Биопрепарат «Миникор» – это отечественная разработка, которая одновременно решает ключевые задачи: в тысячу раз увеличивает полезную микрофлору кишечника сельскохозяйственных животных и превращает агропромышленные отходы в ценные продукты. Изобретение не просто знаменует прорыв в производстве кормовых добавок, но и открывает реальные возможности для импортозамещения биотехнологий на российском рынке.
Автор инновации –Мария Каночкина, основатель и научный руководитель научно-исследовательской организации ООО «Микробные нутриенты иммунокорректоры», доцент РОСБИОТЕХа. Её проект одержал победу на III Всероссийском конкурсе «Изобретатель года ‑ 2025» в номинации «Изобретатель года» по направлению «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности».
О том, как разработка прошла путь от лабораторного стола до признания во всероссийском конкурсе, читайте в новом интервью.
10 лет: от идеи до готового продукта
– Создание биопрепарата «Миникор» – результат многолетней работы. Расскажите, как именно вы развивали свою идею?
– Путь от идеи до реального готового продукта в изобретательской сфере очень долог. Первым этапом реализации проекта стала работа с культурами микроорганизмов и скрининг. В 2017 году совместно с командой мы депонировали наши штаммы во Всероссийской коллекции промышленных микроорганизмов. Тогда мы подробно изучили продуктивность культур, их способность расти на различных агропромышленных отходах. Параллельно мы вели бизнес-составляющую разработки формировали команду и искали инвесторов. В 2021 году мы зарегистрировали компанию и подали первую заявку на патент. Затем прошли этап доклинических исследований, провели испытания на животных. Все кормовые добавки прошли серьезную процедуру регистрации в «Россельхознадзоре», включая доклинические исследования и изучение отдаленных последствий применения кормовой добавки. Если посчитать все пройденные этапы, то получается, что потребовалось почти 10 лет непрерывной работы, которые в итоге и привели нас к победе на Всероссийском конкурсе «Изобретатель года-2025».
– В чем заключается ключевое технологическое преимущество «Миникора»? Вы подчеркивали, что пробиотик не погибает в ЖКТ и увеличивает рост микрофлоры в тысячу раз. Как вам удалось этого добиться?
– Наша технология отличается использованием твердофазного культивирования. Сейчас во всем мире, в том числе и в России, используется преимущественно глубинное культивирование, выращивание микроорганизмов в больших объемах жидкости. Это сопровождается образованием жидких отходов в больших объемах. Мы же, напротив, выращиваем микроорганизмы в твердом слое увлажненного субстрата и используем его полностью – и биомассу, и субстрат. Благодаря этому производство становится безотходным и с минимальными выбросами.
Что же касается самого биопрепарата, то наша технология позволяет создавать комплексный продукт. В «Миникоре» сочетаются пробиотик, пребиотик, ферменты, витамины, аминокислоты, сорбент и иммуномодулятор. Наличие более 70 % проферментированной клетчатки в составе препарата позволяет ему лучше усваиваться в организме животного. Кроме того, мы используем дрожжевые клетки, выделенные из микрофлоры коровьего молока, которые встраиваются в биопленку в кишечнике животного и увеличивают рост полезной микрофлоры почти в тысячу раз. Препарат устойчив к 17 антибиотикам, помогает при ацидозах и не требует постоянного введения. Что крайне важно, это полностью импортозамещающая технология. Сейчас в России создается лишь 33 % кормовых пробиотиков, остальные 67% завозятся из зарубежных стран. Соответственно, требуется активное импортозамещение в данной области, потому что рынок биотехнологий сейчас активно развивается. Основная задача проекта – это импортозамещение, которое укрепит технологическую независимость и продовольственную безопасность России.
Технология в действии
– Как на практике специалисты оценивают эффективность «Миникора»?
– Первыми наш продукт оценили вьетнамские вислобрюхие свинки. Это одна из самых известных и перспективных пород для разведения в России. Во Вьетнаме мы проводили контрольные эксперименты с различной дозировкой кормовых добавок. Результаты показали увеличение колонизации лакто- и бифидобактерий в кишечнике свинок до 1000 раз по сравнению с изначальными показателями. Мы также зафиксировали снижение числа условно-патогенных бактерий, сокращение уровня заболеваемости. Животные перестали страдать диареей, меньше подвергались инфекциям. Эксперименты полностью подтвердили безопасность «Миникора».
– Когда биопрепарат «Миникор» выйдет на рынок и каковы его перспективы в сфере биотехнологий?
– Дорожная карта проекта «Миникор» уже расписана на несколько лет вперед. В 2026-м году планируется регистрация биопрепарата и выход на рынок. Затем – организация пилотной установки для выпуска кормовых добавок уже целыми тоннами. К 2030 году рассчитываем построить полноценную технологическую линию замкнутого цикла мощностью 850 тонн в год. Параллельно будем подавать заявки на патентование в странах ЕАЭС и БРИКС для выхода на экспорт. Основными зарубежными рынками сбыта станут Бразилия и Индия.
Патенты как индикатор научной зрелости проекта
– Вы являетесь обладателем пяти патентов на изобретения. Какие из ваших патентов вы считаете самыми значимыми и почему?
– Все пять патентов – это не разрозненные решения, а звенья одной технологической цепочки. Их можно разделить на три ключевые группы. Во-первых, это патент на уникальные штаммы микроорганизмов. Основа всей нашей технологии. Нам удалось отселекционировать штаммы, которые способны расти на отходах агропромышленного комплекса. Это сложная задача, так как бактериальные и дрожжевые культуры обычно плохо растут в таких условиях на твердой среде. Во-вторых, это патент на саму технологию получения препарата. Это следующее звено – способ, с помощью которого мы из штаммов и отходов АПК производим готовый продукт, будь то синбиотики, пробиотики или аутопробиотики. В-третьих, это патенты на конкретные биопрепараты, активные ингредиенты, их уникальные составы. То есть, мы запатентовали уже готовые к выходу на рынок формулы. Если выделять основополагающий патент, то я бы назвала патент на штаммы. Именно он является краеугольным камнем изобретения. Без этих уникальных, отселекционированных микроорганизмов невозможно было бы разработать безотходную технологию, создать линейки импортозамещающих кормовых добавок.
– С какими трудностями вы столкнулись при патентовании и что посоветуете начинающим изобретателям?
– Патентование – это серьезная задача, требующая специальной подготовки. Нам помог большой опыт команды, в которую входят несколько кандидатов наук. Мой главный совет: начинать с тщательного патентного поиска в базах данных ФИПС и Роспатента, чтобы убедиться в новизне разработки. Это сэкономит время и деньги. Обязательно документировать все этапы НИОКР: протоколы испытаний, лабораторные данные, фотофиксацию. Данные впоследствии понадобятся для подтверждения воспроизводимости изобретения. Также крайне полезно публиковаться в рецензируемых научных журналах. Это помогает подтвердить инновационность, если уложиться в срок не более 6 месяцев после выхода публикации, и грамотно составить формулу изобретения.
– Большинство ваших патентов сделаны в сфере биотехнологий. В каком направлении, по вашему мнению, биотехнологии будут развиваться в России в ближайшие годы?
– Биотехнологии – это тренд, и в ближайшие пять-десять лет, согласно прогнозам различных аналитиков, рынок биотехнологий достигнет порядка 3-4 миллиардов долларов. В данном секторе Россия обладает довольно мощной научной базой и, соответственно, может занять свою долю этого рынка. На мой взгляд, основные направления, которые будут развиваться в будущем – это промышленная биотехнология, медицинская биотехнология, непосредственно разработка биопрепаратов для лечения человека, включая пробиотики, вакцины, и агробиотехнологии, потому что продовольственная безопасность – это особенно важный сектор, где, конечно, необходимо активно развивать российские технологии.
Признание – мощный драйвер
– Победа в конкурсе «Изобретатель года-2025» – это признание на высоком уровне. Как это достижение повлияло на вашу изобретательскую и научную деятельность?
– Для любого ученого очень важно признание его работы. Когда видишь, что твой труд ценят, появляются силы двигаться дальше. В таких традиционных отраслях, как наша, где технологический цикл от идеи до завода занимает 5-7 лет, очень нужны вдохновение и стимулы. Конкурсы, подобные «Изобретателю года-2025» – это мощный драйвер, который помогает понять, что твоя работа имеет перспективы, шанс на практическую реализацию и важна для общества и страны.
Фото предоставлены Департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы.
#ПридуманоЖенщинами #воирфест #воир #МинобрнаукиРоссии #десятилетиенауки #наука #изобретения