Занятие наукой - не просто работа, это крайне увлекательный вид деятельности, который, преодолевая глобальные вызовы, оказывает непосредственное влияние на будущее человечества.
V Конгресс молодых ученых состоится 26-28 ноября 2025 в Федеральной территории Сириус. Масштаб события поразительный - более 8 000 участников, из них свыше 3000 имеют научную степень, из 88 регионов России и почти 90 стран мира!
Именно ученые занимаются поиском решения масштабных задач: найти лекарства от прежде неизлечимых болезней, обеспечить ресурсами растущее население планеты, улучшить экологию и восстановить вымершие виды животных, синтезировать новые материалы, оптимизировать сложные процессы с помощью искусственного интеллекта.
Некоторое время назад из-за проблем с финансированием карьера ученого не была столь привлекательной, как сейчас. В научные исследования готовы инвестировать не только государство, но и крупные коммерческие корпорации. Бизнес видит в инновациях ключ к конкурентным преимуществам и готов бороться за лучших специалистов.
Обсуждение на V Конгрессе молодых ученых тем, связанных с построением успешной научной карьеры, дает перспективной молодежи возможность выбрать свое направление для реализации, наметить траекторию карьерного продвижения, выбрать лучшие предложения от работодателей.
Научная карьера многогранна и может развиваться по различным траекториям.
1. Научно-исследовательская деятельность: посвящение себя фундаментальной науке в научных институтах и лабораториях.
2. Преподавательская деятельность: развитие фундаментальных теорий в образовательных организациях высшего профессионального образования.
3. Предпринимательство: внедрение собственных разработок и инноваций в производство, научное консультирование.
Успех в любой выбранной области при построении научной карьеры определяется набором ключевых компетенций.
Научно-исследовательские и аналитические компетенции
- экспертные знания в своей отрасли и понимание смежных дисциплин.
- знание методологии: умение оценивать и применять различные методы и инструменты исследования.
- исследовательский подход: аналитическое любопытство в совокупности со стремлением докопаться до сути явлений, поиск первопричин.
- логическое мышление: умение выстраивать причинно-следственные связи, устанавливать взаимосвязи между явлениями и делать корректные выводы.
- Внимательность, точность, систематичность: точное описание используемых материалов и методов, внимательность к деталям, корректная интерпретация результатов и выводов.
- Синтетическое мышление: Способность «сочетать не сочетаемое», поиск нового на стыке наук через различное комбинирование имеющихся знаний.
- Прогнозирование: Умение предвидеть появление и развитие событий и явлений, а также последствия принятых решений и действий.
- Креативность и способность генерировать идеи: умение выдвигать гипотезы и находить нестандартные решения, видеть новые связи между явлениями.
Личностные компетенции
- Академическая устойчивость: способность конструктивно воспринимать критику и отвержение идей, продолжать движение к цели в условиях длительных исследований и неопределенности.
- Социальная ответственность: Понимание всех возможных последствий сделанных открытий.
- Критическое мышление: способность многократно и тщательно проводить анализ возможных ошибок, сравнение результатов исследований и выводов, подтверждение полученных данных.
- Способность к непрерывному обучению: гибкость ума и восприимчивость к новой информации, адаптивность, готовность быстро усваивать новую информацию и навыки.
- Высокая самоорганизация: владение техниками тайм-менеджмента, многозадачность, умение организовать рабочий процесс.
Коммуникативные компетенции
- Грамотность в изложении своих идей и мыслей.
- Коммуникативные навыки: Умение налаживать межкультурные и межнациональные связи и обмен опытом, владения языками и грамотность, способность доходчиво объяснять свои идеи и мысли.
- Навыки публичных выступлений: уверенная презентация своих исследований, активное присутствие в публичных пространствах и СМИ.
- Умение работать в команде, способность объединять усилия с коллегами.
Технические и цифровые компетенции
- Навыки работы с большим объемом информации, владение инструментами сбора и обработки данных, умение быстро и точно выделять главное.
- Понимание основ ИИ и машинного обучения: применение алгоритмов ИИ для анализа сложных данных, открытия закономерностей и прогнозирования.
- Основы программирования: моделирование процессов и управление оборудованием.
Предпринимательские и управленческие компетенции
- Предпринимательское мышление: умение видеть коммерческий потенциал разработок и инноваций, способность перевести научное открытие в практическую плоскость.
- Финансовая грамотность: навык поиска финансирования на развитие и практическое внедрение научной разработки, управление исследовательским бюджетом, умение оформления заявок на гранты.
- Управление проектами: способность планировать этапы разработки и внедрения результатов, ресурсы и бюджеты.
- Лидерский потенциал: способность привлечь и мотивировать исследователей, возглавить группу, брать на себя ответственность.
Научная карьера требует системного подхода и постоянного совершенствования. Современный ученый должен сочетать в себе междисциплинарный профессионализм, лидерские качества, настойчивость в достижении результатов, быть коммуникатором и новатором.
Автор: Елена Пономарева