Найти в Дзене
Посмотрим

Установлен рекорд стоимости на картины Айвазовского

25 ноября на торгах аукциона Sotheby’s под названием «Фаберже, имперское революционное искусство» (устроители явно не хотели использовать в названии торгов слово «русский», но все лоты представляли именно искусство России), полотно «Выжившие» кисти Иван Айвазовский было продано за 4,188 млн евро. Этот результат стал новым мировым аукционным рекордом цены на произведения художника. Картина относится к числу самых монументальных работ мастера, когда-либо появлявшихся на рынке. Полотно размером 195 × 266 см ранее выставлялось на торгах в апреле 2004 года и уже тогда вошло в историю как крупнейшее произведение Айвазовского, предложенное на публичный аукцион. Более чем за два десятилетия этот рекорд по масштабу так и не был превзойдён. Произведение хорошо известно специалистам: оно включено в два фундаментальных исследования — «Свет, вода и небо. Живопись Айвазовского» Джанни Кафьеро и Ивана Самарина, а также «Неизвестный Айвазовский. К 200-летию со дня рождения» тех же авторов. На нынешние
Иван Айвазовский. Выжившие. 1878
Иван Айвазовский. Выжившие. 1878

25 ноября на торгах аукциона Sotheby’s под названием «Фаберже, имперское революционное искусство» (устроители явно не хотели использовать в названии торгов слово «русский», но все лоты представляли именно искусство России), полотно «Выжившие» кисти Иван Айвазовский было продано за 4,188 млн евро. Этот результат стал новым мировым аукционным рекордом цены на произведения художника.

Картина относится к числу самых монументальных работ мастера, когда-либо появлявшихся на рынке. Полотно размером 195 × 266 см ранее выставлялось на торгах в апреле 2004 года и уже тогда вошло в историю как крупнейшее произведение Айвазовского, предложенное на публичный аукцион. Более чем за два десятилетия этот рекорд по масштабу так и не был превзойдён.

Произведение хорошо известно специалистам: оно включено в два фундаментальных исследования — «Свет, вода и небо. Живопись Айвазовского» Джанни Кафьеро и Ивана Самарина, а также «Неизвестный Айвазовский. К 200-летию со дня рождения» тех же авторов. На нынешние торги работа была заявлена из частной европейской коллекции с предварительной оценкой £2–4 млн.

Ранее, до 2021 года, «Выжившие» упоминались в публикациях Музея Фаберже как одна из пяти картин Айвазовского в его собрании; фотографиями полотна в интерьере музея делились и посетители. В настоящее время в коллекции институции, как отмечалось самой организацией, числятся четыре работы художника.

Новый рекорд превзошел прежнее максимальное достижение Айвазовского на аукционах: в 2012 году за £3,2 млн была продана картина «Вид Константинополя и Босфора».

Айвазовский, один из ключевых представителей европейского романтизма, особенно часто обращался к образам штормов и кораблекрушений, сопоставляя величие стихии и хрупкость человеческой жизни. Эти мотивы — от камерных этюдов до монументальных холстов — составляют ядро его наследия и сегодня остаются наиболее узнаваемой частью творчества.

По драматизму и масштабу «Выживших» нередко сравнивают с «Девятым валом» — знаменитым полотном 1850 года, приобретенным императором Николаем I для императорской коллекции. В обеих композициях изображены последствия морской катастрофы, однако если в «Девятом валу» герои цепляются за обломки мачты, то в более поздней работе Айвазовский переносит их в спасательную шлюпку.

-2

В «Выживших» запечатлён момент надежды: один из матросов указывает вдаль, будто заметив знак спасения — землю или приближающееся судно. Его жест перекликается с финальной сценой «Плота „Медузы“» Теодор Жерико (1818–1819, Лувр), где выжившие также отчаянно подают сигнал. Композицию Айвазовского дополняет меняющееся небо: тучи рассеиваются, и в правом верхнем углу проступают голубые просветы — визуальный символ близкого спасения и редкий для художника акцент оптимизма в трагическом морском пейзаже.