Есть люди с настолько золотыми руками, что умеют всё. Наталья Борисевич, которую я бесконечно уважаю, из этой когорты. Писала о ней раньше, а теперь пришла в гости, чтобы полюбоваться на ее работы и написать материал уже для городской газеты. Что узнала и увидела, рассказываю вам.
Талант рукодельницы у Наташи проснулся рано – уже в три года умела держать в руках нитку с иголкой. Куклам нужны были платьишки, и девочка, как могла, их мастерила. С помощью бабушки или мамы, конечно. Обе были искусными мастерицами. В трудные годы бабушка своим умением спасла семью – шила профессионально, и заказов было много.
А сейчас собственная квартира Натальи Борисевич напоминает музей, в котором представлены все виды рукоделия, которыми женщина увлекалась и увлекается. Стены гостиной увешены картинами, на креслах, столиках, полочках - галерея авторских кукол. И абажур на лампе авторский, сплетен в технике макраме, и настольная лампа – из бечевки. Просто и так красиво!
В остальных комнатах свои экспозиции, однако самобытные картины на стенах всюду. Где представлены гобелен, в том числе объемный, декупаж, плетение из газетных трубочек, где - витражи, соломка и кинусайга. Вот-вот, меня тоже заинтересовало незнакомое слово.
- Это такая японская техника, – пояснила Наталья. – Узнала о ней из интернета, где периодически «зависаю», и загорелась желанием попробовать. Правда, японцы работают с кожей, я тоже ее люблю, но здесь кожа не «пошла», из разноцветной ткани работы получаются лучше – яркие, веселые, живые. Самым сложным было найти основу для будущих картин. Перепробовала разные варианты, а остановилась на ... коробках из-под конфет и обыкновенном утеплителе. В коробку с бортиками вставляю по размеру утеплитель, рисую на нем или переношу с помощью копирки рисунок. Ножичком пропиливаю края, не до конца, в разрез опять же ножиком вставляю ткань, и так до конца. И всё, готово!
Из разговора с Натальей Борисевич узнаю, что ей подвластны любые виды женских рукоделий, и всеми ими в разное время увлекалась. На вопрос, какое из них любимое, ответить не смогла.
- Я Близнец и Дракон по гороскопу, а это значит, натура творческая и увлекающаяся, – сказала с улыбкой. – Мне постоянно требуется что-то новое, к тому же руки растут с того места, откуда нужно.
Тогда я решила переформулировать вопрос:
- А какое из твоих увлечений продержалось дольше остальных?
- Вышивка лентами, – ответила без раздумий. – Возвращаюсь к ней даже сейчас, когда почти все свободное время отдаю живописи.
Впервые работы Натальи, вышитые лентами, я увидела одиннадцать лет назад. Поначалу, услышав о технике, была настроена скептически, но, увидев картины, ахнула. Это живопись и вышивка лентами в одном флаконе, как она любит подшучивать. Цвета и тона были так подобраны, что цветки сирени в букете казались живыми, хоть ты трогай их, хоть нюхай, а в южный город, где буйствовали краски и зелень, захотелось попасть.
Собственно, ахать и ахать в этой стандартной городской квартире приходится постоянно. Достаточно взять в руки Ванечку или других оригинальных кукол вроде училки (мастерица сама по профессии учитель русского языка и литературы), поэта («Я поэт, зовусь я Цветик, от меня вам всем приветик» – декламирует по его поводу рукодельница), певичку, присесть в кресло рядом с Петровичем, и ты погрузился в сказочный мир. А главное, все эти персонажи от начала и до конца изготовлены Натальей. Никакие китайские заготовки, что намного облегчало бы процесс, она не использует, даже лица и руки лепит из пластика, не говоря уже о сногсшибательных нарядах, которые шьет и вяжет сама.
Как у заправского художника в центре гостиной стоит мольберт. Перехватив взгляд, Наталья Борисевич поясняет:
- Это мой подарок самой себе на Восьмое марта. Несла его и вдруг услышала, что пара, идущая параллельно со мной, говорит обо мне. Женщина, обращаясь к мужчине, кивнула в мою сторону: «Наверное, она что-то для дачи несет?». Тот снисходительно заметил: «Глупая ты, это же мольберт, – и добавил уважительно. – Женщина художник, поняла!». Как я загордилась (смеется), приосанилась, понесла дальше мольберт как драгоценную ношу.
- Ты написала так много картин, что, наверное, действительно можешь считать себя художником?
- Нет, я ремесленник. Художник постоянно оттачивает мастерство, а у меня этого нет, научилась и мне достаточно. И потом, он представляет будущую картину по-другому, нежели я, и писать начинает иначе. Мне, чтобы возникла идея для работы, надо «насмотреться», поэтому совершаю виртуальные путешествия по музеям мира, заказываю экскурсии. А начинаю работать, не поверишь, садясь перед мольбертом и минут 20 просто нанося мазки. Что получится из этого, не знаю. Когда подруги спрашивают, что буду рисовать, смеюсь: «Что подскажут тараканы в голове».
Рисовать Наталья Борисевич начала в пятом классе, до этого времени, как замечает с улыбкой, даже домик с елочкой не получался. Тогда это был ее первый портрет – девочки. Лет пять потом занималась в изостудии при областном Доме пионеров. Затем была учеба в институте, работа, когда нужно было что-нибудь оформить, - писала исключительно по необходимости. А лет шесть назад, уже на пенсии, решила заменить акриловые краски маслом и, вдохновившись, за пару часов написала вечернюю аллейку с зонтиками. Ахнула сама от своей работы – удалось передать настроение. А все потому, считает, что очень любит дождь и прогулки под зонтиком.
Но так бывает не всегда. Иногда начатая картина может простоять и месяц, и два, когда Наталья даже близко не подходит к мольберту. А потом вдруг замажет все и начнет сначала. У нее почти все холсты вторые. На этот счет тоже шутит:
- Через сто лет историки живописи, обнаружив на моих работах не один слой краски, будут ломать голову, что художник хотел этим сказать. И невдомек будет, что это исключительно в целях экономии, не могу позволить себе такую роскошь как испорченный холст.
У нее самой любимых картин нет, а вот среди знакомых есть четыре человека, которые признаются, что им очень нравится ее стиль письма. За символическую плату уже купили по несколько картин, которые украшают их дома. Для нее в купле-продаже главное – окупить расходные материалы, чтобы можно было приобрести новые краски и холсты.
Наталья Борисевич, действительно, на одном виде творчества не зацикливается. Но что касается живописи, растет с каждой новой работой. Научилась, например, передавать свет – очень важное умение для художника. Или писать капельки росы – они у нее объемные, прозрачные, так и хочется потрогать. Получилось это не сразу, пришлось подсказки искать опять же в интернете.
- Зато мне никогда не бывает скучно, – признается. – И я не понимаю людей, которые жалуются, что на пенсии нечем заняться. Мне наоборот времени на все, что хотела бы сделать, не хватает. А самое главное – это помогает жить, не обращая внимания ни на трудности, ни на проблемы, ни на неприятности.
Универсальное лекарство и отдушина! И я понимаю соседей Натальи, которые, заглянув в квартиру на минутку, иногда просят:
-Можно у тебя просто посидеть?..
Душу не обманешь. О чем я? О том, что в доме Натальи Борисевич погружаешься в атмосферу творчества, подпитываешься красотой и отдыхаешь душой.