Поляков Игорь Игоревич
Преподаватель
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Аннотация: В статье рассматривается проблема придания повышенной доказательной силы электронным документам, сформированными на цифровых платформах, получивших государственную аккредитацию. Проводится сравнение полномочий и действий цифровых платформ с полномочиями и действиями нотариуса при удостоверении гражданско-правовых сделок, предлагаются изменения Российского законодательства, устраняющие дискриминацию цифровых документов и придание им повышенной доказательной силы в суде наравне с нотариальными документами.
Abstract: The article discusses the problem of giving increased evidentiary value to electronic documents generated on digital platforms that have received state accreditation. The author compares the powers and actions of digital platforms with the powers and actions of a notary in certifying civil law transactions, and proposes amendments to Russian legislation that eliminate discrimination against digital documents and give them increased evidentiary value in court on a par with notarial documents.
Ключевые слова: Цифровая платформа, инвестиционная цифровая платформа, посредническая цифровая платформа, нотариат, усиленная цифровая подпись, повышенная доказательная сила документа,
Keywords: Digital platform, investment digital platform, intermediary digital platform, notary, enhanced digital signature, increased evidentiary value of the document,
Термины и понятия, используемые в статье:
Инвестиционная платформа, инвестиционная цифровая платформа, ИЦП– цифровая платформа, зарегистрированная в Российской Федерации и ведущая свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2019 № 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ"
Посредническая цифровая платформа, ПЦП - цифровая платформа, зарегистрированная в Российской Федерации и ведущая свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2025 года «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации»
Введение
Цифровая трансформация экономики требует юридически значимого удостоверения и последующего признания фактов и обстоятельств, особенно при совершении сделок в цифровой форме в сети Интернет. Появление и законодательное закрепление специального статуса и функций новых субъектов – инвестиционных цифровых платформ (ИЦП) и посреднических цифровых платформ (ПЦП) – создало технологический аналог традиционных институтов, обеспечивающих доверие и фиксацию правоотношений. Однако документы, создаваемые такими платформами, в настоящее время не обладают тем уровнем доверия со стороны суда, который соответствует реальной степени их защищенности и достоверности.
Историческая рецепция принципов римского права, регламентирующая особый тип формально-публичных сделок mancipatio с ограниченным видом вещей, выделяемых в отдельную категорию rec mancipi, в противовес обычным сделкам Traditio, т.е. сделок, совершаемых в форме физической передачи вещи [1] [2], в цифровую эпоху реализуется также формально-публичным процессом выражения и согласования воли участников сделок на цифровых платформах путем соблюдения предписанных законом процедур и совершения определенного рода действий в четко установленной последовательности [3]. Используя исторические аналогии можно сказать, что использование цифровых платформ позволяет расширить категорию rec mancipi на весь спектр реальных или бестелесных вещей, которые обладают признаками оборотоспособности - res in commercio.
В настоящее время публично-правовое удостоверение воли сторон на совершение определенного вида сделок и совершение юридически обязывающих действий возложено на нотариат [3], [13]. Анализируя требования к нотариусу и совершению им действий по нотариальному удостоверению сделок в соответствии с положениями статьи 163 ГК РФ «Нотариальное удостоверение сделки», в том числе с требованиями к формату нотариально оформляемого документа в электронной форме [14] с требованиям к платформе по удостоверению личности и полномочий участников сделки, согласования ими ее условий, сопровождению исполнения обязательств сторон по заключенной на платформе сделок, в том числе участия в расчетах и удостоверению фактов исполнения обязанностей в натуре, которые устанавливаются Федеральным законом от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» [18] и Федеральным законом от 31.07.2025 года «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации» [19], можно выявить параллели в действиях и полномочиях нотариуса и цифровой платформы.
В целом, электронный документ, заверенный УКЭП признается в российском правовом поле наравне с документами, выполненными на бумажном носителе и заверенные подписью гражданина, должностного лица или организации [4]. В российской практике документы в форме электронных документов заверенных УКЭП могут использоваться в судебном процессе наравне с документами, выполненными на бумажном носителе и заверенные собственноручной подписью [10], [11]. Аналогичная норма действует и в других странах, в том числе в Китайской Народной Республике [8],[12].
При этом, нотариальные документы наделены повышенной доказательной силой, что нашло отражение в п. 5 статьи 61 ГПК РФ «Основания для освобождения от доказывания» и в п. 5 статьи 69 АПК РФ «Основания для освобождения от доказывания», а документы, создаваемые цифровой платформой такой повышенной доказательной силой не обладают и рассматриваются судом исключительно как письменная форма сделки в порядке статьи 160 ГК РФ «Письменная форма сделки» с учетом статьи 6 «Условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью» Федерального закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 N 63-ФЗ [10], что нарушает конституционный принцип равенства участников сделок перед законом и судом международно-признанный принцип недискриминации электронных документов [6], [7], [9].
1. О необходимости придания документам цифровых платформ повышенной доказательной силы в гражданском обороте и в гражданском и арбитражном процессе
Актуальность: Активное развитие в Российской Федерации цифровых финансовых активов, токенизации прав и платформенной экономики в целом требует адекватного процессуального обеспечения. Документы, создаваемые в рамках таких платформ, в настоящее время не обладают тем уровнем доверия со стороны суда, который соответствует реальной степени их защищенности и достоверности.
Проблема: сложился правовой парадокс, при котором цифровая сделка, сопровождаемая многоуровневой идентификацией, использованием УКЭП и сквозным логированием, обладает в суде доказательной силой простой письменной формы. В то же время таже самая нотариально-заверенная сделка между теми же участниками зафиксированная в виде бумажного документа, и далее переведенная в форму электронного документа в порядке, установленном в статье 103.2 «Удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе удостоверенный нотариусом» Основ законодательства о нотариате пользуется презумпцией достоверности. Это создает избыточные процессуальные барьеры и не стимулирует переход к передовым цифровым технологиям заключения сделок.
2. Обоснование сходности нотариального и платформенного удостоверения гражданско-правовых сделок
Полномочия нотариусавозникают из его соответствия требованиям, установленных в Законе «Основы законодательства РФ о нотариате» [13], соблюдении им предписанных процедур [20] и обеспечивающий сохранность документов в бумажном и электронном виде и предоставляющий доступ к нему в установленных законом случаях [21].
Полномочия платформы(оператора платформы) также возникают из соответствия платформы и ее руководителя требованиям соответствующего закона [18], [19], при этом функция единоличного исполнительного органа ИЦП не может быть передана управляющей компании, а в документах, регламентирующих деятельность ПЦП такое положение в настоящее время рассматривается на уровне требований к ПЦП со стороны регулирующего органа.
Статус нотариусавозникает с момента принесения им присяги и включения его в реестр нотариусов.
Статус платформывозникает с момента ее аккредитации в ЦБ РФ для ИЦП или с момента включения в реестр аккредитованных ПЦП (положение об аккредитации ПЦП и включении в реестр находится на стадии утверждения в Правительстве РФ).
Регламентсовершения нотариальных действий установлен Законом и требованиями Министерства юстиции РФ [20].
Регламентдействия платформы разрабатывается платформой и утверждается компетентным органом. Для ИЦП - Центральным Банком РФ, для ПЦП такой орган будет установлен до введения Закона 289-ФЗ [19] в действие в октябре 2026 года.
Действия нотариуса и платформы
Действия нотариуса при удостоверении сделок в порядке статьи 163 ГК РФ аналогичен действиям платформы.
Платформы, так же как и нотариус, удостоверяют личность и полномочия участников через ЕСИА (полномочия единоличного исполнительного органа через ЕГРЮЛ/ЕГРИП, наличие и валидность полномочий представителя через Реестр МЧД ФНС (аналог нотариально-заверенной доверенности)), уведомление и согласие с условиями сделки путем совершения ряда последовательных юридически-значимых действий в виде заполнения полей (если предусмотрено) и/или «click-wrap», т.е. нажатия кнопки подтверждения согласия с условиями в личном кабинете участника, что аналогично удостоверению нотариусом согласия сторон с условиями нотариально-удостоверяемой сделки [5].
При этом платформа обязана вести реестр всех действий участников платформенных отношений (лог действий), реестр всех заключенных договоров и совершаемых во исполнение этих договоров действий сторон на платформе и в натуре. Документы, содержащиеся в реестре доступны для контролирующих органов и суда, деятельность платформы контролируется надзорными органами, выдавшими аккредитацию.
Вывод:
Природа полномочийплатформы и ее оператора принципиально сходны с возникновением полномочий нотариуса. Цифровые платформы, как новый институт, в силу прямого указания закона наделен полномочиями и выполняет функции аналогичный нотариату.
Регламент действийутверждается надзорным органом и для нотариусов и для платформ.
Формальные и процессуальные действия в соответствии с утвержденным регламентом для нотариуса и платформы при удостоверении сделок принципиально одинаковы, с учетом того обстоятельства, что платформа осуществляет свою деятельность по удостоверению участников и их воли исключительно в цифровом пространстве, а нотариус может лично присутствовать при удостоверении совершаемых сторонами действий.
Документы, заверенные нотариусом и платформой подлежат хранению и доступности в установленном законом порядке в течение сроков не менее, чем сроки их актуальности и сроки исковой давности по спорам в связи с заключенными сделками. Документы, созданные платформами в электронной форме хранятся с использованием современных методов защиты информации от изменений с использованием блокчейн-технологий аналогично нотариальным документам в Единой информационной системе нотариата [21]
Надзор за действиями нотариуса и платформы по своей природе аналогичен и осуществляется соответствующим органом государственной власти.
3. Документы, генерируемые платформами, обладают свойствами, объективно присущими письменным доказательствам повышенной достоверности.
Объективность обеспечивается автоматизированным характером фиксации, минимизирующим человеческий фактор и субъективное вмешательство. Платформа действует по предустановленному алгоритму, что исключает произвольную интерпретацию фактов в момент их документирования.
Проверяемость гарантируется комплексом мер: строгими требованиями к аккредитации платформ (включая капитал и кибербезопасность), их имущественной ответственностью перед клиентами и постоянным надзором со стороны государства. Платформы обязаны в силу требований закона осуществлять хранение всей информации обо всех совершенных на платформах действиях в течении установленного законодательством срока в защищенной форме и предоставлять такую информацию по запросу компетентных органов или судов.
Достоверность реализуется через возможность независимой верификации данных: Полномочия директора (ЕИО) проверяются через сайты налоговых органов (ЕГРЮЛ, ЕГРИП), полномочия представителя – через реестр машиночитаемых доверенностей (реестр МЧД) ФНС, УКЭП проверяется через аккредитованные удостоверяющие центры, временные метки – через службы штампов времени, а логи действий могут быть предоставлены суду для аудита всей процедуры заключения сделки.
Удостоверение документа – подписание усиленной цифровой подписью (УКЭП) физического лица - руководителя или легитимного представителя аккредитованной цифровой платформы, аналогично собственноручно проставляемой подписи нотариуса на бумажном документе или УКЭП на электронном (цифровом) документе.
Проведенный анализ демонстрирует, что аккредитованные цифровые платформы de facto выполняют в цифровой среде функции, аналогичные нотариату и обеспечивают сопоставимый, а в ряде аспектов и более высокий уровень гарантий достоверности.
Целесообразно инициировать внесение изменений в статьи 61 ГПК РФ и 69 АПК РФ, распространив действие правил о повышенной доказательной силы на электронные документы (и протоколы действий), созданные с использованием аккредитованных ИЦП и ПЦП при соблюдении ими установленных законодательством требований.
Данная мера:
· Ликвидирует правовой пробел между цифровой и «аналоговой» экономикой.
· Повысит правовую определенность и доверие к цифровым сделкам.
· Снизит издержки добросовестных участников оборота при судебных спорах.
· Будет стимулировать дальнейшую цифровизацию гражданского оборота.
4. Предложения по изменению законодательства РФ
Предлагается инициировать процедуру внесения изменений в отдельные законы Российской Федерации, в том числе:
Внести следующие изменения в Гражданский Кодекс Российской Федерации:
Статья 160. Письменная форма сделки
Дополнить пункт 1 абзацем следующего содержания:
"Сделки, совершенные с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) на инвестиционных платформах, включенных в реестр операторов инвестиционных платформ или посреднических цифровых платформах, включенных в реестр посреднических цифровых платформ, считаются удостоверенными в порядке, приравненном к нотариальному."
В Гражданско-процессуальный Кодекс Российской Федерации:
Статья 61. Основания для освобождения от доказывания
Дополнить статью 61 ГПК РФ пунктом 6 в следующего содержания:
6. Обстоятельства, удостоверенные с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) при совершении сделок на инвестиционных платформах, включенных в реестр операторов инвестиционных платформ или на посреднических цифровых платформах, включенных в реестр посреднических цифровых платформ не требуют доказывания, если подлинность документа, представленного платформой цифрового документа не опровергнута в порядке, установленном статьей 186 настоящего Кодекса.
В Арбитражно-процессуальный Кодекс Российской Федерации
Статья 69. Основания освобождения от доказывания
Дополнить статью 69 АПК РФ пунктом 6 в следующего содержания:
6. Обстоятельства, удостоверенные с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) при совершении сделок на инвестиционных платформах, включенных в реестр операторов инвестиционных платформ или на посреднических цифровых платформах, включенных в реестр посреднических цифровых платформ не требуют доказывания, если подлинность документа, представленного платформой цифрового документа не опровергнута в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса.
Список литературы:
1. Римское право: учебное пособие/ А. И. Бортенев, О. А. Сергачева, Е. Н. Коваленко; Волгоградский институт управления – филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС. – Волгоград: Издательство Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС, 2017. УДК 340(07) ББК 67.3(0)323я73
2. История римского праваПокровский И.А. Год издания: 2004 ISBN: 5-8354-0232-5 §64 стр. 64
3. Публично-правовая природа нотариальной деятельности в Российской ФедерацииА.С. Цветков Журнал Современное Право №10-2017 Стр.: 49-53 УДК 347.44:347.6
4. Официальное заявление Главного Управления МВД России по Ростовской области«О равнозначности информации в электронной форме и на бумажном носителе» от 21 Сентября 2018
5. Электронные click-wrap и browse-wrap соглашения: заключение, действительность и оспаривание
Законы Российской Федерации, Законы Китайской Народной Республики, международные законы и нормы:
6. UNCITRAL Model Law on Electronic Commerce (1996)
7. UNCITRAL Model Law on Electronic Signatures (2001)
8. Закон Китайской Народной Республики «Об электронной подписи»
(中华人民共和国电子签名法), от 28 августа 2004 года (ред. 2019 г.)
9. Regulation (EU) No 910/2014 on electronic identification and trust services (eIDAS)
10. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи»
11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов"
12. Положения Верховного народного судао нескольких вопросах, связанных с судебной деятельностью интернет-судов» (最高人民法院关于互联网法院审理案件若干问题的规定), введенное в действие 7 сентября 2018 года.
13. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»
14. Приказ Министерства юстиции РФ от 30 сентября 2020 г. N 227"Об утверждении требований к формату нотариально оформляемого документа в электронной форме"
15. Гражданский Кодекс Российской Федерации
16. Гражданско-процессуальный Кодекс Российской Федерации
17. Арбитражно-процессуальный Кодекс Российской Федерации
18. Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ»
19. Федеральный закон от 31.07.2025 года «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации»
20. Приказ Министерства юстиции РФ от 30 августа 2017 г. N 156«Об утверждении Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования»
21. Положение о единой информационной системе нотариата (с изменениями, утвержденными решениями Правления ФНП протокол №09/18 от 23 июля 2018 г.)