Найти в Дзене
Universal Journalists

Хиромаса Енэбаяси: от студии Ghibli до собственных фильмов

20 ноября 2004 года вышел один из самых известных фильмов Хаяо Миядзаки — «Ходячий замок». Для создания этого фильма команда студии Ghibli отправилась в Эльзас, регион на северо-востоке Франции, чтобы найти референсы и идеи. Но в одиночку невозможно создать шедевр, за фильмом, который покорил сердца зрителей, стояла целая команда. Хиромаса Енэбаяси был аниматором ключевых кадров — самых сложных и детальных — в «Ходячем замке». О его профессиональном пути, начавшемся в студии Ghibli и продолжающемся уже в собственной студии Ponoc — в материале UJ. Ghibli оставила свой след в истории мировой анимации, рассказав всем о японских мультипликаторах. Работами Хаяо Миядзаки вдохновлялись Макото Синкай («Сад изящных слов»), Энрико Касароса («Тайна Коко») и Томм Мур («Легенда о волках»). Студия стала отправной точкой в профессиональном пути для аниматоров, продюсеров и режиссеров. Хиромаса Енэбаяси начал работать в студии Ghibli в 1996 году. Сначала как фазовщик, аниматор промежуточных кадров, и

20 ноября 2004 года вышел один из самых известных фильмов Хаяо Миядзаки — «Ходячий замок». Для создания этого фильма команда студии Ghibli отправилась в Эльзас, регион на северо-востоке Франции, чтобы найти референсы и идеи.

Но в одиночку невозможно создать шедевр, за фильмом, который покорил сердца зрителей, стояла целая команда. Хиромаса Енэбаяси был аниматором ключевых кадров — самых сложных и детальных — в «Ходячем замке». О его профессиональном пути, начавшемся в студии Ghibli и продолжающемся уже в собственной студии Ponoc — в материале UJ.

Ghibli оставила свой след в истории мировой анимации, рассказав всем о японских мультипликаторах. Работами Хаяо Миядзаки вдохновлялись Макото Синкай («Сад изящных слов»), Энрико Касароса («Тайна Коко») и Томм Мур («Легенда о волках»). Студия стала отправной точкой в профессиональном пути для аниматоров, продюсеров и режиссеров.

Хиромаса Енэбаяси начал работать в студии Ghibli в 1996 году. Сначала как фазовщик, аниматор промежуточных кадров, и прорисовщик финальных версий кадра. Мультипликатор четыре года набирался опыта, чтобы в 2000 году стать аниматором ключевых кадров в «Унесенных призраками». Дальше он приложил руку к созданию «Ходячего замка» и «Рыбки Поньо на утесе» в той же должности.

Дебютировать как режиссер Енэбаяси смог в 2010 году, работая над фильмом «Ариэтти из страны лилипутов». Сценарий был написан Хаяо Миядзаки по роману Мэри Нортон «Добывайки». Работу над проектом начали в 2008 году. Однако возможность экранизации обдумывалась основателями Ghibli – Исао Такахатой и Хаяо Миядзаки – на протяжении 40 лет. Этот фильм принес студии награду Японской академии за «Лучший анимационный фильм года», а Хиромасе Енэбаяси – статус самого молодого режиссера в Ghibli. Мужчина смог настолько точно повторить атмосферу, создаваемую Миядзаки, что сразу и не догадываешься, что мэтр приложил руку только к сценарию.

Источник — kinorium.com
Источник — kinorium.com
Источник — Pinterest.com
Источник — Pinterest.com

Намного больше своего авторского «я» Енэбаяси вложил в «Воспоминания о Марни». Полнометражка стала последней работой студии перед перерывом. Но это также первый проект, в котором почти не участвовали мэтры студии. Фильм отличается атмосферой и мрачностью. Голубое и чистое небо, характерное для работ Миядзаки, становится облачным и серым, чтобы показать внутренний мир Анны – главной героини. Действие происходит не в сказке, а в реальности, но грань между этими двумя мирами все такая же тонкая. Енэбаяси написал сценарий на основе книги Джоан Робинсон «Когда здесь была Марни». Фильм отличается меланхоличностью и сентиментальностью, уделяя больше внимания внутреннему миру главной героини и истории дружбы Марни и Анны. Эта работа принесла Хиромасе Енэбаяси «Оскар» и премии «Энни» за лучший сценарий и режиссуру в 2016 году.

Источник — kinorium.com
Источник — kinorium.com
Источник — Pinterest.com
Источник — Pinterest.com

Пауза в работе студии Ghibli не остановила режиссера и аниматора. Он решил развиваться сам. Вместе с Есиаки Нисимурой, продюсером и сценаристом Ghibli, он основал собственную студию Ponoc в 2015 году. Сложность и ответственность заключалась в том, чтобы выдержать сравнение первых работ с шедеврами студии Ghibli, которые обладали большей технической и финансовой базой.

Первая история должна была быть особенной, чем-то, что смогло бы заявить о Ponoc и стать символом нового пути. Енэбаяси долгое время искал книгу, которая будет отличаться настроением от «Воспоминаний о Марни». Его выбор пал на произведение «Маленькая метла» Мэри Стюарт.

«”Маленькая метла” оказалась единственной из найденных мною историй, в которой главная героиня отказалась от магии в решающий и самый сложный момент», – так Енэбаяси объяснил свой выбор.

Именно это, по мнению режиссера, символизирует отказ от бренда Ghibli и создание собственного имени. Главная героиня сталкивается с неизвестностью, прямо как создатели студии. Она, словно их отражение, бросается в приключение с головой и справляется только собственными силами. Так Енэбаяси и Нисимура начали работать над фильмом в команде из нескольких человек, а закончили с 450 сотрудниками.

Источник — kinorium.com
Источник — kinorium.com
Источник — Pinterest.com
Источник — Pinterest.com

Фильм «Мэри и ведьмин цветок» вышел на экраны в 2017 году и покорил сердца зрителей одновременной похожестью и непохожестью на работы Миядзаки. Опасения фанатов о копии на «Ведьмину службу доставки» не оправдались, скромная Кики и взбалмошная Мэри схожи только своей целеустремленностью. Также зрители не могли не оценить отсылки на «Ходячий замок» и «Рыбку Поньо на утесе» и атмосферу сказки.

Хаяо Миядзаки завершил свою карьеру мультипликатора и ушел на пенсию. Время для новых режиссеров, которые выбирают свой путь, не забыв об уроках мастеров своего дела. Так, начав с фазовщика, Хиромасу Енэбаяси вместе с другими аниматорами из Ghibli создает свое детище. Студия Ponoc продолжает традиции японской анимации, выпустив два полнометражных фильма и несколько короткометражных. В новых проектах Хиромаса Енэбаяси продолжает использовать 2D анимацию, но не отрицает, что в будущем может создать картину, где 2D будет органично сочетаться с 3D. Режиссер убежден, что снимать фильмы нужно так, чтобы и дети, и взрослые наслаждались просмотром. Именно этому принципу он следует весь профессиональный путь.

Диана Мещерякова, UJ