7
Собираясь в очередное путешествие, в новую для нас страну - Непал, в качестве перевозчика мы выбрали бюджетную авиакомпанию Air Arabia.
Авиакомпания Air Arabia (PJSC), чьи акции котируются на Дубайском финансовом рынке, по праву занимает лидирующие позиции среди бюджетных авиаперевозчиков Ближнего Востока и Северной Африки. Основанная в октябре 2003 года, компания активно развивается, управляя парком самолетов и осуществляя полеты почти по семи десяткам направлений. География полетов охватывает три базовых аэропорта в ОАЭ, Марокко и Египте, что подчеркивает ее значимость в регионе.
Air Arabia позиционирует себя как арабская бюджетная авиакомпания со штаб-квартирой в Шардже. Деятельность компании сосредоточена на пассажирских перевозках из аэропортов Шарджи и Александрии, а также из четырех аэропортов в Марокко. Маршрутная сеть простирается на страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Европы и СНГ, демонстрируя широкие возможности для путешествий.
В своей маркетинговой стратегии Air Arabia активно использует термин «лоукостер», подразумевая предложение базовых, дешевых авиабилетов с отдельной оплатой за дополнительные услуги, такие как багаж, питание и выбор места. Такая модель ценообразования характерна для классических лоукостеров и привлекает многих пассажиров, ищущих экономичные варианты перелетов.
Однако, для российских пассажиров реальность может отличаться от заявленного «лоукост» - статуса. Нередко российские путешественники сталкиваются с тем, что цены на билеты Air Arabia, особенно при покупке через посредников, оказываются выше, чем можно было бы ожидать от бюджетного перевозчика. Комиссии посредников могут значительно увеличивать итоговую стоимость, нивелируя заявленную доступность.
Однако, следует отметить, что сайт Air Arabia дает россиянам возможность забронировать билеты и оплатить их российской рублевой картой «Мир»! Чем, мы собственно, и воспользовались при покупке билетов этой авиакомпании. При этом никакой комиссии не платили. Но, правда, оплата там идет через некую «прокладку». Либо ещё можно обратиться в колл-центр компании по телефону или e-mail, попросить забронировать нужные билеты и прислать ссылку на оплату.
Но всё же, несмотря на привлекательный образ «лоукостера», Air Arabia не всегда предлагает самые низкие цены для российского рынка. Пассажирам, особенно из России, следует внимательно изучать предложения, сравнивать цены и учитывать возможные дополнительные расходы.
Теперь рассказываю подробно, что собственно приключилось с нами и как нас Эйр Арабия, можно сказать, «кинула».
Итак, ещё в апреле этого (2025) года мы купили билеты по маршруту Москва-Катманду, с пересадкой в Шардже. Перелет был спланирован на ноябрь. Билеты на двоих нам обошлись в 5445,58 дирхам (AED) или 123886,73 рубля. За эти деньги был включён багаж в 23 кг, ручная кладь 10 кг, и выбрано питание на борту на всех сегментах перелета. Стыковки были довольно длительные. По пути из Москвы – Катманду, остановка в Шардже была 8 часов, а обратно – почти 22 часа. Но длительная стыковка на обратном пути была выбрана осознанно – хотелось ещё немного погулять по Дубаю.
Рейс «туда» прошел благополучно. Вылетели из Домодедово во время, кормили, так, как и был заказано. Лететь, скучновато - самолет не оснащен системой бортового развлечения с экраном во впередистоящем кресле. Но оно и понятно: лоукостер же.
Да и ночной перелет, тут поспать желательно. В Шардже тоже всё прошло хорошо. Пользуясь тем, что у нас 8 часов между рейсами, мы вышли в город (благо виза россиянам в ОАЭ не нужна), успели съездить на пляж, поплавать в теплой-теплой водичке Персидского залива пару часиков, перекусить в кафешке и вернуться в аэропорт.
До столицы Непала – Катманду также долетели без приключений. Так что на тот момент мы сервисом Air Arabia оставались довольны.
Но вот с обратным рейсом все пошло не так замечательно. Для начала отмечу, что ещё за пару месяцев до вылета из России, пришло оповещение по СМС и на e-mail, что вылет из Катманду переноситься на 2 часа раньше. Если изначально вылет планировался на 9.50, то стал в 7.50. Но в целом для нас это было не критично, может даже и лучше, ибо добавились 2 часа прогулки по Дубаю. Конечно и вставать пришлось теперь очень рано, но это переживаемо. Через пару недель вылет ещё раз изменили: с 7.50 на 7.40. Но это уже роли никакой не играло – 10 минут в целом, это ни о чём.
Гром грянул вечером, накануне вылета. Примерно в 19.30, т.е. за 12 часов до вылета получаю СМС от Air Arabia: «Your flight G9537 KTM/SHJ has been cancelled».
То есть Air Arabia накануне вечером, нам просто взяла и отменила рейс из Катманду. Вначале я не очень врубился, как это «cancelled»? Ведь мы даже уже электронную регистрацию на рейс прошли. Решил, может я чего не понял? Может просто закончилось время прохождения регистрации? Мозг явно отказывался принять шокирующую информация, что рейс отменен. Как так, отменен-то? Такое разве бывает? Ну отложен, по непогоде или техническим причинам – это понятно. Но вообще отменен? Ааа… а как же мы будем выбираться?
Вскоре, просмотрев электронную почту, увидел, что подобное «письмо счастья» пришло и сюда. Привожу сразу с переводом на русский (оригинальный тест на английском).
Уважаемый клиент!
Сообщаем вам, что ваш рейс G9537 из Катманду в Шарджу по номеру бронирования 62ХХХХХХХ отменён.
Чтобы помочь вам с организацией поездки, мы предлагаем следующие варианты:
- Перебронируйте билет на любой доступный рейс по аналогичному маршруту в течение ±5 дней с даты первоначальной поездки без дополнительной платы.
- Отмените билет и получите кредитный ваучер на сумму, уплаченную за соответствующий рейс, действительный для будущих поездок в течение 1 года с даты первоначальной оплаты.
- Если вы хотите воспользоваться любым из этих вариантов, свяжитесь с нами по адресу www.airarabia.com/contact-us.
Благодарим за понимание. Будем рады приветствовать вас на борту.
Понимания у нас не наступило. Что делать дальше, в общем-то то тоже. При этом сайт Air Arabia висел и не хотел открываться…
Решили все же с утра ехать в аэропорт и там решать ситуацию на месте.
Уснуть долго не получалось. Полез читать профильные форумы, что делать в подобных случаях. Кое-как уснул, но спал не долго - встали уже в 3.50 утра. В 4.10 спустилась в лобби отеля, здесь нам подали чай и тосты с джемом, типа завтрак. В 4.30 пришло такси (причем заплатили за него на ресепшен в отеле 1000 рупий( ≈7$).
По пустому городу таксист довез до аэропорта за 15 минут.
На вход в здание аэровокзала уже стояла довольно большая очередь (не зря пишут, что в аэропорт Катманду стоит приезжать за 3 часа до вылета). Очередь следовала ко входу мимо табло и информацией о рейсах, на котором значилось… что наш рейс будет в 7.40, по расписанию! Стойки регистрации А11-А12-А13. Фуххх, выдохнули.
Но, чуда не произошло. У стойки регистрации девушки сказали, что рейс таки отменен. Подождите представителя авиакомпании, он должен подойти минут через 10.
Представитель а/к действительно скоро появился, сказал что в Шардже туман, рейс оттуда не смог вылететь, вот а/к и отменила перелет. Всё, брифинг окончен, можете быть свободны... Я и ещё пара русских девушек, таких же как мы туристов-горников, пристали к нему, что же нам всё таки делать. Представитель а/к сказал ехать в офис, расположенный в центре города, к 10 часам, и там менять дату вылета. В аэропорту они ничего сделать не могут. А в офисе нем должны найти варианты замены рейса, абсолютно бесплатно. Ну и ещё показал нам на карте, где найти офис AirArabia.
Делать нечего, вызвали такси через приложение InDrive, и поехали обратно в город. Вначале подъехали к офису авиакомпании, нашли его точное местоположение, а после вернулись в отель. Благо наши номера ещё не убирали и нам без проблем выдали ключи. Поспали до 8 утра, немного отдохнули. Потом попили чаю, и в 8.30 вышли из отеля. До офиса дошли пешком, благо там было не очень далеко - менее полутора километров. В 8.45 были у офиса ЭйрАрабия, а там уже собиралась толпа.
Понять, кто за кем стоит было сложно. Один из местных, говоривший на английском, сказал, что очереди как таковой нет. Через некоторое время пришли и те девушки, которых мы видели в аэропорту. Открыли офис в 9.40 и вся толпа ввалилась внутрь. Супруга осталась с рюкзаками снаружи, а я стал прорываться к операторам.
Работать начали в 10 часов, как и было нам сказано в аэропорту. Операторов там было 4, плюс отдельно сидящий мужчина, типа начальник. Но только две девушки из 4х могли что-то искать в системе и менять билеты. Что делали остальные, я так толком и не понял.
В результате мы проторчали несколько часов в офисе, но поменять билеты не вышло. Да, были рейсы на сегодня (21.11) и завтра (22.11) до Шарджи. Но все места в них были заняты. Предлагали поменять билеты только на 26 (!) число, с прилетом в Москву 27го. А нам всем 24го ноября уже обязательно надо быть на работе.
У нас вылет из Шарджу в Москву был на 8.45 утра 22.11. Практически в течении дня 21 ноября мы могли бы добраться до Шарджи, Дубая, или Абу-Даби другой авиакомпаниений. А от аэропортов Дубая или Абу-Даби до Шарджи уже можно было бы и по земле переехать, там недалеко. Но, нам сказали, что так как у нас билет единый, то раз пропадает первый сегмент, то и второй пропадает тоже. Такие образом сохранить существующий билет из Шарджу до Москвы тоже не получалось.
Девушка-оператор, очень старалась «поймать» для нас свободные места, но так и не смогла ничего найти на 22 -23 число. Сказала, что мы можем либо бесплатно перенести наш вылет на 26 число, либо отказаться от перелета и получить компенсацию. Но!!! Компенсация будет на «живыми деньгами», которые вернуться на карту, с которой совершали покупку, а виде ваучера на покупку новых билетов. На официальном сайте AirArabia, так и сказано: «У Air Arabia нет политики возврата денежных средств. Вместо этого сумма, оплаченная за билет, будет сохранена в виде кредитного ваучера Air Arabia после вычета штрафа за отмену бронирования и всех других применимых сборов. Пассажир может использовать эту сумму на дальнейшие перелеты».
При этом, ваучер действует лишь один год. Однако, как я узнал чуть позже на форуме Винского, отсчет года начинается с … момента покупки билетов! А так как мы покупали их в апреле 2025 года, то и ваучер на покупку действовать будет лишь до апреля 2026. Правда билеты главное купить в это время, а вылетать можно хоть в 2027 году. Но все равно, этот вариант с ваучерами нам не очень-то нравился. А что делать?
Так как вариант вылета 26 ноября нас категорически не устраивал, то, стали искать варианты как нам выбраться из Катманду в ближайшее время. Поиск на Авиасейлз показал билеты до Москвы на сегодня-завтра примерно по 110000 рублей с человека! Чуть дешевле были варианты перелета через Дели, но у нас не было индийской визы. Хотя мне и попадалась информация , что транзит до 24 часов без выхода из аэропорта в Дели возможен и без индийской визы, но 100% уверенности в этом не было, а рисковать не хотелось.
Неожиданно мне пришла в голову мысль посмотреть перелет не в Москву, а в Екатеринбург. И такой рейс действительно нашелся на 22 и 24 число. Авиакомпания FlyDubay предложила перелет по маршруту Катманду – Дубай – Екатеринбург на завтра (22 ноября) за 50950 рублей (с багажом 23 кг).
Стыковка в Дубае – 4 часа. А из Екатеринбурга нашлись билеты до Петербурга на самолет авиакомпании «Якутия» за 8000 рублей с багажом. Эти билеты мы быстренько и купили. Что ж, для нас это был лучший и наиболее дешевый вариант. Плюс мы ещё вернули деньги на поезд от Москвы до нашего Петербурга.
До Питера мы добрались уже без приключений. Все рейсы вылетали во время.
А в Дубае и Екатеринбурге мы ещё воспользовались проходом в бизнес-зал по картам от банка Тинькофф и отдохнули там во время пересадок.
Хотя общий путь у нас вышел 27 часов, утомительно конечно.
Уже вернувшись домой, 24 ноября я дозвонился до колл-центра AirArabia в Москве. Правда это было не очень просто, дозвониться удалось лишь с 4й попытки: вначале играет музыка и робот сообщает, что все операторы заняты, а через 10 минут ожидания звонок просто сбрасывается и приходится начинать всё заново. Так вот, когда я все же дозвонился и назвал оператору номер нашего бронирования, девушка сообщила мне, что ещё 21 ноября, нам произведен возврат денежных средств!!! Именно вернули деньги на карту, а не баллы на ваучер. Оператор колл-центра сказала мне, что деньги могут идти от 2 до 14 дней, все зависит от банка. И действительно, вечером 26 ноября 56905 рублей вернулись на карту. Так что хотя бы тут, AirArabia выполнила свои обязательства и несколько реабилитировалась в наших глазах.
Кстати, ещё можно общаться с представителями компании через WhatsApp. Телефон поддержки компании - для общения в WhatsApp: +971 600 508001 (язык общения – английский). Но там вначале отвечает бот. Чтобы попасть на живого человека - выбирайте в боте вначале позицию 7, а затем 3.
Но как бы то ни было, возврат у нас составит порядка 57 тысяч рублей, а на двоих при экстренной покупке билетов из Катманду до Санкт-Петербурга мы потратили 117900 рублей. Т.е. нам с супругой пришлось переплатить порядка 61 000 рублей из-за внезапной отмены рейса авиакомпанией AirArabia. Так что на деньги мы таки попали, и по вине авиакомпании.
Так что порой, чтобы воспользоваться преимуществами низких тарифов, приходится идти на компромиссы, стоимость которых может оказаться неожиданно высокой. Это означает, что, несмотря на красивое позиционирование, Air Arabia может потребовать от российских пассажиров определенных, так сказать, уступок, которые могут существенно повлиять на итоговый бюджет путешествия.
- Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
- Буду рад всем посетителям!