Найти в Дзене
ПУТЬ ВОИНА

Публий Гавий: римлянин, казненный за помощь Спартаку

В 71 году до н. э. армия непокорных, возглавляемая легендарным Спартаком, оказалась на юге Апеннинского полуострова, поджимаемая с севера армией Марка Красса. Кадр из сериала «Спартак» (2010-2013 годы) / © imdb.com Тогда Спартак попытался найти способ переправить часть своих людей на Сицилию. И этот выбор не был случайным. Сицилия оставалась нестабильным регионом — за последние 60 лет там дважды вспыхивали крупные восстания рабов (135-132 годы до н. э. и 104-101 годы до н. э.). Оба длились годами и в них принимали участие десятки тысяч повстанцев. Спартак рассчитывал пополнить припасы, восстановить силы и разжечь новый очаг восстания, который на сей раз не будет потушен. На острове на плантациях трудились тысячи и тысячи физически крепких невольников — потенциальная армия. А местность благоприятствовала партизанской войне. Пламя борьбы Сначала он пытался договориться с Киликийскими пиратами, которые пообещали предоставить корабли и обеспечить переправу через Мессинский пролив в обмен н
Оглавление

В 71 году до н. э. армия непокорных, возглавляемая легендарным Спартаком, оказалась на юге Апеннинского полуострова, поджимаемая с севера армией Марка Красса.

Кадр из сериала «Спартак» (2010-2013 годы) / © imdb.com
Кадр из сериала «Спартак» (2010-2013 годы) / © imdb.com

Тогда Спартак попытался найти способ переправить часть своих людей на Сицилию. И этот выбор не был случайным. Сицилия оставалась нестабильным регионом — за последние 60 лет там дважды вспыхивали крупные восстания рабов (135-132 годы до н. э. и 104-101 годы до н. э.). Оба длились годами и в них принимали участие десятки тысяч повстанцев.

Спартак рассчитывал пополнить припасы, восстановить силы и разжечь новый очаг восстания, который на сей раз не будет потушен. На острове на плантациях трудились тысячи и тысячи физически крепких невольников — потенциальная армия. А местность благоприятствовала партизанской войне.

Пламя борьбы

Сначала он пытался договориться с Киликийскими пиратами, которые пообещали предоставить корабли и обеспечить переправу через Мессинский пролив в обмен на щедрую оплату. Получив предоплату, пираты просто исчезли.

Несмотря на обман, Спартак продолжал искать способ переправить войска. И, кажется, помощь пришла оттуда, откуда ее не ждали: Публий Гавий, римский купец из Этрурии (область на северо-западе древней Италии), был готов помочь организовать переправу части армии восставших на Сицилию.

Римляне часто плавали из Регия в Мессину и обратно, причем даже зимой — в самое неблагоприятное время года. И Гавий, знавший эти маршруты, мог либо организовать переброску спартаковских сил, либо передавать информацию о ситуации на Сицилии.

Римская мозаика с изображением кораблей / © imperiumromanum.pl
Римская мозаика с изображением кораблей / © imperiumromanum.pl

Жестокая казнь

Античные источники сообщают, что Гавия разоблачили, задержали и бросили в тюрьму. Гай Веррес, наместник Сицилии (73-71 годы до н. э.), обвинил его в шпионаже в пользу восставших рабов.

Веррес приказал пытать Гавия, выбивая показания любой ценой. Затем купца распяли.

Это событие стало грандиозным скандалом, так как пытки и распятие в отношении римских граждан были запрещены. Веррес фактически лишил Гавия гражданства, обвинив в измене родине.

Дело Цицерона

Несколько лет спустя молодой оратор Марк Туллий Цицерон использовал дело Гавия как главный довод в судебном процессе против Верреса.

Цицерон не только обвинял наместника Сицилии в жестокости и коррупции (соверешнно справедливо), но и припомнил ему распятие гражданина Рима, которое стало символом беззакония Верреса.

Кадр из сериала «Спартак» (2010-2013 годы) / © imdb.com
Кадр из сериала «Спартак» (2010-2013 годы) / © imdb.com

Сегодня историки не располагают прямыми доказательствами, что Гавий действительно помогал армии Спартака — только обвинение самого Верреса. Но сам факт, что купец был казнен за подозрение в связях с восставшими, говорит о том, что такая возможность всерьез рассматривалась.

Впрочем, история выглядит вполне правдоподобно. К восстанию Спартака присоединялись не только рабы, но и свободные бедняки, разорившиеся крестьяне и те, кто разделял идеи восставших. Римский купец, готовый рискнуть жизнью и гражданством ради помощи непокорным, вполне вписывается в эту картину.