Найти в Дзене
Ридус

Мы не знаем россиян и не звали их сюда

Вчера президент России Владимир Путин подписал указ об утверждении Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2036 года.

Среди каноничных тезисов про единство многонациональных народов был один интересный пассаж:

«До 95% жителей РФ должны к 2036 году идентифицировать себя в первую очередь как россияне».

Учитывая тот факт, что 80% жителей РФ - это русские, то можно сделать вывод, что из русских вновь попытаются слепить загадочного голема ради не самых понятных целей. Зайду немного издалека, но как в киноальманахе «Четыре комнаты», это путешествие стоит того.

У моего старого приятеля Фридриха Ницше символом созидания было самокатящееся колесо. После крушения Советского Союза наша страна стала тем самым самокатящимся колесом, но спустя 30 лет так и не научилась созидать.

Развал СССР стал ключевым событием конца XX века. Гигантский социальный эксперимент превратился в тыкву, а холодная война окончилась техническим поражением.

На радостях Фрэнсис Фукуяма даже успел объявить о конце истории. Конец истории действительно наступил, но не для всех. Амбициозные и дерзкие нации, как ни в чем не бывало, продолжили биться за свое место под солнцем. Тот, кто не смог или отказался, умер Югославией в тени.

За доспехи советского трупа тут же началась резня, словно в «Илиаде». Но вскоре все доспехи были разобраны, и каждая бывшая республика оказалась предоставлена сама себе. Прибалтика монетизировала русофобию, Белоруссия стала возвращать БССР, Туркмению же увлек интересный социальный опыт Северной Кореи.

Все остальные решили строить пускай кривые и косые, но национальные государства.

Только бывшая РСФСР предпочла не строить ничего, а так и оставаться самокатящимся колесом без цели. В конце концов, хаотичный грабеж наследия двух предыдущих империй вряд ли тянет на историческую миссию.

Колесо российской новейшей истории катилось, конечно, не без проблем. Но препятствия в виде дефолтов и чеченских войн все-таки удавалось как-то преодолевать. Слишком велика была сила исторической инерции. Со временем в его движении даже наладился какой-то порядок, а затем и появились первые робкие попытки объяснить происходящее.

Так, академик Тишков изобрел почти велосипед - россиян. Предполагалось, что 80% русских и 20% остальных народов бывшей РСФСР теперь становятся россиянами, что по задумке должно было их скрепить вместе и придать такому общежитию какой-то смысл. Другими словами, новая модификация «советского человека».

Правда, тут сразу возникли вопросы. Советский человек строил коммунизм и приближал мировую революцию (пока не обменял ее на джинсы и жвачку). Чем же занимается россиянин и кому он нужен, доподлинно неизвестно. Ведь гонять газ по трубам может кто угодно.

Так из россиян и не вышло смазки для нашего колеса (да и не выйдет). Чеченцы по-прежнему считают себя чеченцами, татары - татарами, а русские - русскими.

Впрочем, колесо продолжало двигаться даже изрядно проржавевшим, повторяя одни и те же движения из тех незапамятных времен, когда оно было еще частью машины. Вторая армия мира, День Победы, интернациональный долг, фашизм не пройдет, дружба народов, многополярный мир. И так день за днем и год за годом.

Пока не наткнулось на настоящее большое препятствие - войну. И тут, наконец, мы выяснили, что наше дорогое ницшеанское дитя за 30 лет жизни едва научилось ходить (и то лишь для парадов) и с трудом говорит. Но смысл его речей совсем не понятен. Вторая армия мира, День Победы, интернациональный долг, фашизм не пройдет, дружба народов, многополярный мир. Тридцатилетний ребенок, я тебя не понимаю. Ты, наверное, болен.

Несложно догадаться, что будет дальше. Историческая инерция закончилась. Катиться без смысла и цели у нашей страны больше не получится. Так что либо она развалится и будет догнивать лысой покрышкой на свалке истории. Либо обретет ясную цель. А цель у нас лишь одна - место под солнцем для русских. А кто такие россияне? Я их не знаю. Я их сюда не звал.