Иногда будущее прячется в мелочах. Курьерский дрон садится у аптеки без лишних кругов, самолет уходит на второй круг, а связиста на буровой вообще не интересует, через что у него летят данные — через спутник, стратосферный планер или наземную сеть. Все это и есть «Бесшовное цифровое небо», в котором все работает как одна система, а не как набор несовместимых «кружков» по интересам.
Звучит, конечно, космически, но эксперты по всему миру решают приземленный вопрос: «Как связать миллионы аппаратов так, чтобы они не падали, не глохла связь и не буксовали правила?». Подробнее о концепции — в статье.
Что такое бесшовное цифровое небо
Когда говорят «Бесшовное цифровое небо», многие представляют себе очередную умную формулировку из презентации. На самом деле идея удивительно простая — ученые, политики и специалисты пытаются привести в порядок то пространство, в котором уже давно наступила новая жизнь.
В воздухе теперь не только самолеты, но и:
- Беспилотники всех типов — от квадрокоптеров до тяжелых аппаратов. У них растут задачи (мониторинг инфраструктуры, доставка лекарств, поиск людей, сельское хозяйство и картография), но у каждого свои правила и ограничения.
- Низкоорбитальные спутники и космическая инфраструктура — это резерв связи, маршруты для автономной навигации, телеметрия и обмен данными в реальном времени. Они позволяют держать связь там, где сотовые сети заканчиваются, а волокно никто не протянет.
- Стратосферные платформы. Это долгоживущие аппараты на высоте 20–30 км, которые могут неделями держаться в небе, создавая устойчивую «прослойку» связи и правильный прогноз погоды.
И весь этот огромный «многоэтажный дом» неба пока живет как коммуналка без старшего по подъезду. У каждого свои правила, разрешения, частоты и маршруты. Любому понятно, что они влияют друг на друга и борются за место в орбитальной очереди.
Вот ради того, чтобы из этой коммуналки наконец получилась нормальная инфраструктура, и придумана концепция «Бесшовное цифровое небо». Ее смысл в том, чтобы воздух, стратосфера и ближний космос наконец начали работать как единая система.
Все это звучит технично, но в реальности это про другое — про предсказуемость. Когда дроны перестают зависеть от капризов связи, а спутники перестают мешать друг другу. И да, чтобы все это работало, нужны не только регламенты, но и искусственный интеллект, потому что человек физически не способен одновременно мониторить и разруливать движения сотен тысяч аппаратов.
Причины появления концепции
Происходит тихая, но очень серьезная перестройка правил. Отдельные страны стремятся к пересмотру регулирования использования космического пространства на основе создания прецедентного права (например, «Соглашения Артемиды», инициированные США и еще семью странами и др.).
При этом орбита — ресурс ограниченный. Там уже больше двадцати тысяч объектов, среди которых рабочие аппараты, отработанные спутники, фрагменты ракет и обломки старых миссий. Новых слотов крайне мало, а универсального и прозрачного механизма их распределения нет. Этим пользуются крупные корпорации, которые заходят через юрисдикции небольших стран и подают заявки на сотни тысяч спутников сразу, закрепляя за собой «исторические» позиции. Руанда, например, подала в МСЭ 327 тысяч заявок, а Тонга — пакет, за которым стояла SpaceX.
Все это накладывается на еще одну проблему — спутники стали частью критической инфраструктуры. Если отношения между технологическими блоками ухудшатся, первыми под угрозой окажутся именно низкие орбиты, поэтому тема резервирования каналов управления становится жизненно важной.
«В целом необходимо быстрее внедрять принципиально новые механизмы управления и координации полетов всех типов воздушных судов – от небольшого коптера до дальнемагистральных самолетов и космических аппаратов».
Президент РФ В.В. Путин 28 января 2025 года в научно-производственном центре беспилотных авиационных систем «Самара» (Тольятти)
Как в России регулируют работу дронов и спутников
Россия в этой ситуации выстраивает собственный подход. Идет разработка платформы технологий с горизонтом до 2050 года, формируются профильные стандарты, прорабатывается архитектура неба XXI века — та, в которой воздух и ближний космос рассматриваются не как отдельные домены, а как единое пространство управления.
Проработано и целевое состояние выполнение концепции к 2050 году:
- Будет разработана архитектура, в которой аппараты в небе и ближнем космосе управляются в реальном времени. Например, выполняют навигацию, передают данные и получают команды управления.
- Дроны свяжут между собой и с низкоорбитальными аппаратами, образуя единую критически важную информационную инфраструктуру.
- Автономность дронов на основе ИИ достигнут за счет новых технологий, в том числе возможностей спутниковой связи, бортовых вычислений и энергоэффективности.
- Сквозное регулирование воздушного и ближнего космического пространства выстроят на общей модели управления полетами — от поверхности Земли до стратосферы и орбит — без ведомственных разрывов.
- Экономическая модель применения дронов будет опираться на показатели работы бортового ИИ, настроенного под конкретные задачи и сценарии социально-экономического развития.
- Любые аппараты разрешат использовать и в гражданских, и в специальных целях — это будет предусмотрено при проектировании технических систем.
- Реализуют защиту от противоправного применения дронов основана на технологиях контроля неба: эшелонированных системах, объединяющих наземные и космические средства мониторинга и реагирования.
- Навигация в небе, включая суборбитальные высоты, заработает по единым принципам сквозного сопровождения дронов с использованием наземной и космической инфраструктуры.
Единый приоритет по концепции — автономность дрона. Развитие ближнего космоса, включая спутниковую связь и космический интернет, должно привести к росту автономности дронов.
Как отметил Д.Н. Песков, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития, генеральный директор АНО «Платформа НТИ»: «Бесшовное цифровое небо включает в себя цифровую землю и цифровую воду — связывает наземное и водное пространство между собой».
Что нужно для реализации концепции
Сегодня воздух и ближний космос регулируются по разным законам, которыми заведуют разные ведомства. Чтобы концепция заработала, нужно придумать новые правила — прозрачные, честные, понятные и одновременно достаточно гибкие, чтобы успевать за технологией.
По сути, речь о совершенно новой юридической области — своеобразному цифровому транспортному праву, которое опишет движение аппаратов от земли до низких орбит как единый контур.
Еще один момент — эту концепцию невозможно реализовать в одиночку. Нужен международный диалог, а также мнения разных ведомств, компаний, университетов и НКО. Ведь орбиты и частоты общие, а это значит, что одна страна или корпорация не может «забронировать» себе полнеба. Проблемы с доступом к беспилотным системам и спутникам в этом случае будут у всех.
Наконец, нужны «молодые умы», которые умеют смотреть иначе. Это разработчики, исследователи, инженеры и юристы, способные собрать новую архитектуру из старых разрозненных элементов.
Если цифровое транспортное право может появиться только впоследствии диалога и разработок, то они нужны уже сейчас. Ближайшая крупная площадка, где будут искать решения для реализации концепции «Бесшовное цифровое небо», — V Конгресс молодых ученых, который состоится на федеральной территории «Сириус».
Там как раз соберутся ученые, которые занимаются навигацией, космическими технологиями, ИИ, беспилотными системами, связью и нормативкой. За три дня в «Сириусе» ожидается свыше 8000 участников из 88 регионов России и почти 90 стран мира, более 200 мероприятий, десятки рабочих треков, выставка, спортивная и вечерняя программа.
Рекомендуем вам последить за новостями с Конгресса, ведь от решений и научных концепций, принятых на нем, зависят работа скорой помощи, лесной мониторинг, безопасность городов, прогноз погоды и даже наши посылки.
Мы для себя выделили следующие сессии:
- «Авиация России к 2040 году» (26 ноября, 12:30–14:00). Здесь обсудят, как будет меняться воздушная инфраструктура, что произойдет с управлением воздушным движением, какие новые классы аппаратов появятся и как это повлияет на нормы и регуляторику.
- «Наука и образование в космосе» (26 ноября, 12:30–14:00). Эта сессия — про растущую активность на низких орбитах Земли, новые задачи, перегруженность орбит и необходимость новых принципов координации.
- «Искусственный интеллект: инструмент ученого или новый бустер научного прогресса?» (26 ноября, 10:30–12:00). На сессии обсудят практические подходы к моделированию, прогнозированию, распределению трафика и цифровым двойникам.
- «Будущее критической информационной инфраструктуры» (26 ноября, 17:00–18:30). А тут про кооперацию, стандарты, связность, новые архитектуры. И про то, как защитить то, что по определению должно быть отказоустойчивым.
О подробностях V Конгресса молодых ученых вы можете прочитать тут. Подписывайтесь, мы расскажем о самых интересных новостях с мероприятия.
А вы как думаете, нужна эта концепция или без нее можно регулировать работу дронов и спутников?