Найти в Дзене
Чёрный редактор

"Обнулили заслуги". Борис Гитин после 80 ролей торговал на рынке лампочками и копил на похороны: История забытого советского артиста

В советском кино были лица, которые запоминались с первого раза, даже если их герой появлялся в кадре всего на пару минут. Таким был Борис Гитин. Не звезда первой величины, не секс-символ, но актер, чье присутствие на экране всегда было заметным, теплым, живым. Он сыграл больше 80 ролей, но в титрах его имя часто терялось. А в 90-е его и вовсе забыли. Лично у автора его судьба вызывает не столько ностальгию, сколько горькое уважение. Это история не о взлетах и падениях, а о тихом, ежедневном подвиге обычного человека, который всю жизнь делал то, что должно. Ради больного отца, ради матери, ради жены и детей. А ради себя — уже по остаточному принципу. Помните того самого дежурного по Суворовскому училищу в легендарных «Офицерах»? Или ревнивого соседа в комедии «Женатый холостяк»? А может, Вавилу из сказки «Финист — Ясный сокол»? Вспомним же его путь. Путь, который закончился не овациями, а работой швейцаром в «Метрополе» и копилкой на собственные похороны. Борис Петрович Гитин родился
Оглавление

В советском кино были лица, которые запоминались с первого раза, даже если их герой появлялся в кадре всего на пару минут. Таким был Борис Гитин. Не звезда первой величины, не секс-символ, но актер, чье присутствие на экране всегда было заметным, теплым, живым. Он сыграл больше 80 ролей, но в титрах его имя часто терялось. А в 90-е его и вовсе забыли.

Лично у автора его судьба вызывает не столько ностальгию, сколько горькое уважение. Это история не о взлетах и падениях, а о тихом, ежедневном подвиге обычного человека, который всю жизнь делал то, что должно. Ради больного отца, ради матери, ради жены и детей. А ради себя — уже по остаточному принципу.

Помните того самого дежурного по Суворовскому училищу в легендарных «Офицерах»? Или ревнивого соседа в комедии «Женатый холостяк»? А может, Вавилу из сказки «Финист — Ясный сокол»? Вспомним же его путь. Путь, который закончился не овациями, а работой швейцаром в «Метрополе» и копилкой на собственные похороны.

Детство, которого не было: Завод вместо мечты

Борис Петрович Гитин родился 20 января 1937 года в Москве. Его детство пришлось на суровые военные годы. Когда началась война, ему было всего четыре. Отец, Петр Иванович, ушел на фронт и вернулся оттуда инвалидом, с множеством ранений, едва мог двигаться. Маленький Борис вместе с мамой выхаживал его, но через год отец скончался. Это было первое серьезное испытание в его жизни.

-2

Мама, работавшая медсестрой в поликлинике, осталась одна с сыном. Она тяжело переживала уход мужа, и на хрупкие плечи Бориса легла часть взрослой ответственности. Мальчик ходил в школу, а после уроков бежал на работу — убирал мусор вокруг местных магазинов. Этой копеечной зарплаты хватало, чтобы с мамой не голодать.

Еще до всех этих трагедий он, как и многие мальчишки, занимался в театральном кружке при Доме культуры завода «Серп и Молот». Ему нравилось лицедейство, он горел сценой. Но о какой мечте могла идти речь, когда нужно было просто выживать?

После шестого класса он сделал осознанный, не по-детски взрослый выбор. Вместо того чтобы идти в обычную школу, он поступил в ремесленное училище. Он выбрал профессию фрезеровщика и сразу пошел работать на автозавод имени Лихачева. Мечту о театре он похоронил глубоко внутри. Соседи ставили его в пример своим детям — вот, мол, какой парень, настоящий кормилец. И ему, скромному от природы, было приятно слышать, что его считают хорошим человеком. Это была его первая и, наверное, главная награда.

Воскрешение мечты: Как слесарь Мосгаза стал студентом Щукинского училища

Последующие десять лет его жизнь была тяжелым, но честным трудом. Он работал на износ, совмещал профессии: был и фрезеровщиком, и водителем, и слесарем, и даже молотобойцем. Он никогда не жаловался и не искал легких путей.

-3

Но судьба все же дала ему шанс. В 1961 году он устроился рабочим сцены в театр имени Вахтангова. И вот тут, находясь за кулисами, вдыхая запах кулис и грима, он снова почувствовал то, что так старательно забывал. Его детская мечта ожила.

В тот же год он, уже взрослый мужчина, получил аттестат в Школе рабочей молодежи и, преодолевая сомнения, подал документы на вечернее отделение Щукинского училища. Его приняли на курс Марьи Рубеновны Тер-Захаровой. К сожалению, его мама до этого момента не дожила. Она умерла, так и не увидев сына-артиста.

-4

Теперь его жизнь превратилась в бесконечную гонку. Днем он работал слесарем в Мосгазе, а вечерами пропадал на занятиях. Лишь на выпускном курсе ему пришлось сделать окончательный выбор. И он выбрал учебу. В 1966 году он получил диплом и по распределению попал в Центральный детский театр.

Его мечта, отложенная на полтора десятилетия, наконец сбылась.

Театр, кино и 80 ролей в тени: «Яркие пятна» советского кинематографа

В ЦДТ он прослужил два года, сыграв несколько заметных ролей. Зрители могли видеть его в образах лётчика Петрова в «Приключениях жёлтого чемоданчика» и Диркса в «Хижине дяди Тома». Но его все сильнее манил кинематограф.

Еще во время учебы, в 1963 году, состоялся его кинодебют — крошечная роль солдата в военной драме «Пядь земли». Затем были эпизоды в фильмах «Время, вперед!» и «Три времени года».

-5

В 1968 году он принял судьбоносное решение — ушел из театра и перешел в Театр киноактёра при киностудии имени Горького. Так началась его настоящая жизнь в кино.

Он снимался очень много, но, как это часто бывает, почти всегда оставался «в тени». Ему доверяли роли второго, а то и третьего плана. Но он умел сделать их запоминающимися, вкладывая в каждого героя частичку себя.

Вот лишь некоторые из его работ, которые зритель помнит до сих пор:

  • «Офицеры» (1971) — дежурный по суворовскому училищу. Всего несколько секунд в кадре, но какая точность и узнаваемость!
  • «Юнга Северного флота» (1973) — главный старшина Котелевский.
  • «Финист — Ясный сокол» (1975) — Вавила, наблюдатель в сказочном царстве.
  • «По секрету всему свету» (1976) — дядя Саша, добрый и немного чудаковатый сосед.
  • «Женатый холостяк» (1983) — ревнивый сосед, которому постоянно кажется, что к его жене ходят любовники. Эта комедийная роль была одной из самых ярких.

Режиссер Владимир Роговой часто приглашал его в свои проекты, доверяя ему надежных, основательных персонажей, как солдата Павла Фомина в драме «Годен к нестроевой».

-6

Он никогда не гнался за славой. Его задачей было работать, чтобы обеспечивать семью. А семья к тому времени у него уже была.

Любовь в первом ряду: Воспитательница Анна и счастливый брак длиною в жизнь

Со своей будущей женой Анной он познакомился, еще играя в Центральном детском театре. Выйдя на сцену, он сразу заметил в первом ряду симпатичную девушку, которая внимательно смотрела спектакль. После окончания постановки он быстро переоделся и выскочил на улицу, надеясь ее догнать.

-7

Он успел. Анна работала воспитательницей в детском саду и как раз строила своих подопечных в пары, чтобы вести их обратно. Борис вызвался помочь и проводил всю группу. С этого дня он стал частым гостем в садике. Он приносил детям сладости, веселил их, а заодно ухаживал за Анной.

Девушка, глядя на то, как он легко находит общий язык с малышами, поняла: этот мужчина будет прекрасным отцом. Он был внимательным, порядочным и надежным. Они встречались около полутора лет, после чего Анна переехала в его скромную квартиру, и они расписались.

-8

Вскоре у них родились сыновья-близнецы. Для молодых родителей это «двойное счастье» стало и большой радостью, и новой серьезной нагрузкой. Но Борис успокоил жену: «Прорвемся. Голодать не будем».

Он сдержал слово. Он снимался еще больше, практически без отдыха, переходя со съемок на съемки. Все заработанные деньги он честно отдавал жене. Они жили очень скромно. Анна позже вспоминала, что сначала всегда покупала самое необходимое детям, а уж потом — им с мужем. Главным же в их доме была не материальная обстановка, а удивительная атмосфера тепла и взаимопонимания. В их семье никогда не кричали и не скандалили.

Лихие 90-е: Лампочки на рынке и чаевые на похороны

С наступлением 1990-х все рухнуло. Отечественный кинематограф впал в кому. Герои Гитина — простые, душевные, интеллигентные люди — стали никому не нужны. На экраны хлынули боевики и низкопробные комедии. В 1994 году он сыграл свою последнюю, эпизодическую роль свекра в мелодраме «Любовь французская и русская». После этого предложений не было.

-9

Но сидеть сложа руки он не мог и не умел. Нужно было кормить семью. И Борис Петрович, заслуженный артист с 80 ролями в кино, пошел на рынок торговать лампочками.

Он выходил на работу в любую погоду — и в трескучий мороз, и в проливной дождь. Некоторые узнавали его и отпускали колкости: «Как докатился?» Он не обращал внимания. Его задача была — заботиться о близких, а на унижения он готов был закрыть глаза.

Работа в таких условиях подорвала его здоровье. Начались серьезные проблемы с почками и легкими. Но он отказывался ложиться в больницу, ведь это означало пропустить рабочий день и остаться без заработка. Жена умоляла его заняться лечением, но он не мог допустить, чтобы все финансовые тяготы легли на ее плечи.

Случайная встреча сдавним поклонником спасла его. Тот, увидев, в каком состоянии находится актер, помог ему устроиться в хорошую клинику и, что важнее, нашел ему новую работу — швейцаром в фешенебельной гостинице «Метрополь».

-10

Теперь он стоял у дверей роскошного отеля в ливрее. Зарплату он, как всегда, полностью отдавал жене. А вот чаевые, которые ему иногда давали гости, он начал откладывать в отдельную копилку. На вопрос «зачем?» он честно отвечал: «На собственные похороны». Он не хотел, чтобы после его ухода семья брала кредиты или влезала в долги, чтобы его похоронить.

Пенсию ему назначили мизерную, так как в расчет не брали его многочисленные съемки по договорам — не хватало официальных справок. Так он и работал швейцаром до тех пор, пока хватало сил.

Забвение и уход: «Его приняли за бомжа и не лечили»

В последние годы он вел замкнутый образ жизни. Он практически ни с кем не общался из бывших коллег, отказывался от интервью и от любых публичных мероприятий. Даже на свой 70-летний юбилей он не позволил киностудии имени Горького устроить ему торжественный вечер. Он сказал, что больше не публичный человек и возвращаться в медийное пространство не хочет.

-11

Его здоровье неуклонно ухудшалось. По некоторым данным, у него обнаружили онкологическое заболевание. По словам его супруги, в больнице, куда он попал, к нему относились ужасно — грубили, хамили, отбирали личные вещи. Его, исхудавшего и слабого, там, по сути, приняли за бомжа и не оказывали должного лечения. Бороться у него уже не оставалось сил.

Борис Петрович Гитин скончался 14 апреля 2011 года на 75-м году жизни. Его похоронили на Николо-Архангельском кладбище в Москве. Деньги, которые он так бережно копил, вероятно, пригодились.

-12

Его сыновья не пошли по стопам отца. Один стал учителем, другой — врачом. Они выросли хорошими людьми, ради которых он и жил.

Борис Гитин — это не трагическая история неудачника. Это история достоинства. Он до самого конца, даже торгуя лампочками и открывая двери «Метрополя», оставался настоящим артистом и, что важнее, настоящим человеком. Таким, какими были его лучшие герои — порядочным, скромным и безмерно ответственным. Таким, о которых сегодня, к сожалению, снимают кино все реже и реже.