Найти в Дзене
Михаил Дьяков

Сквозное планирование для производственных организаций

Внедрение сквозного планирования часто напоминает сборку сложного механизма по неправильной инструкции. Компания закупает дорогое ПО, прописывает регламенты, но система не работает — планы постоянно срываются, склады забиты не теми товарами, а деньги заморожены в запасах. Корень этой проблемы часто лежит не в технологиях, а в отсутствии понимания своей производственной стратегии. Главная ошибка — непонимание производственной стратегии бизнеса и попытка применить единый подход к разнородному ассортименту. Прежде чем настраивать IT-систему, необходимо ответить на фундаментальный вопрос: как мы создаем ценность для клиента? Ответ на него определяет одну из четырех ключевых производственных стратегий: MTS, ATO, MTO или DBO. Каждая из них требует уникальной архитектуры планирования. Попытка скрестить их без четких правил ведет к хаосу. Подавляющее большинство компаний работают не в рамках одной чистой стратегии, а имеют портфель продуктов, требующих разных подходов. Хаос возникает, когда в
Оглавление

Внедрение сквозного планирования часто напоминает сборку сложного механизма по неправильной инструкции. Компания закупает дорогое ПО, прописывает регламенты, но система не работает — планы постоянно срываются, склады забиты не теми товарами, а деньги заморожены в запасах. Корень этой проблемы часто лежит не в технологиях, а в отсутствии понимания своей производственной стратегии. Главная ошибка — непонимание производственной стратегии бизнеса и попытка применить единый подход к разнородному ассортименту.

Прежде чем настраивать IT-систему, необходимо ответить на фундаментальный вопрос: как мы создаем ценность для клиента? Ответ на него определяет одну из четырех ключевых производственных стратегий: MTS, ATO, MTO или DBO. Каждая из них требует уникальной архитектуры планирования. Попытка скрестить их без четких правил ведет к хаосу.

Четыре производственные стратегии и их системы планирования

1. MTS (Make-to-Stock / Производство на склад)

  • Суть: Продукция производится заранее и поставляется клиентам со склада готовой продукции.
  • Критерий выбора: Стандартный продукт, массовый спрос, предсказуемый объем, короткие сроки поставки, которые являются ключевым фактором конкуренции.
  • Фокус системы планирования:
    Продажи:
    Высокоточное статистическое прогнозирование. Ключевые метрики - MAPE (точность прогноза) и уровень сервиса.
    Производство: Равномерная загрузка мощностей, оптимизация размера партии для минимизации издержек («толкающая» система).
    Запасы: Управление страховыми запасами готовой продукции, рассчитанными на основе прогноза и целевого уровня сервиса.
  • Риски неправильного применения: Затоваривание, устаревание продукции, замороженные денежные средства.

2. ATO (Assemble-to-Order / Сборка под заказ)

  • Суть: Основные компоненты и полуфабрикаты производятся на склад, а финальная сборка или конфигурация выполняется под конкретный заказ.
  • Критерий выбора: Широкая линейка продуктов на основе ограниченного числа унифицированных модулей (например, компьютеры, автомобили с разными опциями).
  • Фокус системы планирования:
    Продажи:
    Прогнозирование спроса на уровне компонентов, а не готовых моделей. Использование системы CTP (Capable-to-Promise) для обещания реалистичных сроков.
    Производство: План на сборку - «тянущий», от заказа. План на производство компонентов - «толкающий», на основе прогноза.
    Запасы: Критически важны запасы полуфабрикатов и комплектующих. Запасы готовой продукции минимальны.
  • Риски неправильного применения: Дисбаланс в запасах компонентов (нехватка популярных и излишки невостребованных).

3. MTO (Make-to-Order / Производство под заказ)

  • Суть: Производство запускается только после получения подтвержденного заказа клиента.
  • Критерий выбора: Продукция изготавливается по спецификациям клиента, требует уникальных материалов или процессов.
  • Фокус системы планирования:
    Продажи:
    Не прогноз, а портфель заказов. Ключевой процесс - ATP (Available-to-Promise) и CTP для проверки доступности мощностей и материалов.
    Производство: Полностью «тянущая» система. План строится от графика отгрузки заказов, учитывая производственный и закупочный циклы.
    Запасы: Отсутствие запасов готовой продукции. Запасы сырья - только общезаводские или под долгосрочные контракты.
  • Риски неправильного применения: Длительные сроки поставки, сложность планирования загрузки мощностей, риски срывов из-за уникальных комплектующих.

4. DBO (Designed-by-Order / Проектирование под заказ)

  • Суть: Не только производство, но и проектирование, инжиниринг продукта выполняются под нужды конкретного клиента.
  • Критерий выбора: Уникальное, сложное оборудование, строительные объекты, высокотехнологичные решения.
  • Фокус системы планирования:
    Продажи:
    Управление проектами, а не заказами. Ключевой процесс - расчет сроков и ресурсов на этапе подготовки коммерческого предложения.
    Производство: Планирование на основе метода критического пути (CPM), учет не только производственных, но и проектных, и пуско-наладочных работ.
    Запасы: Запасы создаются под конкретный проект. Высокие риски формирования неликвидов.
  • Риски неправильного применения: Срыв сроков проекта, превышение бюджета, технические ошибки на стадии проектирования.

Главная проблема: стратегическая путаница в ассортименте

Подавляющее большинство компаний работают не в рамках одной чистой стратегии, а имеют портфель продуктов, требующих разных подходов. Хаос возникает, когда вся эта разнородная масса пытается быть пропущенной через единую, унифицированную систему планирования.

Типичный пример:
Компания производит:

  1. Массовые болты (MTS): Требуют прогноза и запасов.
  2. Металлоконструкции по каталогу (ATO): Требуют запаса полуфабрикатов и гибкой сборки.
  3. Специальные крепления по чертежу клиента (MTO): Требуют индивидуального закупа и планирования в заказы.
  4. Промышленные линии (DBO): Требуют управления как проект.

Когда все это планируется в одной Excel-таблице или ERP-системе по одним и тем же правилам, результат предсказуем: по болтам - излишки, по металлоконструкциям - постоянная нехватка нужных профилей, а проекты срываются из-за того, что ключевые мощности заняты штамповкой массовых болтов.

Решение: сегментация ассортимента и гибридная модель планирования

  1. Проведите ABC-XYZ анализ и стратегическую сегментацию. Разделите весь ассортимент на группы по принципу: «Что является драйвером для запуска производства?»
    Готовность на складе (MTS)?
    Получение заказа на сборку (ATO)?
    Получение заказа на изготовление (MTO)?
    Получение проектного контракта (DBO)?
  2. Постройте гибридную систему планирования. Не пытайтесь найти один универсальный инструмент. Настройте в своей ERP-системе или используйте разные инструменты для разных сегментов:
    Для
    MTS-сегмента используйте модуль DRP (Distribution Requirements Planning).
    Для
    ATO и MTO используйте модуль MRP (Material Requirements Planning) с привязкой к заказам.
    Для
    DBO используйте модуль управления проектами (Project Management) с планированием по критическому пути.
  3. Разделите и физические мощности, насколько это возможно. Определите, какое оборудование может быть гибким (для MTO/ATO), а какое должно работать в режиме конвейера (для MTS).

Заключение:

Сквозное планирование - это не единая железная дорога для всех грузов, а сложная транспортная развязка с разными маршрутами для скоростных поездов (MTS), грузовиков (ATO), спецтранспорта (MTO) и строительных колонн (DBO). Успех заключается в правильной классификации вашего «подвижного состава» и построении для каждого типа своего, оптимального пути от заявки до конечного клиента. Начните с анализа своей стратегии и ассортимента — и только потом выбирайте и настраивайте инструменты планирования. Успехов!