Сегодня отправляемся в один из самых известных городов на Золотом кольце, который выделяли особо ещё ДО того, как этот маршрут был вообще составлен, и с вылазки в который вообще его история началась. И это самый маленький город на Золотом кольце. Мы в Суздале, товарищи!
Как появился город?
Есть несколько версий, когда город был основан. В первую очередь надо назвать первое летописное упоминание города — ПВЛ, 1024 год. Волхвы восстали просто в тот год здесь. С другой стороны, Татищев под 982 годом в своей "Истории Российской" написал об основании города — такие у него были расчёты. Академик А. А. Зализняк же нашёл в Новгородском кодексе, а точнее — в "скрытых текстах", — что в 999 г. какого-то монаха поставили в Суздаль в местную церковь. Хотя, самый первый детинец, судя по археологическим данным, вообще датируется началом X века…
Кремль меняли. Как минимум после восстания волхвов Ярослав сжёг укрепления, а затем восстановил и даже расширил. И новые валы отвалены — так удалось расширить территорию кремля, как раз до его современных границ. Я подробнее коснусь этой темы, когда пойдём по достопримечательностям городка.
А пока вернёмся к археологам. По их информации, на заре существования города, если отталкиваться от датировок детинца, Суздаль возник вокруг нескольких сельских поселений и стал их центром. Когда Русь стабилизировала своё положение, а это X — начало XI века, Суздаль становится ещё и ключевым центром этого региона, административным, торговым и прочим.
Кстати, какой версии основания города вы придерживаетесь? Тому, что археологи нашли (это источники вещественные, но вряд ли их удастся датировать с точностью до года)? Тому, что написал Нестор в ПВЛ? Тому, что нарыли Татищев и Зализняк? Пишите в комментариях, посмотрим, кто какой версии придерживается! Пока лишь скажу, что при праздновании дат города отталкиваются от ПВЛ, как следствие, городу считается 1001 год.
Почему Суздаль вообще выходил на поверхность?
Суздаль многие годы был в тени своих куда более величественных соседей. Его вытащил на поверхность Юрий Долгорукий. Помните, когда я рассказывал о городах Золотого кольца, я говорил о том, что Суздаль стал одним из центров земли? И здесь повторю причину, которую мы проговаривали и не раз: в Ростове бояре, смыться бы от них подальше…
В домонгольский и даже монгольский период город свою высокую роль сохранял даже с учётом того, что Андрей Боголюбский перенёс столицу региона во Владимир. Достаточно просто назвать землю, столицей которой долгое время был Владимир — Владимиро-Суздальская. Однако город постепенно из-за того, что столица земли сменилась, начал сдавать свои позиции: в 1174-1217 гг. у Суздаля не было своего князя, он находился под властью Владимира. Справедливости ради, в 1213 г. здесь появился свой епископ, а про международные связи города вспоминали ещё в XIII веке. Можно, я не буду говорить, что городу досталось от монголов?
Последняя ветвь суздальских князей восходила к сыну Александра Невского Андрею. Но уже в 1350 г. князь Константин перенёс столицу этой земли в относительно молодой Нижний Новгород — земля, соответственно, стала называться Суздальско-Нижегородской. Да, Суздаль ещё был отдельным уделом, даже после присоединения Нижнего Новгорода Василием I к Москве — он упадёт великому князю Московскому только в 1451 г.
Древние постройки из тени
На протяжении последующих почти 500 лет Суздаль не находился на поверхности. В качестве добивки, и в теме логистики я к этому ещё вернусь: через город не прошла железная дорога. Поезд сюда в нынешний момент вас привезти не может, хотя проекты были. С другой стороны, в результате этого город со своими древними постройками "из тени" никого особенно не беспокоил. Посносили, конечно, кое-что, но не сильно. Вот "город-музей" и оформился.
Про него вспомнили, когда советская политика в отношении истории изменилась диаметрально. Дело в том, что на старте советской власти это выглядело так: до 1917 года нас окружали одни ошибки и преступления против народа и государства, после Великого Октября же начинается принципиально новая страница всемирной истории! Тем не менее, уже перед Великой Отечественной войной, в 1930-е гг., началось изменение этого отношения. Помните же вышедшие в те годы ленты с "Петром Первым" и "Александром Невским" во главе? Так вот, Суздаль начали делать городом-музеем уже в 1960-е гг., и с описания города начиналось оформление маршрута "Золотое кольцо".
Сегодня в городе-музее очень много исторических построек, десятки. Кремль и Спасо-Евфимиев монастырь в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Остальное, тем не менее, заслуживает не меньшее внимание. Я сам бывал в городе и не раз.
Логистика
Про нюанс с железной дорогой сказал — её нет до сих пор, хотя сегодня поезд бы пользовался немаленькой популярностью. Тем более с учётом трафика в Москве что по Ярославке, что по Горьковскому шоссе/шоссе Энтузиастов. Да, из Владимира в Суздаль ходит много автобусов. Есть даже рейсы из Москвы. Но будьте внимательны: автостанция находится где-то на восточном отшибе, рядом с восточным обходом города, реально. От неё в город придётся пилить по Васильевской улице. Ж/д станции нет, другой автостанции нет, альтернативы этой автостанции возле этого обхода, стало быть, тоже нет, разве что автобус от турфирмы какой-нибудь.
На этом пока заканчиваю! Спасибо, до что дочитали до конца! В следующий раз пройдёмся по некоторым избранным местам Суздаля, а пока, наряду с вопросом, какую версию возникновения Суздаля вы считаете верной, предлагаю ещё один: согласны ли вы, что Суздаль смог стать городом-музеем за счёт отсутствия железной дороги, и стоит ли её провести-таки сегодня?
Если публикация вам понравилась, буду рад, если вы подпишетесь на канал! Возможно, я даже смогу вас заинтересовать чем-нибудь ещё?
Или же разными интересностями на Курском направлении Мосузла?
Быть может, вас заинтересует подмосковный Зарайск? Он тоже не отшибе оказался, как и Суздаль, без пассажирского поезда!
Или же вы хотите больше узнать о севере Среднего Урала? Верхотурье, как и Суздаль, является небольшим историческим городом!