым вылетом.

На цель самолёт заходит дважды, обрушивая мощный груз бомб на головы врага. На земле вспыхивают взрывы, поднимая столбы огня и дыма. В это время стрелки-радисты Борис Павлович Беляков и Павел Михайлович Зяблов не дают врагу поднять головы. Их пулемёты метко выплёскивают огонь, отбивая любые попытки противника организовать отпор.

- Отлично поработали, – с довольной улыбкой замечает Павел Зяблов, глядя на пылающее зарево внизу. Но вдруг его лицо меняется, он настороженно прищуривается. - Запах бензина, – тихо произносит он, словно проверяя собственные чувства.

Штурман Павел Добряк мгновенно понял, что это значит. Противнику удалось повредить топливную систему самолёта. Времени на раздумья не было – он тут же дал командиру новые координаты, чтобы как можно быстрее уйти на безопасную территорию.

Боевой вылет бомбардировщика ДБ-3Ф.
Боевой вылет бомбардировщика ДБ-3Ф.

Казалось, удача вот-вот улыбнётся экипажу. Однако через несколько минут в небе появились два вражеских истребителя. Завязался ожесточённый бой. Самолёт Кляты отчаянно маневрировал, стрелки отчаянно отбивались. Но силы были неравными. Вражеский огонь достиг цели, произошёл взрыв, и бомбардировщик развалился в воздухе. Разбитая машина начала падать.

Платон пришёл в себя уже на земле. Его парашют развевался за спиной, но это не имело значения. В голове звучал лишь один вопрос: «Где товарищи?» Он бросился на поиски. Через некоторое время наткнулся на Белякова и Добряка. Они были живы и, напряжённо осматриваясь кругом, искали Зяблова.

Пройдя ещё несколько километров они нашли своего товарища. Павел Зяблов лежал на земле, широко раскинув руки, будто хотел обнять родную землю, которую защищал до последнего.

- Паша.., – дрогнувшим голосом произнёс Павел Добряк, опускаясь на колени.

Он склонился над другом, затем медленно поднялся и снял головной убор. Никто из них не пытался скрыть слёз. Горе накрыло тяжёлой волной.

На следующий день товарищи похоронили Зяблова с воинскими почестями. Всё было просто, строго и торжественно. Летчики склонили головы перед солдатом, отдавшим свою жизнь за Родину.

Донесения о безвозвратных потерях. Зяблов Павел Михайлович под номером 273.
Донесения о безвозвратных потерях. Зяблов Павел Михайлович под номером 273.

С марта 1942 года, уже в звании капитана, Платон Федосеевич Клята продолжил службу в 4-м дальнебомбардировочном авиационном полку 3-й авиационной дивизии дальнего действия. В этом же месяце за отличную боевую работу по уничтожению важных стратегических объектов в тылу фашистов был награждён орденом Красного Знамени. А в последний день года – 31 декабря – получил второй орден Красного Знамени. На тот момент Платон Федосеевич совершил 22 дневных и 78 ночных успешных вылетов, из них шесть – в глубокий тыл противника: 27 мая 1942 и 18 августа 1942 – Кенигсберг, 20 августа 1942 и 1 сентября 1942 – Варшава, 29 августа 1942 – Берлин, 9 сентября 1942 – Будапешт.

1943 год Платон встретил в небе над Сталинградом. Делал по два вылета днём и ночью в самых сложных метеорологических условиях. «Отец был очень осторожным лётчиком, старался просчитывать ситуации наперёд, некоторые считали его излишне дотошным. Знаю, что у метеослужбы было такое поверье: полетишь на разведку погоды с кем-то неизвестно, вернёшься или нет, а полетишь с Клятой точно останешься живым», – вспоминает дочь героя Наталья Платоновна. Однако даже с лучшими случаются несчастья...

2 февраля 1943 года при выполнении боевого задания бомбардировщик потерпел аварию. Платон получил тяжёлые ранения и ожоги, но сумел пройти через сложный процесс восстановления. Медицинская комиссия признала его непригодным к лётной работе в бомбардировочной авиации, однако это не остановило Платона. Вернувшись в свой уже переименованный 6-й гвардейский авиационный полк дальнего действия, Клята в мае 1943 года снова поднялся в небо и продолжил наносить удары по вражеским целям.

Платон Федосеевич Клята. На фоне Ил-4 (ДБ-3Ф).
Платон Федосеевич Клята. На фоне Ил-4 (ДБ-3Ф).

К концу лета 1943 года гвардии майор, командир эскадрильи 6-го гвардейского авиационного полка дальнего действия Платон Федосеевич Клята совершил 183 успешных боевых вылета. 18 сентября за отличное выполнение боевых заданий командования по разгрому немецких войск под Сталинградом и на Орловско-Курском направлении Платон Клята был награждён орденом Ленина.

В феврале 1944 года герой совершил четыре успешных боевых вылета на бомбардирование военно-промышленного и политического центра Финляндии – города Хельсинки. Летом этого же года он совершил уже 273 успешных боевых вылета (28 дневных и 245 ночных). Выполнял особые задания: 49 раз летал как осветитель целей, 87 раз осуществлял их поджог, 20 раз проводил контроль результатов бомбардировок. За время его командования эскадрилья выполнила 1076 успешных боевых вылетов, а сам Платон подготовил ещё 14 квалифицированных молодых лётчиков.

19 августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество, доблесть и героизм гвардии майору Кляте Платону Федосеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». На тот момент налёт героя на всех типах самолётов составил 1453 часа.

-7
-8
Наградной лист Герой Советского Союза Кляты П.Ф.
Наградной лист Герой Советского Союза Кляты П.Ф.

Война продолжала испытывать героя на прочность. В марте 1945 года Клята вновь получил ранение, но и это не остановило его. День Победы Платон встретил в московском госпитале, уже зная, что его усилия и жертвы не были напрасны.

После окончания войны судьба вновь отправила его на службу. Платон Федосеевич продолжил карьеру в Приморье, занимал высокие должности в Военно-воздушных силах. В ноябре 1960 года он вышел в запас в звании полковника и вернулся в родной Ростов-на-Дону. Здесь он начал новую главу своей жизни, став уважаемым работником в гражданской сфере.

Ветеран Платон Федосеевич Клята.
Ветеран Платон Федосеевич Клята.
Табличка на здании по адресу ул. Лермонтовская, 90, г. Ростов-на-Дону.
Табличка на здании по адресу ул. Лермонтовская, 90, г. Ростов-на-Дону.

30 апреля 2009 года легендарный лётчик ушёл из жизни. Его похоронили на Аллее Героев, увековечив память о человеке, который посвятил себя служению Родине.

-12

Автор статьи - научный сотрудник музея "Самбекские высоты" Вадим ЛАПИН.