фре́д Хаса́нович Ха́ликов — советский и российский историк и археолог, автор трудов по истории татарского народа. Доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Татарской АССРКТО МЫ - БУЛГАРЫ ИЛИ ТАТАРЫ?EgZjaHJvbWUyBggAEEUYOdIBCjU2ODY3ajBqMTWoAgiwAgHxBVAcFouP2bhO&sourceid,Не позднее VII в. имя булгар-болгар появляется на территории Среднего Поволжья и с этого времени это имя активно бытует и участвует в исторических событиях этого края вплоть до наших дней, претерпевая различные модификации и наполняясь различным содержанием.
Перед самым монгольским нашествием 1236 года и в период этого нашествия в Булгарии на Волге побывал венгерский монах Юлиан, который предварительно зашел из Венгрии в "Булгарию Ассана" (Болгарию на Дунае времён Второго царства), а затем направился на Волгу - "в Великую Болгарию... великое и могущественное царство с богатыми городами". Великой Болгарией называют Волжскую Болгарию периода монгольского нашествия и другие европейские источники; в частности, записки католических монахов Плано Карпини и Гильома де Рубрука. Они же пишут и о едином булгарском народе,"крепче держащийся закона Магометова, чем кто-нибудь другой". Любопытно, что Рубрук Булгарию на Дунае называет "Малой Булгарией" и полагает, что "булгары, которые живут за Дунаем вблизи Константинополя, вышли из упомянутой Великой Булгарии". Так назывались, очевидно, перед монгольским нашествием не только страна, но и главный город, столица - "Булгар Великий" или "Великий град Болгарский".
В XIII веке и после монгольского нашествия упоминаются булгарские князья, которые вместе с русскими князьями ходили в Орду просить ярлыки на княжение. Булгарские (болгарские) князья отмечаются и в XIV веке, а город Булгар-Болгары упоминается в русских источниках неоднократно как крупный город, а Булгария как страна и, оче видно, как государство фигурирует и на первых европейских картах XIV века 1367 года и как "Bulgaria" на карте Каталонскогс атласа 1375 года Сохраняются ещё более распространяются тахаллусы "ал-булгари": Осман ал-Булгари, Болгари Салар, Юнус ал-Булгари, что зафиксировано в надписях ряда надгробий конца ХIII-первой половины XIV вв. Приставку ал-Булгари носили и учёные в Булгаре периода Золотой Орды: Хасан ибн Омар ал-Булгари, поэт Гали ал-Булгари.аким образом, в XIV веке ещё устойчивым было имя Булгара - народа.
А.Х.Халиков" Арабский купец Ибн Батутта и египтянин ал-Калкашанди (1355-1418 гг.) сообщают о (1355-1418 еллар) "Болгар" стране "Булгар", купцах "Булиле, нередко считают, что египетские халифы в XIV веке признавали сударя волжских булгар царём и дунайских болгар, и даже сербов. В связи с этим ал-Калкашанди замечает: "В переписке с тем, кто за Крымским морем, в северную сторону от него, и это государь ал-булгар (Булгара и булгар) и сербов". Русские летописи в XIV веке отмечают отдельных булгарских князей, например, под 1376 годом: "Князи же Болгарскии Осан и Махмат салтан". Имя города Булгара вырезано на печатке бронзового перстня булгарского князя Ильгам хана (К349-1350 гг.).
Никоновская летопись во многих местах отмечает: "Болгаре - иже ныне глаголются Казанцы". Показательно, что великий князь Василий III в начале XVI века вносит в свою титулатуру после обьявления протектората над Казанью титул "князь болгарский". Этот титул сохраняется затем у русских царей вплоть до 1917 года.Казанцы XV-первой половины XVI вв. также предпочитали называть себя булгарами. Показательно, что казанский царь и поэт Мухаммед Эмин считал себя выходцем из булгар, о чем свидетельствует его тахаллус "ал-Булгари"собственно булгарские земли, в основном прилегающие к Нижней Каме и Волге, так и земли, заселённые ёщё в Х-XIII вв. обулгаризированными буртасами.этнонимы "буртас" ("буртасы" - посопные татары) и "можар" ("мижер") применялись по отношению к татарам-мишарям вплоть до ХVII века. В верховьях Суры от этого времени сохранились остатки обширных неукреплённых сёл у г. Кузнецка, на р. Мокша - остатки крупного города Наровчата-Мухши и города Темникова. Показательно, что нижние слои всех этих поселений содержат материалы, связанные с булгаро-буртасской культурой домонгольской поры, как отмечает один из ведущих исследователей этого периода М.Г.Худяков, "состояло большей частью из прежних болгар, сохранивших самые яркие воспоминания о своём прошлом. Татары, выходцы из Орды, составляли, видимо, лишь небольшой слой военно-служилой аристократии около хана...Почти на всех европейских картах XVII в. Казанский край продолжает именоваться как "Государство Казанское" или "Булгария" (карта В.Блея 1630 года), "Царство Казанское" или "Царство Булгария" (карта, приложенная к сочинению А.Олеария, изданному в 1647 году), "Казан" и "Булгария" (карта Исаака Масса 1636-1662 гг.), "Булгария" (карта Н.Витзена 1687-1705 г.
ьфре́д Хаса́нович Ха́ликов — советский и российский историк и археолог, автор трудов по истории татарского народа. Доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Татарской АССРКТО МЫ - БУЛГАРЫ ИЛИ ТАТАРЫ?EgZjaHJvbWUyBggAEEUYOdIBCjU2ODY3ajBqMTWoAgiwAgHxBVAcFouP2bhO&sourceid,""Имя "татарин" было очень непопулярно среди городских и особенно сельских казанцев. Австрийский посол в Москве Сигизмунд Гербертштейн, в 1520-х годах побывавший в Казанском крае, пишет, что казанские люди "...если их называют турками (татарами), они недовольны и считают это как бы бесчинством. Название же бесермяне (мусульмане) их радует". Насколысо чуждьш для казанцев было имя "татарин", показывает и резко отрицательная характеристика этому имени, даннан казанским поэтом первой половины XVI века Мухаммедьяром в поэме "Тухфаи Мардан" (Доблесть мужей), написанной в Казани в 1539-1540 гг.:
"Ты татарин, не знающий рода своего и илемени,
В этом мире хуже ты всякой собаки.
Ты нечестив и болезненный, нсгодяй и бесчеловечный.
Лицом черный, ты собака преисподней...
Вид твой противный, взор твой злой,
Снаружи и внутри ты в чирьях, полон всяких сплетен."
Русские летописи, особенно Никоновская, написанная в 1530-е годы митрополитом Даниилом Рязанцем, постоянно говорят о генетической связи прежних "болгар" с нынешними казанцами: "...иже ныне глаголются Казанцы". Показательно, что Великий князь Василий III, при котором в начале XVI века казанды согласились на русский протекторат, восстановил в своем титуле звание князя болгарского, впервые принятое ещё Иваном III в 1487 году.В настоящее время, по-моему, необходимо провести следующее:
1) провести референдум среди народа по поводу его имени;
2) усилить внимание к разработке проблем этногенеза татарского народа и особенно широкой популяризации этих проблем;
3) переработать все учебники и пособия по истории России в тех разделах, где освещаются вопросы истории Булгарии и татарского народа;
4) все эти проблемы поднимать не только и не столько в пределах Татарской республики, но и во всех местах, где живут татары.