Найти в Дзене
В. Амп

Храмы правобережья Волги от Кимр до Калязина

Белый Городок. Церковь Иерусалимской иконы Божией Матери В начале 1366 года тверской князь Михаил Александрович, стремясь укрепить свои южные владения, заложил при впадении Хотчи в Волгу крепость Белгородок. И почти сразу крепость оказалась в горниле Московско-Тверской усобицы. Но не на долго. Перейдя окончательно по руку Москвы, Белгородок потерял стратегическое значение, некоторое время был центром одноименной волости, но в конце концов стал селом. Церковь, нет сомнения, была в Городке с самого основания. Сколько их сменило друг друга доподлинно не известно, вероятно, одна сгорела в Смутное время вместе со всем Бел-Городком. В 1693 году была построена деревянная Георгиевская, на месте которой с 1825 года стоит нынешняя, Иерусалимской иконы Божией Матери, с пределом Великомученика Георгия. В 1930-е годы храм был закрыт, но ни под что не использовался, стоял пустым. В 90-е возвращен верующим, с 2003 проводятся богослужения. Церковь живописно стоит на самой стрелке, рядом с грузовым

Белый Городок. Церковь Иерусалимской иконы Божией Матери

В начале 1366 года тверской князь Михаил Александрович, стремясь укрепить свои южные владения, заложил при впадении Хотчи в Волгу крепость Белгородок. И почти сразу крепость оказалась в горниле Московско-Тверской усобицы. Но не на долго. Перейдя окончательно по руку Москвы, Белгородок потерял стратегическое значение, некоторое время был центром одноименной волости, но в конце концов стал селом.

Церковь, нет сомнения, была в Городке с самого основания. Сколько их сменило друг друга доподлинно не известно, вероятно, одна сгорела в Смутное время вместе со всем Бел-Городком. В 1693 году была построена деревянная Георгиевская, на месте которой с 1825 года стоит нынешняя, Иерусалимской иконы Божией Матери, с пределом Великомученика Георгия.

В 1930-е годы храм был закрыт, но ни под что не использовался, стоял пустым. В 90-е возвращен верующим, с 2003 проводятся богослужения.

Церковь живописно стоит на самой стрелке, рядом с грузовым портом. Здесь уже чувствуется подпор Угличского водохранилища, но не так сильно, как в Калязине.

Малышково. Церковь Казанской иконы Божией Матери

Через бор от Белого Городка расположено село Малышково. В 1766 году владелец села Гурий Игнатьевич Костомаров построил каменную Казанскую церковь, на сегодняшний день самую старую из сохранившихся в Кимрской земле. Пережив разорение и возрождение, потеряв и вновь обретя колокольню, храм сегодня смотрится как новенький. Но, к сожалению, стоит на закрытой территории. Снимать пришлось через забор.

Белое. Церковь Николая Чудотворца

И вновь помещик, генерал-майор Иван Яковлевич Шатилов, строит в 1823 – 39 годах каменную церковь. В этот раз сообща с крестьянами села Белое. И вновь в 1930-х храм закрыт, священник Владимир Троицкий сослан в лагеря, откуда, не частый случай, вернулся и продолжал служить в Преображенском соборе Кимр. И вновь храм возрожден, отреставрирован, стал краше прежнего, величаво стоит на высоком берегу Волги.

Калязин. Колокольня собора Николая Чудотворца

Калязинская колокольня стала символом города, символом Верхней Волги, символом неуёмного строительства водохранилищ на равнинных реках. Построенная в 1800 году крепостными мастерами, она на сто с лишним лет моложе самого Никольского собора, который перед затоплением разобрали. Колокольню спасло расположение на крутом повороте Волги, её оставили в качестве ориентира и маяка. Изначально колокольня была высотой 35 саженей – 74,5 метра. Сейчас нижний ярус частично затоплен и присыпан.

Мне однажды довелось видеть колокольню с воды, с берега она смотрится ещё величественнее.

Калязин. Церковь Вознесения Господня

Калязин, изначально Колязин, возник как слобода монастыря Николы на Жабне. Вознесенская церковь, построенная в 1781 году на окраине города как кладбищенская, теперь стала главным храмом города. На её территории недавно установлен памятник воеводе Скопину-Шуйскому, который в 1609 году разбил в этих местах польско-литовское войско. В советское время на кладбище построили стадион. Сейчас огромное пустое поле вернули церкви. Чудом сохранившиеся десятка два надгробий собрали в одном месте.

Свято-Введенская церковь

Небольшая, нарядная, в русском стиле Введенская церковь была построена в конце XIX века на правом берегу Жабни калязинским купцом Иваном Охлобыстиным. Именно ей коммунисты дозволили оставаться действующей во все годы советской власти. Но не смотря былые заслуги, сейчас церковь пребывает не в лучшем состоянии.

Богоявленская церковь

Краеведческий музей в храме явление знакомое, например, в Торопце. Спасши однажды храм от уничтожения, музей становится гирей на ногах: переехать музею некуда, а выгнать на улицу жалко. Что до самой церкви, то это XVIII век, главный храм заречной Свистушинской слободы, шпиль колокольни – одна из трех доминант Калязина.

Поречье. Церковь Рождества Богородицы

Название Поречье встречается в Тверской области 8 раз, в России – 46, а ещё в Украине, Беларуси и Латвии. Село Поречье на Нерли в XVII веке принадлежало Троице-Сергиеву монастырю. В конце XVIII века построена нынешняя каменная церковь, правда, трапезная и колокольня уже в начале ХХ века. Сейчас храм возрождается, но очень неспешно. Интересно, что мост через Нерль, над которым возвышается церковь, построен только в 1972-м, а до этого в райцентр можно было добраться только на пароме.

Спас-Угол. Преображенская церковь

Как-то неожиданно мы оказались в Московской области, и тут капризная ноябрьская погода окончательно определилась в сторону солнца, чтобы ярче засиял свежевыпавший снег.

Само название села Спасское что на Углу произошло от географического положения на стыке трех губерний: Тверской, Московской и Ярославской, в составе которых, в разное время, село успело побывать. А ещё село Спасское издревле принадлежало дворянскому роду Салтыковых, которые не только построили нынешнюю Преображенскую церковь в 1797 году, но и подарили русской литературе писателя Салтыкова-Щедрина. От усадьбы Салтыковых остался парк да церковь, так что музею писателя пришлось некоторое время делить её с верующими.

Станки. Церковь Георгия Победоносца

И вновь мы на землях Салтыковых. Мать писателя, Ольга Михайловна обустроила себе усадьбу в соседнем Ермолино, была прихожанкой Георгиевской церкви, очень способствовала её обустройству, в ней же и похоронена. Колокольня, точная копия Калязинской, утрачена, храм восстанавливается.

Квашенки. Преображенская церковь

Последняя точка на нашем маршруте. Отсюда уже рукой подать до Кимр, про которые шла речь в предыдущем очерке этой серии.

Построенная в 1836 Преображенская церковь - типичный образец классицизма. Знаменита разве что тем, что в 1922 году в процессе изъятия церковных ценностей прихожане устроили бунт. Ничем хорошим, впрочем, дело не кончилось.

Послесловие

Как и в прошлый раз, базовый лагерь и средство передвижения обеспечивал Доктор (Андрей Поляков), за что ему благодарность. Кстати, рецепт от Доктора: прочтение и распространение данного материала способствует душевному здоровью читателя и автора.

Калязин
3892 интересуются