Найти в Дзене
Солнце светит всем

«Архип Куинджи. Иллюзия света». Впечатление от выставки

Выставка открылась в корпусе Бенуа Русского музея 11 сентября. Я посетила её недавно, так что впечатления еще свежие. Билеты на выставку мы купили на сайте Русского музея. Как и обычно, продажа шла по сеансам. Вход в зал открывали примерно за 10–15 минут до начала каждого сеанса. Уже на улице я поняла, что спокойного просмотра не будет. Перед входом, в холле, в гардеробе — везде очередь и толкучка. Думала, ну разойдутся все по разным выставкам, и будет более просторно, но нет. Людей становилось всё больше и больше. Приятно видеть, что люди ценят искусство и приводят детей на выставки. Однако организация мероприятия оставляет желать лучшего. В корпусе Бенуа помещения небольшие, а для выставки их еще и уменьшили, возвели стены, стенды. Площадь каждой комнаты, где экспонировались картины Куинджи, сравнима с гостиной в обычной квартире. Вы только представьте: в нее одновременно заходит 50-80 человек. Разве можно что-то разглядеть и прочувствовать? Ну да ладно. Даже такая неважная органи

Выставка открылась в корпусе Бенуа Русского музея 11 сентября. Я посетила её недавно, так что впечатления еще свежие.

Билеты на выставку мы купили на сайте Русского музея. Как и обычно, продажа шла по сеансам. Вход в зал открывали примерно за 10–15 минут до начала каждого сеанса.

Уже на улице я поняла, что спокойного просмотра не будет. Перед входом, в холле, в гардеробе — везде очередь и толкучка. Думала, ну разойдутся все по разным выставкам, и будет более просторно, но нет. Людей становилось всё больше и больше. Приятно видеть, что люди ценят искусство и приводят детей на выставки. Однако организация мероприятия оставляет желать лучшего.

-2

В корпусе Бенуа помещения небольшие, а для выставки их еще и уменьшили, возвели стены, стенды. Площадь каждой комнаты, где экспонировались картины Куинджи, сравнима с гостиной в обычной квартире. Вы только представьте: в нее одновременно заходит 50-80 человек. Разве можно что-то разглядеть и прочувствовать?

-3

Ну да ладно. Даже такая неважная организация выставки не могла мне испортить настроя, я так давно хотела увидеть картины Куинджи именно так, чтобы они были собраны в одном пространстве. Конечно же, я покажу не все картины, а лишь те, что удалось сфотографировать.

-4

В первом зале была небольшая информация о художнике. Какая-то скупая, сухая, расскажу лучше я о нём.

А.И. Куинджи в молодости. 1870. Фотография. Отдел рукописей Государственного Русского музея, Санкт-Петербург
А.И. Куинджи в молодости. 1870. Фотография. Отдел рукописей Государственного Русского музея, Санкт-Петербург

Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи) — русский живописец-пейзажист, педагог-практик и общественный деятель. Специализировался преимущественно в жанре пейзажной живописи, считается представителем отечественной школы люминизма, которая предполагала в произведениях упор на выражение эмоций и настроения через световые эффекты и способы передачи освещения.

На Валааме. 1873.
На Валааме. 1873.

Его учениками были выдающиеся пейзажисты Николай Рерих, Аркадий Рылов, Константин Богаевский, Аркадий Чумаков, будущий основатель Латвийской академии художеств Вильгельм Пурвитис.

Факты из жизни

  • Родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Рано лишился родителей, воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии.
  • В 1855 году пешком ушёл в Феодосию, чтобы учиться у И. К. Айвазовского.
  • Архип Иванович провёл пять лет в Таганроге — с 1860 по 1865 годы. Художник работал ретушёром в фотостудии местного фотографа С. С. Исаковича.
  • В 1865 году приехал в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств, но стать вольнослушателем ему удалось только с третьей попытки, когда он написал полотно «Татарская сакля в Крыму».
  • Увлечённый идеями передвижников, в 1870-е годы создал мрачноватые полотна «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе».
  • Международное признание получил в 1874 году на международной выставке в Лондоне, где ему была вручена бронзовая медаль за картину «Снег».
  • Был женат на Вере Леонтьевне Шаповаловой – Кетчереджи, дочери богатого обрусевшего грека, торговавшего мехами. Свадьба состоялась в Мариуполе в июле 1875 года. Вера Леонтьевна стала верным спутником мужа. Занималась его счетами и корреспонденцией, практически не появлялась в обществе, сама вела домашнее хозяйство. Пережила мужа на 10 лет и умерла от голода в Петрограде в 1920 году. Детей у четы Куинджи не было.
А.И. КУИНДЖИ. Портрет жены художника Веры Леонтьевны Куинджи. 1875
А.И. КУИНДЖИ. Портрет жены художника Веры Леонтьевны Куинджи. 1875
  • С 1875 по 1879 год состоял в Товариществе передвижных художественных выставок.
  • После 1882 года неожиданно стал затворником: 20 лет не участвовал в выставках и никому не показывал своих работ. Этот период называют «молчанием Куинджи».
Вид из окна квартиры А.И. Куинджи. На углу 6-й Линии и Малого проспекта Васильевского острова. Между 1876 -1890.
Вид из окна квартиры А.И. Куинджи. На углу 6-й Линии и Малого проспекта Васильевского острова. Между 1876 -1890.
  • В 1901 году впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Берёзовая роща».
  • До смерти в 1910 году создал около 500 картин и этюдов и около 300 графических работ.
  • После смерти почти всё своё состояние, включая имение в Крыму, Куинджи завещал Обществу имени А.И. Куинджи для поддержки молодых художников.
  • Похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре.
Портрет А. Куинджи кисти И. Е. Репина
Портрет А. Куинджи кисти И. Е. Репина

Куинджи также был известен своей благотворительностью. Когда к художнику пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, Куинджи купил в Санкт-Петербурге доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес — 10-я линия, д. 39). При этом сам с женой жил очень скромно, большую часть гонораров за картины и прибыли от своего дома отдавая на благотворительность. Так, в 1904 году Куинджи принёс в дар Академии художеств 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий, а в 1909 году пожертвовал Обществу художников имени А.И. Куинджи 150 000 рублей и своё имение в Крыму. В том же 1909 году он пожертвовал Императорскому обществу поощрения художеств 11 700 рублей для премии по пейзажной живописи.

По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Сегодня же в коллекции Таганрогского музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы — «Море ночью» и «Забытая деревня».

А теперь перейдем к картинам. Первый зал.

Крыши. Зима. 1876.
Крыши. Зима. 1876.

Пейзажи Куинджи знамениты необыкновенной передачей света. Художник много экспериментировал и искал краски, приёмы, способные передать сияние лунного света, зарево закатного солнца, состояние природы, её эмоциональную мощь.

Прибой в дождливый день. 1890-е.
Прибой в дождливый день. 1890-е.

Здесь на выставке, конечно, и со светом была проблема, освещение было отвратительное. Не знаю, кто придумал информацию о некоторых картинах писать почти под ногами, но читать при таком освещении и скоплении людей её было просто невозможно. Понятно, что, соорудив эти площадки, хотели обезопасить картины, но о людях-то тоже надо было думать. Не стала делать общие планы выставки, дабы не портить имидж культурной столицы.

Морские пейзажи с берегов Крыма.

Узун-Таш. Крым. 1887.
Узун-Таш. Крым. 1887.

Часть этюдов размещена на стенах, часть под стеклом в витринах вдоль стен. Стекла отсвечивают, некоторые посетители смотрят пейзажи полулёжа на витринах, всё заляпано руками, рассматривать приходилось как получится. И фото делала также, так что не обессудьте. Обратите внимание на волны и камни на берегу, кажется, картина сейчас оживёт.

Прибой. Облачный день. Крым. 1887.
Прибой. Облачный день. Крым. 1887.

«Парусник в море» — картина, написанная между 1876 и 1890 годами.

-14

Среди картин Куинджи много горных пейзажей Северного Кавказа, которые он писал будучи в гостях у художника Н. А. Ярошенко в Кисловодске.

Облако над горной долиной. 1890-е.
Облако над горной долиной. 1890-е.
Эльбрус. Лунная ночь. Меду 1890-1895.
Эльбрус. Лунная ночь. Меду 1890-1895.

«Лунная ночь». На картине указаны 1842-1910 гг., а на информационной табличке 1876 и 1890 гг. Почему такая разница, непонятно.

-17

«Закат над сосновым лесом». 1900-е. Просто невероятный оттенок заката.

-18

Идём далее. «Осенняя распутица», 1870. В 1872 году за эту работу живописцу было присуждено звание классного художника первой степени.

-19

«После дождя». 1879. Какое небо...И лучи уже пробиваются сквозь тучи. Трава невероятно красивая.

-20

"Радуга", 1900-1905. Полотно стало ответом художника на обвинения со стороны критики в том, что его «импровизационная» манера написания картин не современна, а дарование иссякает.

-21

«Исаакиевский собор при луне», 1869. Атмосфера таинственности. Нева так близко к собору. Сначала я не поняла, почему художник изобразил это именно так, но потом нашла информацию.

Идея написания картины пришла Куинджи под впечатлением от наводнения в Петербурге, произошедшего в 1824 году. Тогда Нева почти вплотную подошла к Исаакиевскому собору, а люди могли передвигаться по городу только в лодках.

-22

«Березовая роща», 1879.

-23

«Мост, Кремль и храм Василия Блаженного». 1882.

-24

"Лунная ночь на море. Крым". Между 1876 и 1890.

-25

«Ладожское озеро». 1871.

-26

«Христос в Гефсиманском саду». 1901. Это единственное полотно, в котором художник выразил свой философский взгляд на библейскую тему.

-27

"Море. Крым". 1890-е.

-28

Знаменитая картина "Лунная ночь на Днепре " была в отдельном зале. Свет там был неудачный, давал отблеск на полотно, портя эффект светящейся воды. Рассмотреть что-то было сложно.

1880 год.
1880 год.

Больше всего мое внимание привлекла картина «Ночное», созданная в 1905-1908 годах. Гармония, умиротворение, то, чего так не хватает в нашей жизни.

-30

В последнем зале были представлены современные технологии: на большом экране с помощью нейросети оживили картины Архипа Куинджи. Оживать-то оживили, но качество картинки было не очень. Как и звук в аудиогиде, который часто прерывался во время осмотра экспозиции.

Выставка вызвала смешанные чувства. Картины впечатлили, но организация пространства оставила недоумение и раздражение.

-31

Я с вами прощаюсь. Благодарю вас за чтение и визиты 🌞

Солнце светит всем 🌞 — полная коллекция видео на RUTUBE