Найти в Дзене

Почему мы ставим ёлку на Новый год

Издавна люди наделяли деревья особым смыслом, веря, что в их стволах и ветвях живут духи предков, а сами они стоят на границе между мирами. У разных народов отношение к деревьям проявлялось по-своему: одни совершали у них обряды, другие срубали священные стволы для праздничных процессий, а в некоторых традициях упоминается обычай украшать деревья, наделяя их символической силой. Однако, несмотря на различия, все эти практики объединяло глубокое почитание дерева как живого существа. Огоньки, зажжённые на ветвях, обереги и украшения — всё это становилось частью единого древнего представления о мировом древе, оси мироздания, соединяющей небо, землю и подземный мир. Именно эта многовековая идея и стала культурной почвой, на которой позднее возник обычай рождественской ёлки. Ель — вечнозелёное хвойное дерево семейства сосновых, узнаваемое по стройной конусообразной кроне и длинным чешуйчатым шишкам. С древнейших времён она считалась магическим и одухотворённым символом, который встречается
Оглавление

Издавна люди наделяли деревья особым смыслом, веря, что в их стволах и ветвях живут духи предков, а сами они стоят на границе между мирами. У разных народов отношение к деревьям проявлялось по-своему: одни совершали у них обряды, другие срубали священные стволы для праздничных процессий, а в некоторых традициях упоминается обычай украшать деревья, наделяя их символической силой.

Однако, несмотря на различия, все эти практики объединяло глубокое почитание дерева как живого существа. Огоньки, зажжённые на ветвях, обереги и украшения — всё это становилось частью единого древнего представления о мировом древе, оси мироздания, соединяющей небо, землю и подземный мир. Именно эта многовековая идея и стала культурной почвой, на которой позднее возник обычай рождественской ёлки.

Почему ель

Ель — вечнозелёное хвойное дерево семейства сосновых, узнаваемое по стройной конусообразной кроне и длинным чешуйчатым шишкам. С древнейших времён она считалась магическим и одухотворённым символом, который встречается в культурах самых разных народов. Помимо сакральных значений, еловые ветки и смола нередко использовались и в лечебных целях — дерево служило людям не только как объект почитания, но и как источник полезных свойств.

Тем не менее, путь ели к роли рождественского дерева до сих пор остаётся не полностью восстановленным. Одни исследователи считают, что традиция украшать ель уходит корнями к ещё более древнему обряду майского дерева — символу весеннего обновления и жизненной силы. Достоверно известно лишь одно: произошло это на территории Германии, где ель, ещё в языческие времена, почиталась особо и нередко отождествлялась с мировым древом.

У германских народов существовал обычай в канун Нового года отправляться в лес, выбирать ель для обрядов, украшать её свечами и яркими лоскутками, а затем совершать вокруг неё ритуальные действия. После принятия христианства эти традиции постепенно переосмысливались и наполнялись новым, религиозным смыслом. Ель начали устанавливать в домах накануне Рождества, и старые обряды обрели новое содержание.

Распространение ели как праздничного символа связывают с реформатором Мартином Лютером, который одобрил и поддержал идею отмечать Рождество как светлый семейный праздник. Он полагал, что это станет основой для «невинных общественных удовольствий» и укрепит домашние традиции, особенно важные для детей.

Николай Фешин. Елка, 1917
Николай Фешин. Елка, 1917

Постепенно эта практика распространялась по Европе, хотя вплоть до начала XX века во многих странах к ней относились настороженно, считая околосвященное дерево отголоском язычества. Но со временем сияние свечей и запах хвои всё же завоевали сердца — и ель стала тем самым праздничным символом, без которого трудно представить современное Рождество.

Ель в России

Самым распространенным и почитаемым деревом восточных славян издавна была береза. Ее особое значение во многом объясняется широким распространением на территории Среднерусской равнины, а также тем, что это дерево оживает весной одним из первых и воспринимается как источник светлых и животворных сил.

Ель, столь же привычное дерево средних и северных широт России, использовалась прежде всего в хозяйстве. Ее древесина шла на строительство, лапник применяли в быту, но каких-либо поэтических или возвышенных смыслов в ели долгое время не находили. Народные представления даже окрашивали ее образ в мрачные тона. Тёмный ствол сравнивали с кожей Бабы-Яги, считавшейся воплощением нечистой силы, и нередко наделяли дерево опасными и «смертными» качествами.

На первый взгляд могло показаться, что такой противоречивый и тяжелый образ никак не способен стать основой для праздничной традиции. Однако со временем представления людей начали постепенно меняться. Уже во второй половине XIX века ель стала приобретать новые, светлые и положительные ассоциации.

Новогодняя ёлка в России

В России обычай новогодней елки берет начало в Петровскую эпоху. В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому летоисчисление предписывалось вести не от Сотворения мира, а от Рождества Христова. День «новолетия», который на Руси традиционно приходился на 1 сентября, по примеру европейских христианских народов перенесли на 1 января.

За этим последовал еще один царский указ, напрямую связанный с формированием будущей праздничной традиции. Он предписывал украшать дома и городские улицы ветвями хвойных растений.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Однако почти сразу после смерти Петра I и на протяжении всего XVIII века его рекомендации были забыты, и еловыми ветками перестали украшать улицы. Только в питейных заведениях традиция сохранилась, поскольку именно там продолжали выполнять царские предписания. Постепенно возникла новая ассоциация: по еловым веткам начали узнавать кабаки.

Украшения не снимали в течение всего года, почти как сегодня, когда праздничная елка иногда стоит до мая. Поэтому сами трактиры в народе стали называть елками, что еще сильнее закрепляло за деревом низкое и даже мрачное значение.

Лишь в XIX веке ель вновь вошла в русскую праздничную традицию как символ Рождества. Этому способствовал приток немцев в Северную столицу, поскольку они привозили с собой свои обычаи, среди которых была и украшенная елка, связанная с домашним уютом и семейным торжеством.

У немцев, составляющих едва ли не треть петербургского населения, канун Рождества есть детский праздник. На столе, в углу залы, возвышается деревцо… Дети с любопытством заглядывают туда.

Первой законодательницей моды на рождественские ёлки в России стала княгиня, будущая императрица Александра Фёдоровна, дочь прусского короля Фридриха-Вильгельма III. Выросшая в Берлине, она с детства была окружена немецкой рождественской традицией украшать дом елью, поэтому, приехав в Россию, естественно решила продолжить привычный семейный обычай.

24 декабря 1817 года в Москве, в Кремле, где в то время находилась царская семья, была установлена первая рождественская ёлка в императорском доме. На следующий год ель уже стояла в их собственном Аничковом дворце, а после коронации Николая Павловича и Александры Фёдоровны праздничные ёлки стали ежегодной традицией в Зимнем дворце.

В 1828 году императрица устроила первый детский рождественский праздник с ёлкой в Большой столовой дворца. На нём присутствовали пятеро её детей и племянницы — дочери великого князя Михаила Павловича. Также императрица пригласила детей придворных из нескольких знатных семей, сделав праздник по-настоящему семейным и тёплым.

Со временем рождественские обычаи с ёлкой и детскими праздниками стали повторяться ежегодно. Так традиция, пришедшая из императорской семьи и немецких домов, сначала проникла в учебные заведения под покровительством императрицы, а затем постепенно прижилась и в дворянских семьях.

Борис Кустодиев. Елочных торг, 1918
Борис Кустодиев. Елочных торг, 1918

Таким образом, обычай наряжать ёлку, пришедший из императорских домов и немецких семей, постепенно проник в каждый уголок России и стал неотъемлемым атрибутом зимних праздников. Со временем традиция пережила новые эпохи: даже советская власть сохранила привычку украшать ёлку, наделив её свежими, но не менее значимыми символами радости, коллективного праздника и надежды на будущее.