Пьеса была написана в конце Пелопоннесской войны, предположительно около 408 года до н. э., и относится к позднему периоду творчества драматурга, когда его интерес смещается к психологической драме и социальным вопросам. Еврипид показывает Ореста не героем-освободителем, а человеком, сломленным чувством вины, политической изоляцией и психическим кризисом; это делает пьесу одной из первых античных трагедий, где столь ярко изображены посттравматические состояния. Автор сознательно резко снижает героический пафос мифа: трагедия наполнена резкой критикой афинской судебной системы, политического демагогизма и общественного настроения эпохи, когда народ легко поддаётся манипуляции и страху. Благодаря этому «Орест» воспринимается как трагедия не только о судьбе героя, но и о гибнущем государстве и изуродованной войной гражданской среде.
Пролог
Первое явление
Действие происходит в Аргосе, спустя шесть дней после убийства Клитемнестры. Открывается сцена: Орест лежит на ложе под пурпурным покрывалом, он шестой день не может ни встать, ни даже поесть, изнеможённый Эрниями. Рядом сидит Электра, которая ухаживает за братом и рассказывает о положении дел: народ Аргоса возненавидел их, обвиняя в том, что они нарушили закон, убив мать, пусть и за её измену и участие в убийстве Агамемнона. Горожане назначили суд, который должен решить судьбу Ореста, и есть большая вероятность, что его казнят.
"От Аргоса указ:
Все двери запереть для нас, жаровни
Загородить от грешных и уста
От сообщенья с ними. А сегодня
На сборище аргосцы порешат:
Побить ли нас каменьями иль шеи
Под острый нож приличнее сложить..."
Электра не забывает с самого начала упомянуть, что все беды Атреев из-за Тантала, который решил сидеть с богами за одним столом. Тогда Мойры и прокляли внука Танатала (Атрея) на вражду с единокровным братом (Фиестом), что и стало причиной нынешнего положения дел — после кровавого пиршества, где Атрей скормил Фиесту его собственных детей, как раз и ярко вступило в свои права проклятие родовой мести. Электра, кстати, говорит здесь, что сестёр было три, в том числе и Хрисофемида, но о ней не рассказывается ни в пьесе "Электра" Еврипида, не в пересказываемом сейчас "Оресте". Электра под конец добавляет, что надежда только одна — Менелай вот-вот приедет и может поможет им. Елена уже тайком прибыла к сестре и оплакивает ее. Только Гермиона, дочка Елены, которую Менелай до похода в Трою привёз Клитемнестре, может своим видом вызвать у нее улыбку (прибывание дочери в Аргосе — это нововведение Еврепида).
Явление второе
Елена входит, выражая скорбь по сестре и жалость к племяннице и племяннику, но Электра, конечно же, ей не рада: "А с вас, блаженных, не довольно ль увидеть нас, измученных бедой?" Елена просит Электру отнести ее локон и фиалы на могилу матери, ведь сама она не может — в городе ее все ненавидят. Та, конечно же, отказывается и говорит, что лучше отправить Гермиону, которую, как раз таки, воспитывала Клитемнестра в отсутствие родной матери. Елена не сразу, но соглашается отправить свою дочь.
Явление третье
Царица уходит и Электра озвучивает свою к ней ненависть и желание отмщения (сколько уже можно?). Затем видит приближающихся подруг.
Явление четвёртое
Электра рада подругам, но просит их не шуметь, чтоб не разбудить брата:
"С век его если дремоту
Свеешь, ты будешь убийцей".
Она опять в разговоре с ними винит то Апполона, то мать:
"Мать, - и жертва, и жрица - мать!
Жизнь подарила, чтобы потом нас,
Кровью твоей вспоенных, осиротив, зарезать".
Явление пятое
Корифей спрашивает, не мёртв ли Орест и тот просыпается. Сестра ухаживает за ним, он в ужасном состоянии и отказывается встать. Электра рассказывает, что прибыл Менелай. Орест этому рад, но говорит, что был бы рад больше, если тот приехал без Елены, после чего на него находит безумие от приближающихся Эрний: "О Феб! Они убьют меня - лицо собачье, а глаза Горгоны, в жертву они приносят богу мертвецов". Электра пытается его удержать, но он в видит вместо нее Эрнию и недалеко убегает, находясь в состоянии бреда. Когда же Орест приходит в себя, он не помнит только что произошедшего. Рассуждает, что отец бы, наверное, не хотел смерти жены, и Орест опять винит Аполлона: "Феб Ореста подвигнул на несчастье, а теперь он на словах его лишь ободряет...". Он просит сестру не забывать о себе и пойти отдохнуть, помыться, чтобы он не потерял свою единственную опору: "Ведь, о больном заботясь, и самой не диво занемочь". Электра удаляется, Орест засыпает, а хор начинает молиться Зевсу об освобождении Ореста от страданий. Затем они замечают Меналая:
"О, привет тебе! Ты от нас, Атрид,
Корабли увел целой тысячей
К брегу Азии.
Сколько счастия у тебя в лице!
Так и светится: от богов теперь
Все получено".
Действие второе
Явление шестое
Приезжает Менелай и грустит. Он встречается с Орестом: "контраст разителен: немытый, растрепанный Орест и сияющий, нарядный Менелай, в котором, однако, самодовольная уверенность смягчена набежавшим облаком нежной грусти". Царь брезгует юношей, а тот, в свою очередь, рассказывает о случившемся и много о том, как ему плохо, в том числе о Эрниях. Справедливости ради, он жалеет об убийстве матери:
"Менелай: Но что с тобой? Какой недуг томит?
Орест: Его зовут и у злодеев - совесть".
Однако вину все равно перекладывает на другого:
"Нет, я могу вину сложить на Феба:
Мне Феб убить родимую велел".
Затем Орест рассказывает, что в городе ему не рады. Преимущество из-за давнейшего врага отца Эака (брат Паламеда) и друзей Эгисфа. Менелай удивляется, неужели трон не передан сыну Агамемнона, на что юноша отвечает: "Кто ж царство даст? - мне жизни не дают". Более того, ему не дают покинуть город, так как все жители жаждут его казни. Должен скоро случиться суд, но он, даёт понять Орест, — просто фикция. Он просит у Менелая помощи, как вдруг приходит Тиндар — царь спартанец, дедушка Ореста и отец убитой им Клитемнестры. Орест в ужасе, он очень стыдится своего близкого: "Чем за любовь я деду заплатил!"
Явление седьмое
Тиндар сперва не замечает юношей, но увидев Менелая, радуется ему, а вот завидев Ореста, начинает злиться. Он говорит Менелаю не помогать внуку, если сам не хочет кары от богов. Также высказывает, что Клитемнестра действительно гнусно поступила и заслуживала смерти, но не от Ореста. Тот мог просто ее изгнать и беды бы сильной не случилось, но тот перешёл границы. Тиндар говорит, что ненавидит обеих своих дочек, да и Менелаю за поход похвалы не скажет: "Я, кажется, был счастлив, нужно ж было, чтобы таких родил я дочерей!" По большей части правитель недоволен тем, что его внук продолжает кровную месть и убивает зло злом. Орест внезапно говорит, что так-то чётко все сделал: "Эллада благословлять должна бы подвиг мой", а старик уже старый и ничего не понимает. Он мстил матери за измену мужу, так как игнорирование этого факта — плохой пример другим женщинам, а также предательство отца. И вообще виноват Тиндар, что родил Клитемнестру: "Что это ты один меня сгубил, порочною родивши Клитемнестру: Иль был бы я без этой злой жены и сиротой и матереубийцей?.." А также он снова обвиняет Аполлона. Сомнительно, но окей. Тиндар, очевидно, злится и только больше хочет казни внука. А также казни Электры, так как это она нашептывала про мать всякие гадости. Менелаю тоже с горячей руки перепало, и старик тому кричит, что если ему важны хорошие взаимоотношения, он не смеет помогать племянникам. Тиндар уходит. Из примечаний: "Тиндарей излагает точку зрения афинского уголовного права: убийцу надлежит карать изгнанием, а не убивать, иначе по закону кровной мести всегда останется виновный".
Явление восьмое
Орест жестко просит помощи у смущенного Менелая, пытаясь манипулировать, как только может: "Пора, отдай нам старый долг и тою же монетой, за десять лет работы день один мы просим, день один твоей защиты". Менелай соглашается помочь, но лишь дипломатически: "Мой долг спасать тебя, согласен я, - но не открытой силой, а ловкостью..." Дав такое неоднозначное обещание, он спешно уходит.
Явление девятое
Орест, конечно же, недоволен: "Прославленный походом за женой, ничто как царь, а сердцем трус негодный". Проявляется Пилад, главный герой этому очень радуется.
Явление десятое
Друзья обсуждают, какой Менелай плохой, какая плохая Елена, какие все плохие. Пилад предлагает другу бежать, но тот обращает внимание, насколько сейчас охраняем город. Вдруг Пилад спрашивает, почему Орест не спрашивает о его делах. Тот задаёт вопрос о делах Пилада, но даже это он делает с упоминанием своего горя: "Иль мук Ореста груз доселе не тяжел?" Пилад рассказывает, что отец объявил его нечестивым и изгнал из-за пособничества в убийстве Клитемнестры. Теперь его ждет Фокидский суд (изгнание юноши — нововведение Пилада). Горе друга поднимает Ореста, и они решают, что преступник сын должен идти в город к совету и надеяться на жалость. Однако сперва он хочет зайти на могилу к отцу. Обнимая товарища, Пилад помогает ему встать и идти, надеясь помочь ему и бороться с Эрниями. Хор поет о проклятии.
Действие третье
Явление одиннадцатое
Приходит отдохнувшая Электра. Сперва радостная, но замечая, что Ореста нет, ее охватывает тревога. Она обращается к хору, и тот ей объясняет, что он ушёл не в припадке безумия, а по наставлению Пилада. И также, что они направляются к совету на суд. Появляется вестник.
Явление двенадцатое
Вестник, преданный семье крестьянин, рассказывает, что на суде выступали разные ораторы с разными предложениями. В итоге все равно было принято решение умертвить Электру и Ореста. Орест еле выбил им право на самоубийство, а не унизительный забив камнями. Пилад ведёт его домой.
Явление тринадцатое
Электра и хор оплакивают род Пелопса.
Явление четырнадцатое
Возвращаются юноши, Орест и Электра плачут и обнимаются. Они думают, как им умереть одновременно. Пилад говорит, что тоже не хочет жить без Ореста. Орест убеждает его, что надо жить дальше. Пилад говорит, что не будет жить без него дальше. И тут они решают, что у обоих есть повод пожить еще немного, чтобы отомстить Менелаю за то, что не заступился за них. Они планируют убить Елену: "И с той поры не матереубийцей, убийцею Елены прослывешь". Электра предлагает взять Гермиону, которая преподносит в это время жертвы на могиле Клитемнестры, в заложники, чтобы избежать гнева Менелая. Они дружно обращаются к Агамемнону, прося помощи в этом деле. Юноши уходят на убийство, Электра обращается к хору и просит следить за всеми, кабы не было новой беды. Они слышат, как Елена стонет и молит о помощи.
Действие четвертое
Явление пятнадцатое
Хор и Электра встречают Гермиону, которая услышала чей-то стон. Ее уверяют, что это стон по судьбе детей Агамемнона, приговоренных к смерти. Гермиона в ужасе: "Не может быть! Вы, вы, мои родные?". Электра предлагает ей зайти в дом, после чего девушку берут в заложники.
Явление шестнадцатое
Из дворца выходит фригиец и рассказывает, как Орест и Пилад сперва принялись плакать у ног Елены, затем позвали ее встать к очагу предков, тем самым имея возможность отогнать рабов. Затем вытащили из пурпурной ткани оружие и начали на царицу:
"Ты умрешь, под мечами умрешь,
А убийца - твой муж Менелай:
Это он твоей смерти желал,
Когда братом рожденного предал..."
Рабы выломали дверь и вступили в бой с силой Ареевой, но получилось не очень — многие умирают. В этот момент входит Гермиона, на неё отвлекаются и... Елена исчезает.
Явление семнадцатое
Выходит Орест и хочет убить раба, но тот перед ним падает на колени. Орест над ним издевается, крутит меч, затем отпускает, потом снова говорит, что убьёт — в итоге не убивает, но корит того за то, что тот поднял крик у дворца (во время пересказа произошедшего). Хор замечает, что юноши хотят поджечь дом Тантала.
Исход
Явление восемнадцатое
Появляется Менелай, сперва собирающийся разобраться с убийцами, но увидев дочь в заложниках, ему приходится слушать их. Орест говорит, что не смог убить Елену, так как ее унес Бог, но Менелай не верит. Он спрашивает, участвовал ли в содеянном Пилад, тут появляется знаменитая фраза: "Молчанье - знак согласья. Он молчит". Орест требует, чтобы царь молил аргосцев аннулировать казнь его и Электры. Менелай не идёт на встречу и матереубийца начинает поджог дома.
Явление девятнадцатое
Появляется Аполлон, огонь утихает. Он просит всех успокоиться и сообщает, что забрал по указу отца Елену на небо к братьям — ее сделали бессмертной, а значит, Богом. Ее красота, по словам бога, вызвала войну специально, чтобы: "тем освободить вам землю от наплыва преступного и дерзкого". Менелаю он велит взять новую жену (никто кроме Еврипида Менелаю не предлагал брать новую жену), а Оресту наказывает бежать в Паррасию (в дальнейшем этот город назовут в его честь Орестеем) и через год прибыть в Афины, где трем Евменидам он уже даст ответ по убийству матери. Его оправдают, а его нынешняя заложница Гермиона станет его будущей невестой. Электру он напоминает отдать в жены Пиладу, с которым ее ждёт блаженство. Бог снова обращается к Менелаю и просит оставить Аргос Оресту, а самому возвращаться в Спарту. Все довольны, особенно Орест. Аполлон под конец наказывает им:
"Из богинь почтите теперь
Тишину, нет дивной прекрасней".
Цитаты:
Я труп, под солнцем позабытый.
Иль диво зло терпеть творящим зло?
Не правда ли: те призрачны друзья,
Которые в несчастье друга бросят?
Меж варваров ты им подобен стал.
Но убийцы
Не убивай. Иначе загрязнен
Всегда один последний мститель будет.
Тот зависти достоин, кто детьми
Прославлен был, бед не познавши громких.
Вину поняв свою, не захотела ж
Виновную небось она убить.
И мудрый - раб судьбы, коль это нужно.
Безмолвие надежнее, порою ж
Молчать нельзя, слова необходимы.
Не добивай решением толпы убитого...
Коли так сладко нежным
Рукам добычу смерти обвивать.
Да, твои велики беды, видно, надо умирать.
Но раб против свободного - ничто.
Да, жить со мной, но умирать (со мной) зачем же?
Источники:
1) "Орест" Еврепида
2) Картинки из пинтреста