Сегодня ход А.Н. Островского
Вот и подходит к концу замечательный раут битвы двух титанов русской классики : А.Н. Островского и А.П. Чехова, проводимой в рамках марафона "Открой школьную Вселенную".
Заметила, что очень часто участники повторяют мысль : проблемы, поднимаемые Островским и Чеховым, будут актуальными ещё долго. Немножко печально и обидно за человечество, что за полтора века оно никак не усвоит уроки, преподанные этими классиками русской литературы, но зато к авторам испытываешь огромную благодарность – они в нас верили. Верили, что мы поймём их мысль, не повторим ошибок некоторых из их героев.
Современные режиссёры и актёры тоже верят, что вода камень точит. Они, не прощаясь с произведениями Островского и Чехова, тоже верят, что люди в конце концов станут мудрее, честнее, чище. Поэтому и сегодня наряду с современными спектаклями в театрах страны идут пьесы этих двух знаменитых авторов.
Искала иллюстрации к этой статье, а натыкалась на афиши спектакля с Ириной Муравьёвой и Сергеем Никоненко. Сначала подумала, что это одна и та же афиша… Ан нет! Города-то разные Ухта, Анапа, Пенза, Набережные Челны, Чита, Ростов-на- Дону…И везде аншлаг. Даже в Таганроге. Хотя в нашем театре Островский идёт часто. Значит темы, поднятые А.Н. Островским близки и понятны не только Замоскворечью XIX века, но и нашим современникам.
Судите сами. Вашему вниманию предлагается комедия А.Н. Островского, написанная в 1852 году.
"Не в свои сани не садись"
У купца Максима Федотыча Русакова дочь на выданье. А это, я вам скажу, головная боль родителям не только XIX века. Ну кого не волнует проблема выбора собственного ребёнка. А вдруг ошибётся, не рассмотрит в избраннике того, что огорчит её/его или того хуже - сломает жизнь.
Девку долго ли обмануть!.. Ветрогон какой-нибудь, прости господи, подвернется, подластится, ну, девка и полюбит; так ее и отдавать бестолку?.. Нет, это не порядок: пусть мне человек понравится. Я не за того отдам, кого она полюбит, а за того, кого я полюблю. Да, кого я полюблю, за того и отдам.
Да я год буду смотреть на человека, со всех сторон его огляжу. А то, как девке поверить?.. Что она видела? Кого она знает?.. А я… недаром шестьдесят лет на свете живу, видал-таки людей-то: меня на кривой-то не объедешь.
На первый взгляд – самодур, каких мы уже встречали в пьесах Островского. Но всё же, скорее, не самодур, а отец, горячо любящий свою дочь.
Дуня у меня одна… Одно утешение только и есть. Мне не надо ни знатного, ни богатого, а чтобы был добрый человек да любил Дунюшку, а мне бы любоваться на их житье… право, так. Я, значит, должен это дело сделать с разумом, потому как мне придется за нее богу отвечать.
Вот с такими установками купец : перед Богом за дочь отвечать, на кривой не объедешь…
А вот чуть было не объехал, не обскакал отставной кавалерист Виктор Аркадьич Вихорев отца самой красивой купеческой дочери небольшого российского городка Черёмухина.
Этот Вихарев – прохиндей ещё тот. Весь в долгах, как в шелках, имение родительское разорил, мужиков по свету пустил … Одно спасение теперь для него – выгодная женитьба. Вот и присмотрел Авдотью Максимовну. Она и собой хороша, и единственная дочь очень состоятельного купца, который за честь, по мнению отставного кавалериста, должен считать сватовство дворянина благородных кровей к купеческой дочке. Но Максим Федотыч не лыком шит, видал таких на своём веку. Раскусил намерения кавалериста.
А для Дуни Русаков присмотрел молодого предприимчивого купца, Ивана Петровича Бородкина, недавно лишившегося отца, живущего с матерью, заботящегося о ней и развивающего дело умершего отца. Да и для Дуни не чужого : выросли вместе, очень были дружны до появления этого благородного прощелыги. По сердцу молодой купец Максиму Федотычу, видит в нём как в сыне лучшие стороны. Ему нравится не только его предпринимательская хватка, но и человеческие качества почтительность к нему и другим пожилым купцам.
Это ты хорошо, Иванушка, делаешь, что к старшим за советом ходишь. Ум хорошо, а два лучше… Хоть ты парень и умный, а старика послушай… старик тебе худа не посоветует …
В общем решился Максим Федотыч – лучше Ивана Бородкина мужа для Дуни не найти
Что ж, Иванушка, я тебя обманывать не стану: ты мне нравишься, ты парень хороший; лучше тебя у нас в городе нет. Заходи ужотка, да скажи матери, чтоб побывала, я с ней поговорю.
Ясное же дело, о чём нужно поговорить родителям. Как на крыльях летит Иван на вечернюю встречу в дом Максима Федотыча, не зная ещё, что Дунечка уже заморочена Вихаревым, и никак не может решить : как ей быть? И Ваню жалко видеть, как он расстроен, и в Москву хочется, барыней стать .
Ваня, считает Дунечка, это детская привязанность, но у неё сердечко заходится от жалости к нему, когда он просит вспомнить , как им было хорошо раньше. Но картины, нарисованные Виктором Аркадьевичем очень заманчивы. А тут ещё тётушка все уши прожужжала: "Что тут выбирать : необразованный мужик – это тебе не благородный барин. Вот и карты говорят, что с благородным будет тебе счастье"
Да и Вихарев зря время не теряет : обещает отрез на платье жене хозяина постоялого двора, где он остановился, Анне Антоновне за то, что та устроит ему встречу с Авдотьей Максимовной. На встрече с купеческой дочерью ведёт себя как настоящий манипулятор : вначале пугает девушку своим отъездом, потому что, мол, знает, что её уже прочат другому. Потом, увидев какое впечатление на неё произвела эта новость, предлагает ей бежать, расписывая как они будут прощены любящим отцом после венчания.
К чести Дуни, она не хочет огорчать отца и просит Вихарева использовать последнюю возможность – попросить благословения у тятеньки. Вихарев соглашается попросить руки Дуни у отца. Но у Максима Федотыча и глаз намётан, и сердце вещун. Он прогоняет кавалериста, а тот уходя шепчет Дуне, что у него ничего не получилось. Дуня убеждает избранника дать ей возможность поговорить с тятенькой, сказать, что они любят друг друга и упросить его, позволить ей выйти замуж за Вихарева. Кавалерист соглашается, но просит Авдотью Максимовну сообщить ему, чем закончится её разговор с отцом.
Разговор закончился обмороком Дуни.
Её напугала не столько угроза отца оставить её без наследства, сколько сказанное отцом в сердцах, что может себя не считать его дочерью, если опозорит его старика на старость лет и ослушается его слова. "Не в свои сани не садись!"- напоминает Максим Федотыч пословицу своей неразумной дочери. Но пугается её обморока и решает про себя : "Пусть идёт за кого хочет, лишь бы жива и здорова была", - но Дуне пока не говорит об этом.
Дуня собирается сообщить своему избраннику итог разговора с отцом. Она просит совета у тётушки. Та находит предложение дворянина весьма романтичным и предлагает свою помощь в организации встречи. Но встреча заканчивается похищением.
На постоялом дворе, где "влюблённые" остановились для смены лошадей, Дуня сообщает Вихареву, что отец теперь, после её побега, не даст за ней приданного, но и она считает, как и отец, что не в деньгах счастье, а в любви и добром отношении друг к другу. И этот "страстно влюблённый" оскорбляет девушку, говорит ей, что без денег она ему не нужна и отправляет Дунюшку обратно.
Новость о похищении Дуни уже разнеслась по городку. Хотя она вернулась, сама, позор лёг на всю семью. Она не представляет, как ей жить теперь.
Максим Федотыч , как громовержец, бушует. Прогнал сестру, дочь грозится запереть в доме, Ивану отказывает выдать за него дочь, говорит, что тому нужна хорошая девушка, а не Дуня, опозорившая себя и семью . Но молодой купец любит Авдотью Максимовну, говорит отцу, что она дорога ему и никакие пересуды не станут причиной его отказа от своей любви.
История заканчивается миром : Максим Федотыч всех простил, потому что любит и дочь (пусть и непутёвую) и сестру-сводницу и своего мягкотелого будущего зятя.
И не только простил, но и решил собрать всю семью под одной крышей. Чтобы и молодые жили рядом и детки их будущие радовали и его старика, и матушку Ивана Петровича. Чтобы любовь и добрые отношения всегда пребывали с ними со всеми.
Вот такой не обычный для самодура финал
Н.А. Добролюбов о пьесе
Странно после такого финала читать критическую статью Добролюбова, где он называет поведение купца Русакова особым видом самодурства. К счастью, статья не была так широко обсуждаема, как статья после выхода "Грозы". А вот сама пьеса имела большой успех.
Вот что В. П. Боткин, сосед И. С. Тургенева по имениям и близкий друг Ивана Сергеевича писал известному уже литератору :
…действительно превосходная комедия. Я видел её три раза — и каждый раз не выходил из театра без слезы на глазах… Театр, — вот уже 9-ое представление — каждый раз полон, шумит, смеется, плачет, хлопает...(17 февраля 1853 года)
На мой взгляд, очень субъективный, самодуром купца Русакова не назовёшь. Он из тех, кто покричит, выпустит пар, а потом постарается вернуть мир в семью, которую строит по своим правилам, заставляя считаться с собой, но и семью свою любит безмерно.
А что вы думаете по поводу добролюбовской цитаты? И по поводу актуальности поднятой Островским темы?
PS Интернет хулиганит вовсю. Проверить качественно текст не имею возможности. Спинным мозгом чувствую, что ошибки есть. Буду благодарна, если укажите на них.