Выставка открылась в корпусе Бенуа Русского музея 11 сентября. Я посетила её недавно, так что впечатления еще свежие.
Билеты на выставку мы купили на сайте Русского музея. Как и обычно, продажа шла по сеансам. Вход в зал открывали примерно за 10–15 минут до начала каждого сеанса.
Уже на улице я поняла, что спокойного просмотра не будет. Перед входом, в холле, в гардеробе — везде очередь и толкучка. Думала, ну разойдутся все по разным выставкам, и будет более просторно, но нет. Людей становилось всё больше и больше. Приятно видеть, что люди ценят искусство и приводят детей на выставки. Однако организация мероприятия оставляет желать лучшего.
В корпусе Бенуа помещения небольшие, а для выставки их еще и уменьшили, возвели стены, стенды. Площадь каждой комнаты, где экспонировались картины Куинджи, сравнима с гостиной в обычной квартире. Вы только представьте: в нее одновременно заходит 50-80 человек. Разве можно что-то разглядеть и прочувствовать?
Ну да ладно. Даже такая неважная организация выставки не могла мне испортить настроя, я так давно хотела увидеть картины Куинджи именно так, чтобы они были собраны в одном пространстве. Конечно же, я покажу не все картины, а лишь те, что удалось сфотографировать.
В первом зале была небольшая информация о художнике. Какая-то скупая, сухая, расскажу лучше я о нём.
Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи) — русский живописец-пейзажист, педагог-практик и общественный деятель. Специализировался преимущественно в жанре пейзажной живописи, считается представителем отечественной школы люминизма, которая предполагала в произведениях упор на выражение эмоций и настроения через световые эффекты и способы передачи освещения.
Его учениками были выдающиеся пейзажисты Николай Рерих, Аркадий Рылов, Константин Богаевский, Аркадий Чумаков, будущий основатель Латвийской академии художеств Вильгельм Пурвитис.
Факты из жизни
- Родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Рано лишился родителей, воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии.
- В 1855 году пешком ушёл в Феодосию, чтобы учиться у И. К. Айвазовского.
- Архип Иванович провёл пять лет в Таганроге — с 1860 по 1865 годы. Художник работал ретушёром в фотостудии местного фотографа С. С. Исаковича.
- В 1865 году приехал в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств, но стать вольнослушателем ему удалось только с третьей попытки, когда он написал полотно «Татарская сакля в Крыму».
- Увлечённый идеями передвижников, в 1870-е годы создал мрачноватые полотна «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе».
- Международное признание получил в 1874 году на международной выставке в Лондоне, где ему была вручена бронзовая медаль за картину «Снег».
- Был женат на Вере Леонтьевне Шаповаловой – Кетчереджи, дочери богатого обрусевшего грека, торговавшего мехами. Свадьба состоялась в Мариуполе в июле 1875 года. Вера Леонтьевна стала верным спутником мужа. Занималась его счетами и корреспонденцией, практически не появлялась в обществе, сама вела домашнее хозяйство. Пережила мужа на 10 лет и умерла от голода в Петрограде в 1920 году. Детей у четы Куинджи не было.
- С 1875 по 1879 год состоял в Товариществе передвижных художественных выставок.
- После 1882 года неожиданно стал затворником: 20 лет не участвовал в выставках и никому не показывал своих работ. Этот период называют «молчанием Куинджи».
- В 1901 году впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Берёзовая роща».
- До смерти в 1910 году создал около 500 картин и этюдов и около 300 графических работ.
- После смерти почти всё своё состояние, включая имение в Крыму, Куинджи завещал Обществу имени А.И. Куинджи для поддержки молодых художников.
- Похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре.
Куинджи также был известен своей благотворительностью. Когда к художнику пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, Куинджи купил в Санкт-Петербурге доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес — 10-я линия, д. 39). При этом сам с женой жил очень скромно, большую часть гонораров за картины и прибыли от своего дома отдавая на благотворительность. Так, в 1904 году Куинджи принёс в дар Академии художеств 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий, а в 1909 году пожертвовал Обществу художников имени А.И. Куинджи 150 000 рублей и своё имение в Крыму. В том же 1909 году он пожертвовал Императорскому обществу поощрения художеств 11 700 рублей для премии по пейзажной живописи.
По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Сегодня же в коллекции Таганрогского музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы — «Море ночью» и «Забытая деревня».
А теперь перейдем к картинам. Первый зал.
Пейзажи Куинджи знамениты необыкновенной передачей света. Художник много экспериментировал и искал краски, приёмы, способные передать сияние лунного света, зарево закатного солнца, состояние природы, её эмоциональную мощь.
Здесь на выставке, конечно, и со светом была проблема, освещение было отвратительное. Не знаю, кто придумал информацию о некоторых картинах писать почти под ногами, но читать при таком освещении и скоплении людей её было просто невозможно. Понятно, что, соорудив эти площадки, хотели обезопасить картины, но о людях-то тоже надо было думать. Не стала делать общие планы выставки, дабы не портить имидж культурной столицы.
Морские пейзажи с берегов Крыма.
Часть этюдов размещена на стенах, часть под стеклом в витринах вдоль стен. Стекла отсвечивают, некоторые посетители смотрят пейзажи полулёжа на витринах, всё заляпано руками, рассматривать приходилось как получится. И фото делала также, так что не обессудьте. Обратите внимание на волны и камни на берегу, кажется, картина сейчас оживёт.
«Парусник в море» — картина, написанная между 1876 и 1890 годами.
Среди картин Куинджи много горных пейзажей Северного Кавказа, которые он писал будучи в гостях у художника Н. А. Ярошенко в Кисловодске.
«Лунная ночь». На картине указаны 1842-1910 гг., а на информационной табличке 1876 и 1890 гг. Почему такая разница, непонятно.
«Закат над сосновым лесом». 1900-е. Просто невероятный оттенок заката.
Идём далее. «Осенняя распутица», 1870. В 1872 году за эту работу живописцу было присуждено звание классного художника первой степени.
«После дождя». 1879. Какое небо...И лучи уже пробиваются сквозь тучи. Трава невероятно красивая.
"Радуга", 1900-1905. Полотно стало ответом художника на обвинения со стороны критики в том, что его «импровизационная» манера написания картин не современна, а дарование иссякает.
«Исаакиевский собор при луне», 1869. Атмосфера таинственности. Нева так близко к собору. Сначала я не поняла, почему художник изобразил это именно так, но потом нашла информацию.
Идея написания картины пришла Куинджи под впечатлением от наводнения в Петербурге, произошедшего в 1824 году. Тогда Нева почти вплотную подошла к Исаакиевскому собору, а люди могли передвигаться по городу только в лодках.
«Березовая роща», 1879.
«Мост, Кремль и храм Василия Блаженного». 1882.
"Лунная ночь на море. Крым". Между 1876 и 1890.
«Ладожское озеро». 1871.
«Христос в Гефсиманском саду». 1901. Это единственное полотно, в котором художник выразил свой философский взгляд на библейскую тему.
"Море. Крым". 1890-е.
Знаменитая картина "Лунная ночь на Днепре " была в отдельном зале. Свет там был неудачный, давал отблеск на полотно, портя эффект светящейся воды. Рассмотреть что-то было сложно.
Больше всего мое внимание привлекла картина «Ночное», созданная в 1905-1908 годах. Гармония, умиротворение, то, чего так не хватает в нашей жизни.
В последнем зале были представлены современные технологии: на большом экране с помощью нейросети оживили картины Архипа Куинджи. Оживать-то оживили, но качество картинки было не очень. Как и звук в аудиогиде, который часто прерывался во время осмотра экспозиции.
Выставка вызвала смешанные чувства. Картины впечатлили, но организация пространства оставила недоумение и раздражение.
Я с вами прощаюсь. Благодарю вас за чтение и визиты 🌞