Найти в Дзене
MusicFirework

Гульнара Куспакова: любовь длиною в романс

Гульнара Куспакова — имя, которое звучит в унисон с чарующими мелодиями классики. Её творческий путь — это удивительное сочетание академической строгости и неутолимой жажды экспериментов. Мы встретились с  певицей, чтобы поговорить о её музыкальном становлении, о любви к романсу и о том, что вдохновляет её в творчестве. Вы окончили Оренбургский Музыкальный колледж по классу хорового дирижирования, а затем Астраханскую консерваторию по классу академического пения. Что побудило вас сменить направление, и как опыт дирижирования помогает вам в вокальной карьере? Это не было резкой сменой направления, а, скорее, всё произошло естественным путём. С детства я мечтала стать эстрадной певицей, но, когда поступала в колледж, выбрала хоровое дирижирование, — это позволило мне как обучаться вокалу, так и параллельно получать профессию дирижёра. Хоровое дирижирование дало мне бесценный опыт. Когда ты стоишь перед хором, ты отвечаешь за баланс, за дыхание, за то, как голоса выстраиваются в единое це

Гульнара Куспакова — имя, которое звучит в унисон с чарующими мелодиями классики. Её творческий путь — это удивительное сочетание академической строгости и неутолимой жажды экспериментов. Мы встретились с  певицей, чтобы поговорить о её музыкальном становлении, о любви к романсу и о том, что вдохновляет её в творчестве.

-2

Вы окончили Оренбургский Музыкальный колледж по классу хорового дирижирования, а затем Астраханскую консерваторию по классу академического пения. Что побудило вас сменить направление, и как опыт дирижирования помогает вам в вокальной карьере?

Это не было резкой сменой направления, а, скорее, всё произошло естественным путём. С детства я мечтала стать эстрадной певицей, но, когда поступала в колледж, выбрала хоровое дирижирование, — это позволило мне как обучаться вокалу, так и параллельно получать профессию дирижёра. Хоровое дирижирование дало мне бесценный опыт. Когда ты стоишь перед хором, ты отвечаешь за баланс, за дыхание, за то, как голоса выстраиваются в единое целое. Особенно теперь мне пригодились эти навыки, когда несколько лет назад я стала главным хормейстером Московского театра музыки и драмы «Верди Холл». Театр музыкальный, в спектаклях много поём, многоголосие. Моя работа – разложить музыкальную тему на партитуры, прописать партии для каждого артиста, с учётом особенностей их голосов. Это творческая работа, почти труд композитора.

С Анной Патренковой директором театра Верди Холл
С Анной Патренковой директором театра Верди Холл

Ваш репертуар охватывает классику, эстраду, джаз и народные песни. Что для вас является самым сложным в переключении между этими жанрами? Нужна ли какая-то особая «настройка» голоса и души?

Хочу сразу уточнить, что я окончила консерваторию по классу академического вокала. В народной стилистике я не пою, однако какие-то известные произведения, которые считаются народными, я могу исполнить на концерте академической и эстрадной стилистике. По поводу «переключения». В течение сезона я даю концерты с разными программами: например, в этом сезоне в сентябре у нас был очень интересный концерт в стиле «Classic-crossover» в джаз-бэндом «Talgat Family», который проходил в уютном кафе в центре Москвы в камерной атмосфере. Этим коллективом руководит талантливый композитор, аранжировщик и мультиинстурменталист Талгат Хасенов. Здесь классика ложится на современные аранжировки, которые делает для меня Талгат, для исполнителя — это сочетание академического и эстрадного вокала. А вот, например, в Московском Доме Романса 30 ноября состоится концерт, уже второй в этом сезоне, где я с коллегами исполню сложнейшие арии из репертуара знаменитой Марии Каллас — это чисто классическая программа. К каждому концерту, естественно, готовишься, репетируешь. Всё по-разному: пою как под фортепиано, так и с оркестрами…

Другое дело — переключение во время одного концерта, когда исполняются произведения разных жанров. Это не всегда комфортно и полезно для голоса, но с опытом это приходит. Знаете, когда концерт идёт, не всегда бывает время встать, задуматься и как-то долго «перенастраиваться», «переключаться»…

Концерт в формате Classil-crossover с ансамблем Talgat-Family
Концерт в формате Classil-crossover с ансамблем Talgat-Family

Участие в фестивале «Les Azuriales» в Ницце и конкурсе «Competizione dell’Opera» в Австрии — это опыт взаимодействия с европейской оперной школой. Были ли какие-то открытия или откровения?

Я работала с лучшими режиссёрами и педагогами оперы Ковент Гардена, и выступала в музее Ротшильдов на известном в Европе Лазурном береге Ниццы.

Главное открытие — это ощущение универсального музыкального языка. На улице ты можешь не до конца понимать чужой язык, но в зале, когда поёшь для иностранной публики, видишь их реакцию — вы со зрителями на одной волне! В Европе интересное отношение к процессу подготовки: много внимания уделяют деталям, но при этом сохраняется глубокое уважение к индивидуальности артиста. Я открыла для себя, что техника — это не ограничение, а инструмент для более точного выражения эмоций. Особенно запомнился один момент: после моего выступления в Ницце один из ведущих европейских педагогов сказал, что русская школа пения даёт невероятную мощь звука, но иногда забывает о нюансах, он скорей всего имел в виду, что мы даём напор, поём с большим акцентом, задавливаем «русскостью».

На сцене Татарского театра оперы и балета Казань
На сцене Тульской филармонии
На сцене Татарского театра оперы и балета Казань На сцене Тульской филармонии

Если бы вам представилась возможность исполнить любую оперную партию в мире, какую бы вы выбрали и почему?

Я не ставила для себя так вопрос, чтобы исполнить какую-то одну конкретную партию. Для меня было бы в принципе интересно поработать на мировой оперной сцене. Но если уж так навскидку выбирать, то я бы выделила партию Виолетты из «Травиаты» Верди. Виолетта — прожитая жизнь от легкомысленной куртизанки до глубоко любящей и жертвующей собой женщины. В Доме Романса, о котором я упоминала, у нас буквально недавно был концерт, посвящённый творчеству Верди, где я исполнила пять арий из разных опер. Я вижу себя как раз вот в таком материале.

Вы уже упомянули о вашей работе хормейстером. Что для вас значит быть главным хормейстером театра «VERDI HALL»? Это больше административная или творческая работа?

Это абсолютно творческая работа, не административная, разве только в том, чтобы назначить время репетиций для солистов, которое будут задействованы в исполнении хоровых партий. А так — это творческий процесс, создание партитур, репетиции. Уже на них, когда пришли артисты, начинаем проходить партии, образуется гармония, выстраивается архитектура звука — вот тут уже и понимаю, что не зря в своё время закончила колледж по такой специальности. Всё не зря! Главное — работа в команде единомышленников, таких как директор театра Анна Патренкова, с которой мы начинали работу просто как солистки, и режиссёр Дмитрий Шатилов, который ставит нам спектакли. Очень приятно было узнать, что мы вошли в двадцатку лучших спектаклей Москвы для детей. Если бы Вы видели, как детишки реагируют, переживают за героев — это лучшее вознаграждение за наше творчество.

С Театром Верди Холл
С Театром Верди Холл

Что для вас значит русский романс, и какие эмоции вы вкладываете в исполнение этих произведений?

Романс — мой самый любимый жанр! С тех пор как я приехала в Москву после окончания консерватории в Астрахани, моя жизнь вот уже более 15 лет связана с Домом Романса — есть такой уникальный, уютный культурный центр недалеко от метро «Октябрьское Поле». Это, между прочим, единственное в мире такое учреждение культуры, посвящённое романсу. Руководит им заслуженная артистка России Галина Сергеевна Преображенская — создатель и художественный руководитель международного конкурса «Романсида». Многие известные артисты начинали путь на большую сцену с этого конкурса. Достаточно упомянуть имя Николая Баскова. Галина Сергеевна взяла меня под своё крыло в Дом Романса, где познакомила меня с замечательным педагогом по вокалу — Анжелой Гованесовной Приходько. Она буквально за несколько месяцев подготовила меня к конкурсу, поставила мне уверенный звук в 3-й октаве, и вот я стала победителем, заняла 1 место на «Романсиаде -2012», где спела «Соловья» Алябьева в Кремлёвском Зале. Теперь этот романс — моя визитная карточка. Так что романсы — это моя жизненная история. Я люблю романсы, каждый — короткая история, переживания… Вот, пока рассказывала, мне вспомнился недавний случай на концерте: я пела программу зарубежной классики и эстрады в одном из концертных залов и тут выключился свет, отключились микрофоны… Ну что делать, голос-то не отключился! Я и предложила зрителям отвлечься и вместе со мной спеть романс «Калитка» а-капелла! Это было так душевно, вызвало такую бурю эмоций, аплодисментов. Я так поняла, что зрителям именно этот номер больше всего понравился из всего концерта!

С Анжелой Приходько
С Анжелой Приходько

Каково это — работать с таким легендарным артистом, как Ренат Ибрагимов?

Это как получить мастер-класс от самой эпохи. Как бы вы себя чувствовали, стоя рядом с таким певцом на одной сцене? Голос, мощь, такая вот профессиональная забота. Помню на репетиции как мы по несколько раз повторяли одну и ту же фразу, мы готовили юмористическое исполнение трио, надо было и спеть, и сыграть некие мизансценки. Я была приглашена в его творческий проект, но поработать вместе удалось, к сожалению, не много — в мае 2022 года Рената Исламовича не стало.

Если бы вам предложили создать свою идеальную концертную программу, что бы в неё вошло, и почему?

Что вы подразумеваете под «идеальной программой»? Не бывает каких-то идеальных концертных программ. У меня есть разноплановые программы, например, где я пою арии из опер и оперетт, классические романсы и песни, есть классик-кроссовер. А вот недавно, мы с моим коллегой, руководителем арт-проекта «Мастера Музыки» Владимиром Нефёдовым дали концерт в Центральном Доме Учёных с программой песен и романсов из советских кинолент. Для меня это был эксперимент, необычно, я всё-таки академическая оперная певица… Наш эксперимент удался, концерт прошёл на ура! Такие песни очень близки и по сердцу нашему зрителями. Но, хочу сказать, что основа для меня — это академический вокал, в любую программу обязательно включаю что-то из классики.

с Владимиром Нефёдовым
с Владимиром Нефёдовым

Как вы считаете, какие качества характера помогают вам в вашей творческой профессии? А какие, наоборот, создают трудности?

Помогает терпение и упорство. Вокальная подготовка не терпит спешки, годами оттачивается мастерство. Тут ещё что главное — опыт и интуиция, которая также приходит с возрастом. Нельзя вокальную подготовку описать чёткой логикой, формулами. Нужен хороший педагог, который послушает, подправит, поработает с тобой. Я закончила учёбу уже более 15 лет назад, но всё равно занимаюсь с педагогом, здесь в Доме Романса — у моей любимой Анжелы Приходько. Кстати, она тоже окончила Астраханскую Консерваторию и училось у того же самого педагога, как и я. Вот такие переплетения судьбы.

А что мешает лично мне — возможно, мой перфекционизм, стремление довести всё до идеала. Я очень переживаю, когда что-то не получается, звучит не так, как я хотела бы, и это не проходит. Некоторые артисты говорят так: «Ну спел, ну не получилось слегка, зрители заметили? Нет! Зрители довольны? Да! Ну и всё хорошо!» Я вот так не могу.

На сцене Кремлёвского Дворца
На сцене Кремлёвского Дворца

Что вас вдохновляет помимо музыки? Где вы черпаете энергию и позитив для творчества?

Вот хотелось бы, конечно, обрисовать вам идеальную картинку, о том, как я сижу на берегу моря, смотрю на закат и черпаю вдохновение или медленно прохаживаюсь по осеннему парку, задумчиво глядя на листву… Но, мы с вами живём в большом городе… Суета, спешка, работа. Приезжаешь на концерт и бывает максимум час, чтобы распеться, настроиться на выступление. Некогда ходить в лес за вдохновением. Конечно, когда наступает время отдыха, я люблю побыть на природе, если это отпуск – то провести его на море, съездить в своё родное Оренбуржье к родителям.

Какое ваше самое любимое место на Земле?

Сцена, любая — возможность выступить. Если географически — скорей это дом моих родителей, Оренбургская земля. Там всё начиналось, там я делала первые музыкальные шаги. И кстати, там было моё первое выступление на городской площади перед многотысячной толпой на новогоднем представлении, где я играла Снегурочку!

ДК Пушкино
В Центральном Доме Учёных
ДК Пушкино В Центральном Доме Учёных

Кем вы мечтали стать в детстве?

Певицей. Всегда. Просто я тогда не знала, что это будет опера, академический вокал. В детстве я пела всё, что слышала по радио, представляя себя с микрофоном в руках перед огромным залом. Так что мечта сбылась, просто приняла немного другую форму, о которой я тогда и не подозревала. Если позволяет зал, то пою без микрофона и больше тяготею к опере.

Как вы считаете, какую роль музыка играет в жизни современного человека?

Для меня, как педагога, работающего с дошкольниками — это очень важная тема. Тут вопрос качества музыки! Человек должен развиваться на классике. Сколько учёных, психологов в мире говорят одно: классическая музыка развивает личность, стабилизирует эмоциональное состояние человека, в то время как тяжёлый рок, примитивная поп-музыка уменьшают объём внимания и памяти, «опримитивливают» человека, человек слушает не мелодию, а однообразный ритм. Очень важна хорошая музыка для детишек, сознание которых ещё не «заштампованно».

Как менялось ваше отношение к музыке и к себе как к музыканту на разных этапах вашего творческого пути?

Сначала музыка была страстью, порывом. Потом, в колледже и консерватории, она стала тяжёлым, но любимым трудом, ремеслом, которое нужно было освоить. Были моменты сомнений, когда казалось, что ничего не получается. После победы на «Романсиаде» пришло понимание, что всё получилось, но важно двигаться вперёд! Когда ты профессионал, ты не просто будешь правильно «выдувать сольфеджио», а будет диалог со зрителем, можно качественно передать эмоции!

-11

О чём вы мечтаете в профессиональном плане?

Мечтаю и уже реализую свой проект в стиле «Classic-crossover», хочется развиваться в этом направлении на стыке жанров, мечтаю, чтобы это переросло в грандиозное шоу. Также я хотела быть петь на мировых оперных сценах, участвовать в постановках, — естественное желание для певицы!

Если бы у вас была возможность использовать свой голос для чего-то необычного, что бы вы предприняли?

Я уже его использую на концертах. Когда концерт заканчивается, люди подходят, бывает, что и со слезами на глазах, благодарят артистов за те эмоции, которые получили. Ты видишь, на каком эмоциональном подъёме они находятся, происходит духовное очищение, как говорит мой педагог — катарсис, исцеление. Кажется как бы и необычно, но… вот тогда понимаешь — голос сделал своё дело. Он дошёл туда, куда обычная речь не доходит. Помог человеку встретиться с самим собой. И это, пожалуй, самая лучшая часть работы певицы!

VK: https://vk.com/gulnara_kuspakova_club

Любовь Черенкова

Фото: из личного архива Гульнары Куспаковой