Найти в Дзене

ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ БИЗНЕСА С УЧЕТОМ РИСКОВ БАНКРОТСТВА

Почему сохранение бизнеса сложнее, чем его запуск Знаете, что самое сложное в ведении бизнеса? Не просто заработать деньги, а сохранить их и не прогореть. Особенно сейчас, когда рынок постоянно меняется, а риски растут с каждым днем. Давайте разберемся, как правильно организовать свой бизнес, чтобы он не только приносил прибыль, но и был устойчив к кризисам. Когда обычные советы уже не работают Когда бизнес попадает в серьезные финансовые трудности и банкротство становится реальной угрозой, стандартные советы по оптимизации (типа «сократите кофе в офис») уже не работают. Тут нужны более серьезные меры, чтобы минимизировать потери и, возможно, сохранить шанс на будущее. Это как не просто убрать лишнее из лодки, а перестроить саму лодку, чтобы она не пошла ко дну со всем грузом, а хотя бы часть ценного удалось спасти. РАЗДЕЛЕНИЕ РИСКОВ И ЗАЩИТА АКТИВОВ Почему нельзя держать всё в одной компании Представьте, что у вас есть магазин (основной актив) и склад, который давно убыточен и тянет

Почему сохранение бизнеса сложнее, чем его запуск

Знаете, что самое сложное в ведении бизнеса? Не просто заработать деньги, а сохранить их и не прогореть. Особенно сейчас, когда рынок постоянно меняется, а риски растут с каждым днем. Давайте разберемся, как правильно организовать свой бизнес, чтобы он не только приносил прибыль, но и был устойчив к кризисам.

Когда обычные советы уже не работают

Когда бизнес попадает в серьезные финансовые трудности и банкротство становится реальной угрозой, стандартные советы по оптимизации (типа «сократите кофе в офис») уже не работают. Тут нужны более серьезные меры, чтобы минимизировать потери и, возможно, сохранить шанс на будущее. Это как не просто убрать лишнее из лодки, а перестроить саму лодку, чтобы она не пошла ко дну со всем грузом, а хотя бы часть ценного удалось спасти.

РАЗДЕЛЕНИЕ РИСКОВ И ЗАЩИТА АКТИВОВ

Почему нельзя держать всё в одной компании

Представьте, что у вас есть магазин (основной актив) и склад, который давно убыточен и тянет вас вниз. Если всё это в одной юридической «коробке» (одно ООО), то при банкротстве заберут и магазин, и склад.

Как правильно разделить активы

Хитрость в том, чтобы заранее, пока еще есть время и это законно, разделить активы:

• ценный магазин — в «Компанию А»;

• убыточный склад или рискованный проект — в не аффилированную «Компанию Б».

Почему это работает

Учитывая отсутствие аффилированности, кредиторам будет непросто доказать взаимозависимость.

Если «Компания Б» обанкротится, претендовать можно будет только на её имущество, а магазин останется защищён — при условии, что всё сделано заранее и корректно. Это и есть создание «санитарного кордона».

Дополнительный инструмент — «чистая компания»

Её можно создать заранее, без долгов, чтобы позже перенести туда бизнес или привлекать инвесторов.

РАБОТА С ДОЛГАМИ: КАК ВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ И НЕ ДОВЕСТИ ДО КОЛЛАПСА

Почему игнорировать долги нельзя

Как только вы понимаете, что не справляетесь с платежами, разговор с кредиторами — обязательная мера. Прятать голову в песок — путь к неконтролируемому банкротству.

Что можно предложить кредиторам

• отсрочку («дайте передышку»),

• рассрочку («разбейте на части»),

• списание части долга,

• конвертацию долга в долю («станьте партнером, а не кредитором»).

Зачем объединять мелкие долги

Собирать долги в один большой — проще договариваться и контролировать.

Кому платить в первую очередь

• налоги и зарплаты — чтобы избежать уголовных рисков;

• критически важные поставщики;

• далее — все остальные.

Как работать с безнадежными долгами

Их можно продавать коллекторам или списывать, но:

• нужны реальные основания для признания долга безнадежным;

• важны формальные попытки взыскания: претензии, иски, фиксация действий.

Без этого в будущем придётся объяснять, почему долг признали безнадежным без усилий по взысканию.

ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕСА: ЧТО ОСТАВИТЬ, А ЧТО УБРАТЬ

Что нужно убрать в первую очередь

Всё, что не приносит прибыли и не является жизненно важным:

• убыточные направления,

• неэффективные подразделения,

• процессы, требующие много ручного труда.

Что нужно вынести на аутсорсинг

Если функция не даёт вам конкурентного преимущества (бухгалтерия, юристы, уборка) — разумнее передать её специализированным фирмам.

Как упростить процессы и снизить расходы

Уберите лишних менеджеров, уменьшите бумажную волокиту, внедрите простую автоматизацию.

Чем быстрее и дешевле работает бизнес, тем выше шанс пережить кризис.

Почему нельзя зависеть от одного поставщика или клиента

Уход одного крупного контрагента может стать критической точкой. Нужно расширять пул партнеров и покупателей.

КРИТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ, КОТОРЫХ НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ

Паника и попытка спрятать активы

Срочное переписывание имущества на родственников или вывод денег, когда уже есть просрочки и иски, квалифицируется как фиктивное банкротство или вывод активов.

Суд отменит сделки, а вас могут привлечь к субсидиарной ответственности — с риском потерять личное имущество.

Отсутствие честного аудита

Нужно понимать реальные цифры:

• деньги,

• долги,

• активы,

• обязательства.

Иначе решения будут «стрельбой вслепую».

Оптимизация в последнюю минуту

Работать со структурой нужно при первых тревожных признаках, а не в момент, когда приставы уже пришли. Чем позже — тем меньше вариантов.

ПОЧЕМУ НУЖНЫ ПРОФЕССИОНАЛЫ

Финансовый аналитик, адвокаты по банкротству, налоговый консультант — это не расходы, а инвестиция в сохранение бизнеса и личного имущества.

Даже если ситуацию нельзя предотвратить, её можно и нужно контролировать. Но это уже другая история.

Вице-презент Московской Коллегии Адвокатов ТРИАДА, руководитель гражданско-правового направления, адвокат Цветков Максим Витальевич