Вернемся к утвержденной указом президента В. Путина «Стратегии национальной политики Российской Федерации на период до 2036 года». В указе сообщается, что государственная политика будет осуществляться путем недопущения пересмотра итогов Второй мировой войны, «умаления подвига советского народа в Великой Отечественной войне». По этому поводу поступила инициатива Министерства просвещения: министр Сергей Кравцов сообщил, что со следующего года число уроков, посвященных ВОВ для десятиклассников, вырастет втрое – с 6 до 18. Понимаю, что надо будет выполнять и показать проценты к 2036 году, но удивительно, почему до этого было всего 6 занятий? Вспоминаю свое советское школьное прошлое: история ВОВ занимала ключевое место в изучении истории.
Сергей Михеев: Все перемены, которые сейчас имеют место, происходят не благодаря, а вопреки. Я говорил об этом года два назад, когда положение было более тяжелым в рамках СВО. Многие из очевидных истин, которые сейчас стали потихоньку воплощаться в действительность, и раньше были понятны, но получается, что если бы не всё то, что случилось в рамках СВО, никто бы этим не занимался. Если бы всё получалось складно и ладно, то сказали бы, что «и так хорошо».
Что касается истории вообще и истории преподавания ВОВ, то, действительно, на этом зиждется понимание и самобытность цивилизации и осознание той жертвы, которую наши предки принесли в борьбе за свободу и независимость нашей родины. Это важно и пример того, на кого равняться, каким надо быть. Нужно равняться на какого-нибудь блогера или на тех, кто ценой своей жизни спасал других и защищал свою родину? Об этом необходимо рассказывать. Когда об этом не рассказывают, то странно удивляться разговорам, что «молодежь не та - ничего не хочет, только развлекается». А мы точно всё сделали для того, чтобы она была другой? Нет, лет 25 подряд делали всё наоборот: чтобы она забыла свою историю, поменяла ориентиры с точки зрения того, с кого брать и с кого не брать пример.
Вся ситуация с Украиной: когда СВО только началась, я сталкивался с ребятами военнослужащими, и оказалось, что они вообще не знают историю (не говорю о тех, кто выступали против СВО); не знают, откуда взялась Украина. Они родились в мире, в котором уже была независимая Украина, и им кажется, что она была вечно, и на эту «темноту» ложатся разрушительные или лживые исторические теории. Гуманитарное, историческое образование – это очень важно. А мы долгое время «гуманитарку» держали в полном загоне: «Это не надо. Главное - формировать общество квалифицированных потребителей;и финансовая грамотность: как брать кредиты».
Экзамены сдавали.
Сергей Михеев: Да. Многие с радостью перенимали те версии истории, которые забрасывали нам из-за рубежа, а на них ложились все русофобские версии многих нацрежимов бывших социалистических республик, где «Россия – это оккупант», а потом удивлялись: «Что-то некоторые не понимают?» Откуда они будут понимать, если они родились в том мире, где им постоянно навязывали антироссийскую, русофобскую пропаганду? Они формировали другие картинки и ничего не знали ни про какую Украину и вообще ни о чём! Я как русский человек имею право сказать, что у всех есть свои минусы и плюсы;минус русских– это короткая память и «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». О таких вещах надо думать стратегически, на годы и годы вперед.
Даже если вы, например, готовите крупное геополитическое движение, то в эту подготовку должны включаться не только материальная фаза, но и подготовка населения, людей, которые будут в этом участвовать. У них должна быть соответствующая идеологическая, фактологическая, историческая, культурная база, которая внутри будет мотивировать их к тем или иным действиям. Кстати, наши враги занимаются этим очень активно со всех направлений, и не только с западного.
Что касается шести часов о ВОВ: как можно за 6 часов всё это понять? Практически невозможно. Самая грандиозная в мировой истории война, которая для нас была вопросом жизни и смерти, потому что речь шла о полном уничтожении нашей государственности и физическом истреблении большей части нашего населения, а остальных или в предатели, или в рабы. На первом этапе это была глубочайшая катастрофа. Тяжелейшая война в рамках о жизни и смерти не конкретного человека, а всей нашей цивилизации. По-моему, даже было и меньше шести часов.
Тот учебник писался, когда мы с Европой дружили, чтобы не раздражать наших «европейских партнеров».
Сергей Михеев: Мы всё хотим кому-то понравиться! А как понравиться? Надо всё время себя стучать по голове! Хорошо, вы хотите дружить с партнерами, но почему для этого надо забыть собственную историю? Вы от них просите, чтобы они забыли их историю?
Они забыли свою историю и говорят, что было всё по-другому.
Сергей Михеев: Вы же от них не требуете, чтобы они переписали свою историю? Почему мы должны так делать? Это и есть комплекс неполноценности, внутреннее предательство, а потом удивляемся: «Почему наши люди не понимают?» Вы точно всё сделали для того, чтобы они не забыли?
Так что, думаю, что это правильно. Другой вопрос, что, к сожалению, разрушить можно легко, а вот восстанавливать будет гораздо тяжелее. Поэтому то, что сейчас происходит, – это правильно, но результаты это даст не сиюминутно, потребуются годы и годы.
Второй ключевой вопрос: для кого всё это? Сейчас одна из главных проблем – это снижение рождаемости в нашей стране. Для кого мы закладываем фундамент? Кто будет через 10, 20, 30 лет развивать нашу страну? Этой теме уделяется много внимания, но еще один штрих добавило Минобрнауки: в 2026 году в российских вузах введут курсы по родительству. Студентов (очно или заочно) будут учить уходу за детьми, семейным навыкам, тем самым «популяризировать семейные ценности». Эту тему уже обсуждают эксперты и говорят: «Да, такая вузовская школа будущих родителей поможет парам, у которых уже есть ребенок, но для тех, в чьи планы ребенок пока не входит, просто бесполезное занятие».
Сергей Михеев: Не согласен. Если об этом не говорить, то человек думать об этом не будет. Учитывая демографическую ситуацию, в которой мы находимся (речь идет о постепенном нашем исчезновении), любые средства хороши, поэтому молодым людям надо объяснять, доводить до них. Глядишь, за кого-то зацепится. О чём я говорю? Сама по себе концепция того, что такое семья, зачем семья, почему к этому надо ответственно относиться и т.д. Бесконечный праздник, который якобы должна представлять жизнь: 1. к реальности не имеет отношения; 2. и неправильно. «Вся моя жизнь должна быть постоянным развлечением и, если можно, за счет других» - такое отношение порождает огромное количество проблем, в том числе в молодежной среде, поэтому и разводов больше, чем браков. Про это надо с детства говорить - и хоть на кого-то подействует.
Мне скажут: «Это бесполезно». Да, для кого-то бесполезно, а кто-то услышит, кто-то задумается. Как с уроками истории - какое-то время назад говорили: «Все ваши уроки истории, ваше «победобесие», никому не нужны - мы живем в новом мире, всё это надо забыть». Ни в каком «другом мире» мы не живем: каким он был, таким и остался, а меняются только технические средства. Мы видим, как воспроизводятся геополитические схемы, которые были актуальны в прошлом, позапрошлом веке и т.д.
И неплохо поддерживать материнский инстинкт у девушек, у отцов - ответственное отношение к детям, а не то, что это «обуза». Думаю, что всё это имеет значение. Как показывает жизнь, кто кривлялись и ухмылялись, к концу жизненного пути подходят ни с чем: нечего сказать, не на что посмотреть, нечем похвалиться.
«Почему про школу должна рассказывать школа, а не родители?» У современных молодых родителей, в основном, позиция такая: «Пускай в школе и учат».
Сергей Михеев: Родители бывают разные, и полагаться только на родителей довольно странно. С тем же успехом можно спросить: почему про историю (Уголовный кодекс, физику) должна рассказывать школа, а не родители? У огромного количества людей неполные семьи, и кто этим детям будет рассказывать? Это как: «Рынок всё определит». Он определит, только не в нашу пользу! Такие важные вещи мы уже бросили на самотек на протяжении нескольких десятков лет, и результат скверный: демографическая ситуация такая, что мы постепенно исчезаем. В этот период школа ничего не рассказывала, а «рассказывать должны были родители», и результат налицо. Вот ответ на вопрос.
Несколько пересекающихся вопросов. Например, из Набережных Челнов: «Малое уделение внимания «гуманитарке», незнание истории - это одно, а чрезмерная засекреченность многих фактов истории - это другое. Даже тот, кто желает узнать глубже, не может этого сделать». Похожее по смыслу сообщение из Липецкой области: «Давайте рассекретим хотя бы материалы, начиная со времен Емельяна Пугачева. Объявлять лозунги в народ – это одно, но нужно показать, как это было на самом деле. Что по этому поводу думает С.А. Михеев?»
Сергей Михеев: Какие конкретно материалы со времен Е. Пугачева засекречены?
«Эти документы засекречены от народа».
Сергей Михеев: Поменьше забивайте себе голову Интернетом и Telegram-каналами!
Что-то от народа скрывают.
Сергей Михеев: Нет таких засекреченных документов со времен восстания Пугачева. Есть документы по линии спецслужб, а если в обратную сторону, то, может быть, документы до ВОВ. Всё остальное давно рассекречено - даже больше чем надо. Вся эта «гнилая» конспирология, которая рассказывает, что «были космодромы инопланетян, а власти нас обманывают». Какие засекреченные материалы со времен Е. Пугачева? Когда пришла советская власть, то всё, что было секретным в царское время, рассекретили.
Или сожгли.
Сергей Михеев: В «кострах Революции».
По поводу уроков истории совет от слушателя: «Выставка «Великая Победа. Россия – моя история» в Манеже очень познавательная именно для студентов. Вход бесплатный».
Сергей Михеев: Самое интересное, что люди что-то смотрят в Интернете, а настоящие академические, исторические исследования не читают. Если спросить, читали ли они «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина, то готов поспорить, что абсолютное большинство не читало. Других наших историков читали? Они и фамилии их не слышали!