Ещё десять лет назад шопинг ассоциировался с торговыми центрами, примерочными, пакетами и походами «за новыми эмоциями». Сегодня же путь к покупке чаще всего начинается — и заканчивается — на экране смартфона.
Но действительно ли онлайн-шопинг заменил офлайн? Или мы просто научились покупать иначе? Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели мини-исследование: поговорили с представителями разных поколений, изучили поведение покупателей и спросили мнение эксперта по электронной коммерции.
На вопрос: «Вы чаще совершаете покупки одежды в торговых центрах и магазинах или онлайн —через телефон?»
Все зумеры (1997-2013 г.р) ответили, что онлайн, миллениалы (1981-1996 г.р) — больше за «онлайн», мнение поколения Х (1965-1980 г.р) разделилось поровну, а бумеры, казалось бы, не знавшие, что такое телефоны в молодости, ответили, что чаще предпочитают покупки онлайн.
На вопрос: «Вы чаще совершаете покупки техники в торговых центрах и магазинах или онлайн —через телефон?»
Большинство зумеров (1997-2013 г.р) ответили, что онлайн, а миллениалы (1981-1996 г.р), поколение Х (1965-1980 г.р) и бумеры предпочитают покупать технику «офлайн»
Диана, 17 лет: «Я люблю смотреть вещи в приложениях: там фильтры, подборки, и ничего не нужно искать по вешалкам, а когда захожу в ТЦ, никогда не могу ничего себе подобрать, устаю и стрессую. Я уже просто не вижу смысла ходить в торговые центры. В интернете всё дешевле, и выбора гораздо больше. А если что не подошло — можно вернуть»
23-летний студент Ильдар добавляет: «В офлайнхожу только за продуктами. Всё остальное — онлайн. Так быстрее, и не нужно контактировать с продавцами, которые иногда навязывают лишнее.»
«Мы живём в телефоне — покупаем тоже там». Поколение Z — визуальное и цифровое. Они доверяют рекомендациям блогеров, отзывам, AI-подборкам и готовы ждать курьера, но не готовы стоять в очередях.
Получается, для молодёжи, онлайн уже объективно заменил стандартный поход по магазинам.
Ольга, 35 лет: «Мне очень удобно перед сном заходить в приложения маркетплейсов и выбирать, что купить, на ондайн-шопинг я трачу пол часа, при этом на поход по магазинам я бы потратила часа 4. Но технику или обувь могу посмотреть офлайн — иногда хочется убедиться»
Раис, 36 лет: «Я работаю до вечера, и ходить по магазинам просто некогда, да и в такое время они уже не работают. В онлайне заказал — привезли. Если что-то не подошло — курьер забрал. Для меня это идеальная схема, и инструменты для работы могу приобрести, и технику, и одежду, а главное —все в одном месте».
В этой группе чаще всего звучит аргумент о времени: люди ценят, что не нужно тратить выходной на поиски нужного товара. Они пользуются всеми преимуществами онлайна, но не полностью отказываются от «живого опыта», особенно когда речь о дорогих покупках.
Людмила, 48 лет: «Раньше я боялась, что пришлют не то и не доверяла онлайн-покупкам. Теперь знаю: можно вернуть бесплатно и без проблем. Но крупную технику, мебель — нужно видеть, их я покупаю только офлайн, для меня это более надежнее и спокойнее. А вот одежду и мелкие товары для дома покупаю только онлайн».
Алексей, 50 лет: «Я не очень доверяю онлайнпокупкам, больше мне нравится ходить по магазинам и выбирать «живые товары». Сам никогда ничего не заказывал на маркетплейсах, но часто вижу, как жена этим занимается».
У поколения X заметен переходный этап: доверие растёт, но полностью уходить от офлайнабольшинство пока не готово. Эти люди выросли во времена бума торговых центров, поэтому у них сохранилась привычка проверять товары вживую.
71-летний Альберт делится: «Мне сложно ходить далеко, поэтому онлайн-шопинг просто спасение. Всё привозят домой, и не нужно носить тяжёлые сумки. Мы обычно садимся с дочкой или внучкой и вместе выбираем, что заказать, а то сам я боюсь «не туда» нажать».
Светлана, 67 лет: «Мне нравится живое общение с продавцами, но дети научили меня делать заказы в интернете. Теперь лекарства и бытовые мелочи покупаю там — удобно, не надо ходить далеко, но какие-то дорогие покупки, конечно, я покупаю в магазинах, но сложности в том, что для этого мне нужно тревожить детей, чтоб они меня отвезли, помогли выбрать, поэтому в телефоне покупать гораздо удобнее».
Для бумеров — онлайн как помощь, которая облегчает жизнь, а не замена.
Хотя старшее поколение ценит социальный аспект походов по магазинам, онлайн-покупки становятся важной частью их повседневности — особенно после того, как молодые родственники помогли установить приложения.
Почему онлайн-покупки победили удобством?
Основные причины, которые респонденты называли чаще всего:
1.экономия времени («не хочу тратить выходные на очереди и пробки»)
2.широкий ассортимент («здесь есть то, чего нет в моём городе»)
3.выгодные цены и скидки, которые легче отслеживать онлайн
4.быстрая доставка
5.бесплатные возвраты, делающие покупку «безрисковой»
Мы поговорили с Анной Тихоновой, специалистом по электронной коммерции и попросили ее прокомментировать ситуацию:
«Онлайн не заменяет офлайн — он перепридумывает его роль», — говорит Анна.
«Потребитель стал умнее и требовательнее. Он не готов тратить лишнее время. Поэтому купить проще онлайн..
Онлайн-торговля победила за счёт удобства и скорости. Покупатель получает максимум информации о товаре за несколько минут: отзывы, сравнение цен, характеристики. Магазинам в офлайне сложно удерживать такую же конкуренцию.
Задача офлайн-магазинов сегодня — не быть складом товаров, а быть пространством эмоций. Люди приходят туда за опытом и впечатлениями, а не за покупкой.».
Так заменил ли онлайн-шоппинг походы по магазинам?
Ответ зависит от возраста и привычек, но тенденция очевидна: молодёжь почти полностью в онлайне, взрослые используют смешанный формат, старшие поколения постепенно открывают интернет-покупки из-за удобства, но не отказываются от офлайна.
Магазины уже перестали быть единственным местом, где совершаются покупки. Но они по-прежнему нужны — как пространство общения, опыта и эмоций.
Онлайн-шоппинг действительно изменил нашу покупательскую культуру, но он не уничтожил традиционные магазины. Он просто вынудил их эволюционировать. Сегодня покупатели хотят получать удобство онлайна и эмоции офлайна — и рынок постепенно учится сочетать эти два мира.
Автор статьи: Лилия Юлтыева,
студентка журфака КФУ