Найти в Дзене
MusicFirework

Юлия Малинина: между молчанием зданий и голосом художника

Творчество — это безграничное поле для самовыражения, поиска и переосмысления окружающего мира. Сегодня мы поговорим с Юлией Малининой, художником, чьи работы заставляют по-новому взглянуть на индустриальные пейзажи, увидеть красоту в монументальных зданиях и ощутить присутствие человека даже там, где его нет. Юлия, здравствуйте! Кто из художников оказал наибольшее влияние на ваше творчество? Каждый этап моего пути — это определённый диалог с художниками. С одними авторами он непродолжителен, к кому-то возвращаюсь через время. Есть мастера, к творческому наследию которых продолжаю относиться с особым трепетом — это Рене Магритт и Марк Ротко, и Джексон Поллок с его свободой. Не скрою, что сейчас вновь открыла для себя Исаака Левитана. В нём есть особая глубина. Пожалуй, важнейшим аспектом для меня является язык живописи, когда только через цвет можно зашить в ткань картины мысли, эмоции, своё отношение к этому миру. Как бы вы описали свою цветовую палитру и как вы её выбираете? Если кор

Творчество — это безграничное поле для самовыражения, поиска и переосмысления окружающего мира. Сегодня мы поговорим с Юлией Малининой, художником, чьи работы заставляют по-новому взглянуть на индустриальные пейзажи, увидеть красоту в монументальных зданиях и ощутить присутствие человека даже там, где его нет.

Юлия, здравствуйте! Кто из художников оказал наибольшее влияние на ваше творчество?

Каждый этап моего пути — это определённый диалог с художниками. С одними авторами он непродолжителен, к кому-то возвращаюсь через время. Есть мастера, к творческому наследию которых продолжаю относиться с особым трепетом — это Рене Магритт и Марк Ротко, и Джексон Поллок с его свободой. Не скрою, что сейчас вновь открыла для себя Исаака Левитана. В нём есть особая глубина.

Пожалуй, важнейшим аспектом для меня является язык живописи, когда только через цвет можно зашить в ткань картины мысли, эмоции, своё отношение к этому миру.

-2

Как бы вы описали свою цветовую палитру и как вы её выбираете?

Если коротко, то у меня нет границ. Каждая новая задача — это новый выбор.

Для проекта «Дистополис» я решила использовать палитру коричневых, землистых оттенков и холодную гамму в изображении фонов, с небольшим включением ярких мажорных цветов в некоторых элементах, которые хотела выделить. Если одним термином, то здесь я использовала скупую палитру оттенков. Это был выбор в пользу того, чтобы показать монументальность и брутальность изображённых на картинах зданий и скульптур.

285ф Дистополис. Отель Бетельгейзе. 2017. холст, масло, акрил. 150х125 см. ©Юлия Малинина. Distopolis. Hotel Betelgeuse. 2017. Oil, acrylic on canvas. 150×125 cm. ©Julia Malinina.
285ф Дистополис. Отель Бетельгейзе. 2017. холст, масло, акрил. 150х125 см. ©Юлия Малинина. Distopolis. Hotel Betelgeuse. 2017. Oil, acrylic on canvas. 150×125 cm. ©Julia Malinina.

Какие эмоции вы чаще всего стремитесь передать в своих работах?

Живописью я веду свой дневник, поэтому каждая картина отражает определённый период жизни. Можно сказать, что в работы я кодирую информацию личного характера. В какие-то картины добавляю больше смыслов. Это зависит от множества факторов и от того, что же на самом деле я хочу сказать. Жизнь такая многогранная, поэтому и мои картины такие разные. Это может быть серия, объединённая одной идеей, как проект «Дистополис», или единичные картины как вспышки. Но больше, всё-таки, я любуюсь красотой этого мира: сооружениями, которые спроектировали и возвели люди, и небесами, на фоне которых они возвышаются.

310ф Дистополис. Орга́н. 2019. холст, масло, акрил. 150х125 см. © Юлия Малинина. Distopolis. Pipe Organ. 2019. Oil, acrylic on canvas. 150×125 cm. ©Julia Malinina.
310ф Дистополис. Орга́н. 2019. холст, масло, акрил. 150х125 см. © Юлия Малинина. Distopolis. Pipe Organ. 2019. Oil, acrylic on canvas. 150×125 cm. ©Julia Malinina.

Вы работаете как с живописью, так и с графикой. Как различается ваш подход к этим двум техникам, и какие разные возможности они вам предоставляют?

Можно сказать, что живопись для меня — это как роман в литературе, а графический лист — короткий рассказ.

И если работа над картиной занимает время от трёх недель до полутора месяцев, то некоторые графические листы рождались за три дня.

В «Дистополисе» я неслучайно назвала всю серию графики этюдами. Они как быстрые впечатления, как если бы мы увидели сюжет из окна автомобиля или поезда в движении. Нас что-то привлекло, но мы не успели рассмотреть. Отсюда некая фрагментарность и ощущение случайного набора изображений. Это было сделано осознано.

416ф Дистополис. Дом архитектора. 2025. холст, масло. 60х70 см. Частная коллекция.
416ф Дистополис. Дом архитектора. 2025. холст, масло. 60х70 см. Частная коллекция.

Ваш проект «Дистополис» — это город-антиутопия, существующий лишь в вашем воображении. Какие черты реальных городов и обществ нашли отражение в этом воображаемом пространстве?

Образами для работ послужила архитектура городов центральной Европы и, конечно, России. Грифон, Аполлон, ангел, изображённые в виде скульптур, безусловно, отсылают зрителя к латинской культуре. В целом это образ западно-европейского города.

420ф FLAMEart&The_Fatalist. 2025. холст, масло. 70х60 см. ©Юлия Малинина. FLAMEart&The_Fatalist. 2025. Oil on canvas. 70×60 cm. ©Julia Malinina.
420ф FLAMEart&The_Fatalist. 2025. холст, масло. 70х60 см. ©Юлия Малинина. FLAMEart&The_Fatalist. 2025. Oil on canvas. 70×60 cm. ©Julia Malinina.

В вашем «Дистополисе» здания лишены людей, но их присутствие ощущается. Каким образом вы создаёте это ощущение отсутствующего присутствия? Какие художественные приёмы используете для передачи этой атмосферы?

Да, ощущение присутствия — это составляющая всего моего творчества. Изображения человека нет ни на одной картине. Для меня важно оставить ровно столько свободного пространства внутри, чтобы сам зритель своим взглядом оживил и, если можно так выразиться, присвоил себе пространство картины. Я очень внимательно отношусь к отбору деталей, в целом склоняюсь к минимализму в изображении, и этим достигается то самое нужное мне ощущение свободного пространства, которое заполняет смотрящий на картину человек.

367ф Паркинг. 2021. холст, масло. 70х60 см. Частная коллекция.
367ф Паркинг. 2021. холст, масло. 70х60 см. Частная коллекция.

Как вы определяете для себя понятие «красоты» в контексте индустриального пейзажа?

Красиво потому, что функционально. Любое производство стремиться внедрять и использовать передовые достижения разных областей науки. Каждый элемент здесь неслучаен. И это относится не только к индустрии, но и в целом к постройке новых современных зданий.

В итоге конгломерат неслучайных конструкций на фоне, как мы привыкли называть, хаоса природы, в которой на самом деле тоже всё неслучайно, рождает симбиоз, заслуживающий отдельного внимания. Чем я и занимаюсь, исследуя это феномен.

418 Красные облака. 2025. холст, масло. 150х125 см. ©Юлия Малинина. Red clouds. 2025. Oil on canvas. 150×125 cm. ©Julia Malinina.
418 Красные облака. 2025. холст, масло. 150х125 см. ©Юлия Малинина. Red clouds. 2025. Oil on canvas. 150×125 cm. ©Julia Malinina.

Используете ли вы в своей работе принципы деконструкции, чтобы показать скрытые смыслы в промышленных объектах?

Выбор деконструкции зависит от задачи. Иногда я его использую, если это необходимо для раскрытия нужных мне смыслов.

Скорее я руководствуюсь принципом отбора деталей и добавления необходимых элементов для достижения целостного впечатления законченного образа.

413ф Все препятствия не случайны. Шлагбаум. 2024. холст, масло. 150х125 см. ©Юлия Малинина. All obstacles are not accidental. Automatic barrier. 2024. Oil on canvas. 150×125 cm.
413ф Все препятствия не случайны. Шлагбаум. 2024. холст, масло. 150х125 см. ©Юлия Малинина. All obstacles are not accidental. Automatic barrier. 2024. Oil on canvas. 150×125 cm.

Как вы видите роль художника в современном обществе? Какие задачи стоят перед современным искусством?

Искусство — это маркер. Творчество художника в широком смысле — как лакмусовая бумага, которая несёт в себе отпечатки нашего времени. При этом оно находится между прошлым и будущем. Искусство может поднимать вопросы, давать намёки, но только сам зритель в конечном счёте вправе дать окончательный ответ.

Мне видится одной из главных задач современного искусства — быть честным и непредвзятым.

403ф Маяк. 2024. холст, масло. 70х60 см. Частная коллекция.
403ф Маяк. 2024. холст, масло. 70х60 см. Частная коллекция.

Какие у вас планы на будущее? Какие новые направления или темы вы хотели бы исследовать?

Мне хочется увидеть свою ретроспективную выставку, чтобы оценить пройденный путь от первых шагов в интересующей меня теме индустриальной архитектуры до тех задач, над которыми сейчас веду работу. А это путь длиной уже в 20 лет.

При этом продолжают поступать предложения о проведении персональных выставок. Над некоторыми уже работаю.

И меня продолжает интересовать выбранная тема. Каждый раз, с каждым новым витком меня ждёт новое открытие. И это затягивает. И это моя жизнь.

Творчество Юлии Малининой — это пример того, как художник может преобразить привычный мир и создать уникальное художественное пространство, наполненное смыслом и эмоциями. Нам остаётся пожелать Юлии дальнейших творческих успехов, новых открытий и вдохновения для создания новых проектов.

Официальный сайт: https://www.juliamalinina.com

Любовь Черенкова

Фото: из личного архива Юлии Малининой