Вот абсолютно каждое утро, проезжая мимо гряды забитых машинами автосалонов, смотрю на автовозы, которые, как муравьи, вереницей тянутся к дилерским центрам. Причем тут и "китайцы" и наши, отечественные, но возле дилеров "Лады" очередь из ожидающих выгрузки автовозов куда больше. И если еще пару месяцев назад в основном были "Весты" с "Грантами" и "Нивами", то теперь же модельный ряд разнообразился «Ладой Искрой».
Только в новостях написали, что машины потекли к дилерам и вот, пожалуйста — целые партии новеньких машин. С виду вполне приличный автомобиль.
Причем лично я не только посмотрел фотографии и почитал обзоры, но и, так сказать, "пощупал" эту машину вживую. Посидел, прокатился — вроде бы и дизайн стильный, и оснащение неплохое, и выбор кузовов. И цена ниже, чем у «Весты». Все это вкупе должно сделать модель гораздо привлекательнее большинства китайцев. Казалось бы, о чём тут думать? Новый, отечественный, да ещё и такой… ну, по крайней мере, не «Гранта» из прошлой эпохи.
На первый взгляд «Искра» — это глоток свежего воздуха для российского автопрома. Шестиступенчатая механика, версия с "двумя педалями", пускай и вариатор, две подушки безопасности, система стабилизации, мультимедиа — базовый минимум для комфортной езды по современным меркам. Двигатели тоже вроде бы не самые дохлые — 90 или 106 лошадиных сил. Если верить цифрам, то по характеристикам она действительно превосходит многих своих бюджетных конкурентов. Да, китайцы, конечно, напичканы опциями по полной, но и цена у них соответствующая. А тут — отечественный производитель, доступность запчастей, ремонтопригодность… Всё то, за что мы так любим «Ладу».
Короче говоря, хвалить можно долго. Но если абстрагироваться от тех рекламных публикаций, коими заполонили интернет "независимые" автомобильные издания, как по заказу нахваливающие новинку, то картина рисуется немного иная.
И вот, наблюдая за утренним движением автовозов, вроде бы думаешь: «Ну наконец-то! Вот он, шаг вперёд. Кажется, АВТОВАЗ уловил тренды и выпустил что-то действительно интересное». Я даже представляю, как люди будут стоять в очередях и обсуждать эту новинку.
Но вот тут-то и начинается самое интересное. Я реально призадумался о том, чтобы купить себе эту расхваленную новинку. Захожу в автосалон — банально, чтобы просто посмотреть, потрогать. В центре шоу-рума сияет «Искра». Подхожу, осматриваю. Выглядит действительно неплохо. Подходит менеджер, молодой парень, начинает рассказывать о комплектациях, опциях. Всё как обычно. Но в какой-то момент, когда по мне становится видно, что я заинтересован и вроде бы уже начинаю прикидывать, как бы всё это оформить, он как-то странно замолкает, смотрит на меня, потом на «Искру» и вдруг, отведя меня в сторону, как бы невзначай опрокидывает фразу: «Брать не советую».
"Мне не послышалось?", — спрашиваю. А он с видом человека, раскрывающего мне некий тайный заговор, продолжает: «Да, машина, возможно, и неплохая. На бумаге — вообще огонь. Но она очень сырая».
«Сырая?» — переспрашиваю я, вспоминая все те истории, которые в последнее время ходили о «Ладах». Блокировка руля, отказывающая электрика, и всевозможные другие недостатки, всплывающие до "нулевого" ТО. «Именно, — кивает менеджер. — Первые партии — это всегда лотерея. Кому-то повезёт, а кому-то очень сильно не повезёт. Обязательно будут какие-то косяки, недоработки. И все эти детские болезни АВТОВАЗ будет исправлять минимум полгода, а то и больше».
Он посоветовал подождать. «Если уж очень хотите новую “Ладу”, — говорит он, — то лучше взять “Весту”. Она проверена временем, понятная. И комплектация у неё приличная, и места больше».
И тут я задумался. С одной стороны, всё логично. Дилер — это человек, который продаёт машины. Его задача — не просто продать, а продать так, чтобы клиент потом не вернулся с претензиями. И уж тем более чтобы он не писал гневные отзывы на том же Дзене. Продавать «Весту», которая уже давно на рынке, понятную, проверенную, — для него проще. Нет рисков, нет головной боли. А «Искра» — это пока неизведанный зверь.
С другой стороны, я понимаю, что это ещё и чисто коммерческий ход. «Веста» стоит дороже, а значит, менеджер получит больше бонусов. Предложить «Гранту» (если покупатель пришёл за чем-то максимально бюджетным) — тоже вариант. А от «Искры», как от чего-то «сырого», можно легко отговорить, направив клиента к более дорогой и «надёжной» (по их мнению) «Весте».
Но вот что меня тревожит. Все эти истории о «сырости» новых моделей «Лады» — они не единичны. Недавние проблемы с «Вестой», с её блокирующимся рулём, с электрикой, которая живёт своей жизнью… Эти скандалы, если честно, заставляют меня с осторожностью относиться к любому новому автомобилю нашего автопрома. Даже если он выглядит как конфетка.
Так что, получается, менеджер, хоть и преследует свои коммерческие интересы, говорит правду. «Искра» — это, скорее всего, действительно «сырой» продукт. И покупать её в первых партиях — это, мягко говоря, рискованно. Наверняка АВТОВАЗ со временем всё исправит, доведет до ума. Но на это потребуется время. И только когда «детские болезни» будут вылечены, можно будет спокойно идти в салон.
Пока же, глядя на эти автовозы с «Искрой», я понимаю, что их ждёт та же участь, что и многие другие новинки, которые появились на рынке слишком рано. Стать хитом продаж ей сложно. Особенно в нынешних условиях, когда продажи в целом падают, а объёмы производства не растут.
У меня в голове крутится мысль: «Лада Искра» станет хитом, только если её цена будет сопоставима с ценой «Гранты». Причём с ценой «Гранты» образца 2019 года. Тогда, возможно, люди и рискнут. А пока… пока это какое-то избыточное нагромождение моделей одного класса, которое, к сожалению, вряд ли закончится чем-то хорошим для покупателя.
Так что, если вы подумываете о покупке «Лады Искры», послушайте менеджера. Или, по крайней мере, подождите. Подождите, пока инженеры АВТОВАЗа доведут её до ума. А пока, пожалуй, лучше пройти мимо. Или, как сказал мне тот менеджер, «лучше взять “Весту”». Ну или посмотреть что-нибудь другое. Этот дилер, кажется, оказался честнее, чем я ожидал. А это в наше время уже само по себе немало.
Обязательно ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы поддержать канал!
Сейчас это крайне важно и для меня, и для канала. Спасибо вам, тем кто читает! А ещё заглядывайте в ТГ-канал "Гаражбатя", буду рад всем.
Благодарю за прочтение, всем добра!