"Бриллиантовая рука" (реж. Л. Гайдай, 1968). Продолжение статьи, начало – здесь.
Личность не равна Роли
Об этом очень часто забывают те, кто говорит о треугольнике Карпмана на непрофессиональном уровне. А между тем, стоит упустить этот момент, и вся теория про драматический треугольник рассыпается в силу своей несостоятельности.
Когда мы говорим, что человек впал в роль "Жертвы" или даже застрял в ней, и об этом нам говорят некие признаки (инфантильность, несамостоятельность, ведóмость, пассивность), то зачастую это звучит и воспринимается как "Этот человек инфантильный, несамостоятельный, ведомый, пассивный".
Но суть теории про драматический треугольник (треугольник Карпмана) определяется как раз тем моментом, что понятие "роль" здесь имеет принципиальное значение. Человек не инфантилен, не слаб, не пассивен, не рохля, не мямля, не никудышка, он играет роль такого человека. Он может таким казаться, он даже может так себя чувствовать, он может сам о себе так думать, он может интуитивно выбрать такой стиль поведения, но он таковым не является.
Личность не равна роли. Сегодня у тебя одна роль, завтра другая, а послезавтра ты и вовсе можешь решить не играть никаких ролей.
Зачем люди играют роли, играют в игры? Ну, об этом лучше всего почитать у Эрика Берна. Важно понимать, что причины у всех разные. Кто-то не умеет по-другому, потому что перенял "сценарий" родителей. Кто-то расслабился и решил, что "у него лапки". Кто-то оказался не в ресурсе и понял, что так – довольно удобно, так почему бы и нет?
Примеры не из фильмов, а из реальной жизни будем разбирать в премиум-подписке "Психология на каждый день". Что же касается Семена Семеновича, то тут можно предположить несколько вариантов. У человека налаженный быт, стабильная работа, активная жена, почему бы не плыть по течению и не поиграть в подкаблучника? Многие в комментариях писали о том, что Горбунков фронтовик, что ж, это тоже могло сказаться: он навоевался, он выполнил свой долг, у него есть подтверждение своей мужественности (если он вообще нуждался в таком подтверждении, в чем я сомневаюсь), теперь можно проявить и мягкую сторону своей натуры.
Да и вот еще что: с момента окончания войны прошло четверть века, сложно предположить, что за такой промежуток времени человек не изменился. Когда Горбунков берет в руки оружие, он говорит: "С войны не держал боевого оружия", и выглядит он при этом совсем не браво. Да, у него есть фронтовое прошлое, но им нельзя объяснить все поступки и черты характера Семена Семеновича, особенно за последние 25 лет.
Первый шаг на пути к выходу из роли "Жертвы"
Да, Горбунков демонстрирует признаки роли "Жертвы", однако не увязает в ней, не теряет контроля над "игрой". Собственно, первый и главный шаг из роли Горбунков сделал еще во время путешествия.
В одной из теорий, предлагающих альтернативу драматическому треугольнику, есть такое понятие, как Уязвимый. Не буду сейчас погружаться в дебри психологических теорий, скажу лишь то, что Уязвимый – это уже не пассивная "Жертва". Это человек, оказавшийся в неприятной или неуспешной ситуации, с которой вряд ли справится сам. Но если истинная "Жертва" начинает жаловаться и сокрушаться по поводу безвыходности ситуации, то Уязвимый делает как минимум две вещи:
1) обращается за помощью,
2) участвует в решении проблемы.
Именно это и делает Горбунков, когда сообщает о контрабанде капитану корабля и начинает сотрудничать с милицией.
Есть еще одна альтернативная теория, и она будет поинтереснее!
Роль, альтернативная роли "Жертвы", здесь называется Герой. Герой тот, кто действует. Тот, кто преодолевает препятствия, трудности, даже если страшно... особенно, если страшно. Горбунков не скрывает, что боится, но не отказывается от участия в операции. И песня про зайцев как раз об этом! Страшно им, боятся они волка и сову, а дело делают.
Горбунков мобилизует свои силы, свои способности, раскрывает те черты характера, которые долго и спокойно спали под боком жены и управдома. И вот мы уже видим геройствующего Семена Семеновича, который дает достойный отпор бандитам и говорит на повышенных тонах с супругой – ну, чем не альфа-самец? "Как ты могла подумать такое? Ты, жена моя, мать моих детей!", "Молчи несчастная! Молчи!".
Выделяют подвиг принятия и подвиг деяния. Мне кажется, что случай Горбункова – второй.
Примером того, как может быть реализован подвиг принятия, является драма "Жизнь прекрасна" или (в комическом ключе) "Женитьба Бальзаминова":
Выше Героя находится Победитель. Это как бы следующий уровень в позитивной трансформации бывшей "Жертвы". Подробно психологию победителя разбирала на примере мультфильма:
Мне кажется, Семен Семенович не Победитель, ему вполне хватает статуса Героя. Благодаря свалившемуся ему на голову на руку приключению, он не становится смелее, отважнее, решительнее, он вспоминает, что значит быть таким, и возвращает себе право пользоваться этими своими качествами.
В общем...
Роль "Жертвы" в треугольнике Карпмана – не про слабых, безвольных, инфантильных и бесхарактерных людей.
Она про людей, которые по каким-то причинам отказались от своих сильных сторон и внутренних ресурсов... на какое-то время или "навсегда".
Она про людей, которые сами поверили в свои слабые стороны и забыли, на что когда-то были способны.
Она про людей, которые переложили ответственность за повседневные решения на своих близких, но которые при желании могут эту ответственность себе вернуть.
Нет ничего плохого, постыдного, недостойного в том, чтобы иногда играть роль "Жертвы". Иногда это оправдано и закономерно. Честно? Иногда мы все это делаем. Просто не всегда замечаем. А с вами – бывало?