Найти в Дзене
Universal Journalists

Подростковый сниффинг — тихая эпидемия

Баллончик газа за сто рублей, пакет из магазина или дезодорант? Все эти вещи есть в каждом доме и именно они могут стать «тихими убийцами» подростков. О подростковом сниффинге, его вреде и последствиях — в материале UJ. Сниффинг (от англ. «to sniff» — «нюхать») представляет собой разновидность токсикомании, при которой состояние опьянения достигается путем ингаляции летучих соединений, в частности, сжиженного газа из баллончиков для заправки зажигалок. По данным Роспотребнадзора, активное распространение такой практики среди несовершеннолетних фиксируется с 2013 года. Как отмечает главный нарколог Уральского федерального округа Антон Поддубный в беседе с «Газетой.Ru», основная группа риска — подростки 10-15 лет, однако зарегистрированы случаи вовлечения и детей младшего школьного возраста. Ключевая угроза заключается в пагубном воздействии на организм. Пропан, бутан и изобутан, которые составляют основу газовых смесей, мгновенно поступают в кровоток и проходят гематоэнцефалический бар

Баллончик газа за сто рублей, пакет из магазина или дезодорант? Все эти вещи есть в каждом доме и именно они могут стать «тихими убийцами» подростков.

О подростковом сниффинге, его вреде и последствиях — в материале UJ.

Сниффинг (от англ. «to sniff» — «нюхать») представляет собой разновидность токсикомании, при которой состояние опьянения достигается путем ингаляции летучих соединений, в частности, сжиженного газа из баллончиков для заправки зажигалок. По данным Роспотребнадзора, активное распространение такой практики среди несовершеннолетних фиксируется с 2013 года. Как отмечает главный нарколог Уральского федерального округа Антон Поддубный в беседе с «Газетой.Ru», основная группа риска — подростки 10-15 лет, однако зарегистрированы случаи вовлечения и детей младшего школьного возраста.

Источник: admmegion.ru
Источник: admmegion.ru

Ключевая угроза заключается в пагубном воздействии на организм. Пропан, бутан и изобутан, которые составляют основу газовых смесей, мгновенно поступают в кровоток и проходят гематоэнцефалический барьер (полупроницаемый барьер между кровью и нервной тканью, который защищает центральную нервную систему от проникновения вредных веществ). Это провоцирует острую гипоксию мозга, вследствие чего подростки ощущают эйфорию, которая сопровождается помутнениями сознания и галлюцинациями.

Анастасия Царегородцева, врач участковый-терапевт, автор канала «Дневник ординатора нарколога», в беседе с редакцией UJ рассказала, как газ может ухудшить здоровье.

«В первую очередь нарушается работа ЦНС (Центральной нервной системы). Углеводороды, которые содержатся в токсинах, разрушают мозговые барьеры и вызывают необратимые изменения в коре мозга. Ингалянты оказывают токсическое действие на работу сердца, вызывая тахикардию и нарушения ритма. Со стороны дыхательной системы возможно раздражение слизистой дыхательных путей, хрипы. Ингалянты обладают гепатотоксическим действием, что может привести к токсическому гепатиту».

https://rutube.ru/shorts/a6194d6d8faf7ed16ff811960cff6d86/

Помимо «приятных» ощущений у подростков формируется зависимость. Дешевое вещество школьники приобретают свободно — в обычной зажигалке. Но как они приходят к этому? Что, по мнению экспертов, способствует бесконечному желанию вдыхать такой газ?

Клинический психотерапевт Федора Статова рассказала редакции UJ, почему многие втягиваются в зависимость от газа.

«Люди начинают заниматься сниффингом обычно по простым причинам. Самая основная — любопытство и поиск новых ощущений — особенно у подростков. Желание уйти от проблем: стресс, тревога, одиночество. Влияние окружения — друзья или компания, где это делают. Неосознанный риск — думают, что смогут контролировать и бросить в любой момент».

Формирование зависимости происходит по классическому сценарию: сначала подросткам становится интересно: а каково это? Любопытство побеждает, и они в первый раз вдыхают газ. После убеждения, что ничего страшного не случилось, вдыхают второй, третий, четвертый, а потом и десятый раз. Ну, а после такого неоднократного «эксперимента» начинается периодическое употребление. Затем у «употребляющих» формируется психическая и физическая зависимости: хочется еще и еще. Тяга усиливается, когда газ не поступает в организм и это, в легком случае, сопровождается подавленным настроением.

Источник: Семья Уфа
Источник: Семья Уфа
«Психическая зависимость может возникнуть уже после нескольких употреблений в течение 1-2 месяцев. Желание повторить эйфорическое опьянение становится главным мотивом и быстро приводит к систематическому использованию. Физическая зависимость выражена незначительно. Классический синдром «ломки» отсутствует, но развивается толерантность, которая требует увеличения дозы ингалянта для достижения прежнего эффекта», — добавляет Анастасия Царегородцева.

По данным на ноябрь 2024 года, в России за последние семь лет от сниффинга скончались около 800 детей, рассказала в Госдуме глава семейного комитета Нина Останина.

https://rutube.ru/shorts/fe382eadba4f111876f6ff7c2a3d5e86/

В этом году произошло несколько случаев смертей после употребления вещества. В Краснодаре 1 апреля 15-летний подросток надышался газом из баллончика и умер. На Алтае, в селе Кош-Агач, 15-летний подросток скончался из-за нехватки кислорода после развлечения сниффингом. В центре Владимира 8 августа 14-летний школьник погиб после такого же употребления. А пять дней спустя, 13 августа, в Собинке нашли тело 16-летнего юноши на теплотрассе. По предварительным данным, перед смертью он вдыхал газ из баллончика. С начала 2025 года погибла 12-летняя девочка, которая вдохнула пары дезодоранта.

Подростки думают, что они «контролируют ситуацию», и в случае чего, остановятся в «тот самый» момент. Но они глубоко ошибаются.

«Простыми словами, у людей, практикующих сниффинг, часто появляются когнитивные искажения — неправильные мысли о себе и веществе, которые уменьшают чувство опасности: «Я контролирую» — думают, что могут бросить в любой момент, хотя зависимость уже формируется. «Это безвредно» — недооценивают реальные риски для здоровья и жизни. «Все так делают» — считают поведение нормальным, если видят других людей, которые сниффят. «Мне это нужно, чтобы справиться» — убеждают себя, что без вещества они не справятся с эмоциями или стрессом. «Это только маленькая порция» — оправдывают даже регулярное употребление маленькими дозами. Эти мысли уменьшают страх перед последствиями. Человек игнорирует реальные угрозы для здоровья, поэтому продолжает употребление и увеличивает риск осложнений», — дополняет Федора Статова.
Источник: Блокнот Морозовск
Источник: Блокнот Морозовск

Как родителям понять, что ребенок дышит газом?

Также психотерапевт рассказала нашей редакции, что признаками такого употребления ребенком могут быть запах химии на одежде или в комнате, резкие перепады настроения, снижение успеваемости в учебе, скрытность, уход в себя, а также появление необычных предметов в виде бутылок, тряпок с запахом химии.

Родителям необходимо понимать механизм возникновения зависимости, ее причины и последствия. Анастасия Царегородцева рекомендует пройти совместные сессии с подростком в семейной психотерапии, чтобы найти корень проблемы и впоследствии устранить ее.

«Для бывших снифферов, особенно подростков, возвращение к нормальной жизни требует комплексных социально-адаптационных программ. Основные программы и подходы: индивидуальные программы ресоциализации, образовательные и профессиональные программы, развитие здоровых интересов и досуга, группы поддержки и сообщества, семейная адаптация».

Родителям необходимо понимать, если их ребенок вышел в ремиссию, в любой момент может произойти рецидив. Стресс и тревога из-за проблем в семье, школе или с друзьями, эмоциональная боль — одиночество, депрессия, обиды, компания, где продолжают «сниффить», привычные места и ситуации — старые места употребления, предметы с запахом химии — все это легко может вызвать срыв.

Источник: РНД Тува
Источник: РНД Тува

Сниффинг — не просто опасная привычка, а существенная проблема, которая требует внимания и помощи со стороны родителей, образовательных учреждений, медицинского сообщества и законодателей. Только многоуровневый подход, сочетающий запретительные меры с просвещением и доступной психологической помощью, способен противостоять этой «тихой эпидемии» и оградить подрастающее поколение от ее деструктивных последствий и летальных исходов.

Александра Архипова, Анна Терникова, UJ