После рождения ребенок впервые показывает, что у него есть голос — он громко кричит. Именно с этого момента родители с нетерпением ждут первых слов малыша, чтобы услышать, как говорит их малыш. Иногда, у ребенка встречаются определенные речевые проблемы, некоторые малыши не могут выговаривать определенные звуки, а некоторые малыши и вовсе заикаются.
Заикание, что это?
Лингвоневроз (логоневроз), или заикание — сложный дефект речи, который проявляется нарушением ее нормального ритма, непроизвольными блоками пауз в момент разговора или вынужденными повторениями определенных звуков в момент разговора. Объяснить это можно судорожным состоянием органов артикуляции. Проще говоря: заикание — нарушение плавности и ритма речи, которое порождает трудности в устном общении.
Даже здоровые люди, при привычном разговоре, свою речь произносят с прерыванием цепочек звуков — повторяют отдельные слова или даже словосочетания, например звуки «э — э», «м — м», «а — а» или же используют междометия. Но это не считается заиканием, так процент прерывания небольшой не более 7 — 10%.
Только если процент прерывания увеличивается более 10%, тогда можно говорить о заикании. Мало кто из здоровых людей задумывался о прерывании речи, и все в большинстве случаев считают это само собой разумеющимся, а вот заикающиеся детки испытывают значительные трудности в повседневной жизни.
Согласно статистическим данным, заиканием страдают чаще мальчики, что можно объяснить рядом физиологических и психологических факторов. Родители должны быть внимательными и не пропустить первые симптомы заикания, а это неуверенная речь малыша с частыми повторами слов, которые часто сопряжены с видимым напряжением ребенка. В некоторых случаях, дети вовсе отказываются говорить и замолкают. При появлении таких симптомов необходимо обратится к логопеду.
Стоит помнить, что любое нарушение речи, и заикание в том числе, лучшей коррекции поддается, если лечение и коррекцию начать вовремя — чем раньше, тем лучше. На сегодня разработано огромное количество методик, которые помогут ребенку избавиться от заикания, начиная от лекарственных препаратов, иглоукалывания до использования специальных, компьютерных программ.
Каковы причины заикания?
Существует два основных типа лингвоневроза, и уже исходя из типа, конкретные причины заикания будут различными.
Первый тип заикания формируется у детей с дефектами в работе нервной системы. Причинами такого дефекта может быть наследственная предрасположенность, родовые травмы, тяжелое течение беременности матери и частые болезни ребенка на первом году жизни. При рождении, ребенок выглядит вполне здоровым, умненьким, но единственное — он заикается. При обследовании у невролога, у таких малышей часто диагностируется повышение внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенная судорожная готовность.
Второй тип формируется у изначально здоровых малышей неврологического профиля. А причинами заикания являются неврозы, которые вызваны сильным переутомлением и стрессами. Примерами может быть все что угодно — сильно испугался, расстроился, переутомился. Конечно, не все дети начинают заикаться после просмотра ужастиков, но вот сильно впечатлительный ребенок вполне может. Для такого типа заикания характерно усиление симптомов при эмоциональном возбуждении и при психическом напряжении.
В отдельную группу, можно выделить и специфические типы заикания, которые редко, но все же регистрируются. Часто, дети сами начинают заикаться, чтобы стать похожими на родственника, или по мнению ребенка, авторитетного человека. Кроме того, существует статистика, ребенок может навсегда остаться заикой, если его в свое время переучивали из левши в правшу.
При таком заболевании как речевая атаксия, часто выставляется диагноз заикание, так как симптомы похожи. Но это два, в корне непохожих состояния, требующих различного лечения. При речевой атаксии, также известной как скандированная речь, ребенок говорит то быстро, то медленно, то громко, то тихо. Такие симптомы указывают на заболевания мозжечка.
Как формируется заикание?
По сути, заикание является итогом периодического сокращения мышц речевого аппарата. К речевому аппарату относится язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть. Даже несколько недлительных сокращений мышц приводят к неконтролируемому повторению отдельных звуков и даже слогов (клоническое заикание), а сильное и длительное сокращение мышц вызывает задержку речи (тоническое заикание). Чаще всего у малышей регистрируется смешенная форма заикания, т. е. сочетаются оба вида заикания.
Первопричина заикания лежит в головном мозге ребенка, где располагаются особые нервные центры, которые отвечают за речь. В раннем детстве в головном мозге формируются три очень важные структуры, которые контролируют речь.
Центр Брока — голосовой центр, который отвечает за работу мышц и связок, которые участвуют в речи. Центр Вернике — слуховой центр, который распознает собственную и окружающую речь. Ассоциативный центр — занимается анализом всего сказанного, и именно он принимает непосредственное решение о продолжении общения. Только плавная и гармоничная работа этих центров формирует речевой круг, при этом ребенок полноценно и правильно разговаривает.
В случае формирования разрывов речевого круга или неодинаковой скорости работы центров, формируется заикание. Чаще всего, впервые, заикание появляется именно в детском возрасте, и имеет пик своего развития именно у детей, к 30 годам, заикание начинает стихать.
При нарушении работы нервной системы в центре Брока, который является самым мощным речевым центром, формируется перевозбуждение, что в свою очередь провоцирует размыкание речевой цепи. Перевозбуждение может переноситься на рядом расположенные участки головного мозга, которые отвечают за двигательную активность.
В итоге, формируются судороги, постепенно речевой центр расслабляется до нормы, что опять замыкает речевую цепочку. Интересно, что заикание формируется практически только на согласные звуки, особенно на глухие, и очень редко на гласные.
Как проявляется заикание?
Заикание может проявляться по-разному, это может быть повторение звуков или слогов, паузы молчания, длительное растягивание звуков. Часто, заикание сопровождается напряжением и тревогой ребенка, гримасами лица или даже нервным тиком.
В случае, если малыш начинает колебаться перед началом разговора, повторяет слова или начинает запинаться перед произношением звука, стоит обратить на это внимание, и начать внимательнее присматриваться. Может быть так, что многие дети торопятся выразить свои эмоции, и из-за того, что торопятся, не могут выразить мысль в правильной словестной форме.
Стоит помнить, что неплавная речь, повторения слов в возрастной группе 2 — 7 лет, считается вариантом нормы. Но это не говорит о том, что можно на все закрывать глаза, в случае если такие оплошности в речи встречаются часто и связаны с напряжением малыша, поведение ребенка изменено — это указывает на заикание.
Что еще указывает на заикание?
Существуют симптомы, которые могут указывать на развитие заикания у ребенка, особенно на начальные его стадии. Родители должны начинать бить тревогу при появлении следующих симптомов:
• Часто встречающиеся повторы слов;
• Если ребенок старается избегать общения, и слышны фразы «я не могу это сказать», или просто возникает отмалчивание;
• Необщительность ребенка и его расстроенный вид, также может указывать на начальную стадию заикания;
• В случае если у ребенка, во время речи отмечается неожиданные подъем голоса.
Все эти симптомы являются тревожными, и требуют пристального внимания, и консультации специалиста, в первую очередь — логопеда.
А как лечить?
Заикание требует комплексного подхода в лечении, и в первую очередь определения причины такой патологии. Необходимость комплексного воздействия можно объяснить природой заболевания, которое возникает под воздействием трех типов факторов. Наиболее значимыми среди этих факторов являются расстройства неврологического характера, неполноценное развитие речевого аппарата, и сочетание перечисленных факторов.
Лечение заикания чаще всего проводят несколько специалистов, так, нарушением речевого аппарата занимается логопед, кроме того, с ребенком может заниматься учитель дефектолог. Расстройства невротического характера подвластны неврологам и психотерапевтам.
Причем в комплекс лечения может входить медикаментозное лечение с использованием определенных групп препаратов, физиотерапевтические мероприятия, иглоукалывание, или ряд нетрадиционных методик. Огромное значение отводится социальной реабилитации детей с заиканием.
Социальная реабилитация крайне важна, так как маленькие дети с дефектами речевого аппарата подвержены насмешкам сверстников, что в дальнейшем накладывает отпечаток на социальную адаптацию. Такие дети становятся замкнутыми, необщительными, сталкиваются с трудностями в построении карьеры и формировании семьи.
У детей и подростков крайне не желательно использовать методы лечения, которые могут негативно сказаться на психике ребенка. К числу опасных методов лечения у детей и подростков относится гипноз, который может использоваться только у взрослых. Гипноз не рекомендовано использовать по причине недостаточной развитости сознания ребенка. Да и такие методы лечения у маленьких малышей не дадут ощутимого результата.
Наиболее эффективными методами лечения у малышей считается использование различных дыхательных гимнастик, словесных упражнений, которые проводятся с врачом-логопедом и поддержкой со стороны близкого окружения ребенка (родители).
Родители играют огромную роль в получении положительного результата лечения, именно от их терпения и настойчивости будет зависеть эффективность лечения. Родители должны строго следить за распорядком дня ребенка, где занятия и упражнения должны строго чередоваться с полноценным отдыхом.
Но всего должно быть в меру, слишком очевидная концентрация на проблеме ребенка создает у малыша ощущение ущербности. Поэтому лечение, как в домашних условиях, так и в условиях кабинета логопеда, нужно проводить в игровой форме, без какого-либо принуждения.
Особенности воспитания заикающихся детей.
Очень важно создать для таких малышей спокойную обстановку дома, в семье и на занятиях. Не рекомендовано информационно перегружать ребенка, запрещено читать книги малышу и смотреть фильмы, которые не соответствуют возрастному цензу. Категорически запрещено разрешать ребенку смотреть ужастики или грозить бабой-ягой, бабайкой и прочей страшной нечистью.
Нельзя слишком баловать ребенка, что в принципе относится ко всем детям, но избалованный, заикающийся ребенок слишком близко примет любой отказ, что может закончиться только усилением симптомов заикания.
Разговаривать с заикающимся малышом необходимо четко и плавно, но ни в коем случае не нараспев и не по слогам.
В идеале, родители должны помочь ребенку завести друзей с правильной, плавной речью. Заикающиеся дети, подсознательно, будут стараться разговаривать также, что только положительным образом скажется на результате лечения.
В дошкольных и школьных учреждениях, педагоги должны быть предупреждены о том, что ребенка нельзя вовлекать в возбуждающие игры, или требующие от участников индивидуальных речевых выступлений. Полезны игры, которые требуют хоровых ответов.
Кроме того, таких малышей нельзя спрашивать первыми во время уроков, в идеале, заикающихся детей необходимо спрашивать после ребенка, который хорошо ответил на вопрос.
Обычно, заикающиеся дети хорошо поют, поэтому нельзя упускать возможности спеть соло, или же с другими детьми. При пении, заикание исчезает, и это, буквально, единственная возможность, почувствовать себя нормальным для малыша.
Для детей с дефектами речи очень важно заниматься музыкой, танцами. Эти виды искусств способствуют правильному развитию речевого дыхания, чувства темпа и ритма.