Найти в Дзене
Мифоистория Сибири

Был ли медведь домашним животным айнов?

Айны Полтора века назад на Сахалине и Курилах проживал народов айнов (сохранившийся ныне малым числом лишь в Японии). Айны выращивали медведей как другие народы выращивают свиней или кабанов. Держали в специально построенных срубах и клетях, кормили отваренной рыбой и нерпой, укутывали на зиму "загоны" соломой, а когда медведь подрастал, переводили его в более просторную крепкую клеть. Забивали животных в двухлетнем возрасте, и в честь этого события в деревне айнов устраивался большой двухдневный праздник. Утром второго дня айны окружали клеть с несчастным медведем: женщины ложились на землю и начинали плакать, мужчины развешивали вокруг свое оружие (на жердях и деревьях) и ждали гостей из соседних деревень. "Когда гости съезжались, - писал известный сибирский этнограф Ядринцев, - приступали к связыванию медведя. С этой целью заготовляются длинные ремни, и на конце каждого ремня устроена широкая петля, которую на палке просовывают в клетушку, в то же время с другой стороны р

Айны

Полтора века назад на Сахалине и Курилах проживал народов айнов (сохранившийся ныне малым числом лишь в Японии). Айны выращивали медведей как другие народы выращивают свиней или кабанов. Держали в специально построенных срубах и клетях, кормили отваренной рыбой и нерпой, укутывали на зиму "загоны" соломой, а когда медведь подрастал, переводили его в более просторную крепкую клеть. Забивали животных в двухлетнем возрасте, и в честь этого события в деревне айнов устраивался большой двухдневный праздник. Утром второго дня айны окружали клеть с несчастным медведем: женщины ложились на землю и начинали плакать, мужчины развешивали вокруг свое оружие (на жердях и деревьях) и ждали гостей из соседних деревень.

"Когда гости съезжались, - писал известный сибирский этнограф Ядринцев, - приступали к связыванию медведя. С этой целью заготовляются длинные ремни, и на конце каждого ремня устроена широкая петля, которую на палке просовывают в клетушку, в то же время с другой стороны раздражают медведя палками [...] Все искусство в выборе момента, чтобы накинуть на медведя петлю, охватив его поперек живота, причем голова его и передние ноги должны проскочить в петлю"(1).

Женщины в это время продолжали рыдать, не забывая однако готовить гарнир - корыта с рисом и диким картофелем. Убрав часть бревен с клети, связанного медведя сбивали с ног и тащили к специальному столбу, где и умерщвляли после недолгой молитвы при помощи лука и стрел. С убитого зверя снимали шкуру, варили и съедали мясо, а череп начиняли клюквой и другой едой и относили в лес, подвешивая на дерево. Для горных духов.

Так был ли медведь домашним животным айнов? Решайте сами!

________________

(1) Ядринцев Н. О культе медведя // Этнографическое обозрение. - 1890. - Кн.4 №1.

Читайте на моем канале статью "Закуска извозчика": https://dzen.ru/b/aSay6JYvOSbf6l2G