Найти в Дзене
Интересное рядом

Обзор на произведение Михаила Зощенко «Пассажир»

Аудио Это не просто короткая юмористическая зарисовка, а настоящее произведение сатиры, отражающее простые, но такие узнаваемые человеческие переживания и тревоги в современном мире. Как я прочитала эту историю, у меня внутри зашевелились целый спектр эмоций - и смех, и сочувствие, и даже немного ностальгии по беззаботности прошлых лет. Произведение начинается с простого, но очень яркого вопроса: «И зачем это, граждане, дозволяют пассажирам на третьих полках в Москву ездить?» Это не только критика того, как небрежно обращаются с пассажирами, но и глубокий анализ человеческой глупости и безответственности. Я сама подумала: ведь это же глупо - «Ведь это же багажные полки, а не место для публика». Эта простая, кажется, фраза хорошо отражает абсурдность ситуации, когда человек оказывается в роли вещи, которой управляют буквально. Зощенко мастерски показывает, как повседневные эпизоды - даже такие банальные, как поездка в Москве - становятся сценой для комичных и трагичных ситуаций. Наприме
Зощенко -Пассажир -рассказ

Аудио

Это не просто короткая юмористическая зарисовка, а настоящее произведение сатиры, отражающее простые, но такие узнаваемые человеческие переживания и тревоги в современном мире. Как я прочитала эту историю, у меня внутри зашевелились целый спектр эмоций - и смех, и сочувствие, и даже немного ностальгии по беззаботности прошлых лет.

Произведение начинается с простого, но очень яркого вопроса: «И зачем это, граждане, дозволяют пассажирам на третьих полках в Москву ездить?» Это не только критика того, как небрежно обращаются с пассажирами, но и глубокий анализ человеческой глупости и безответственности. Я сама подумала: ведь это же глупо - «Ведь это же багажные полки, а не место для публика». Эта простая, кажется, фраза хорошо отражает абсурдность ситуации, когда человек оказывается в роли вещи, которой управляют буквально.

Зощенко мастерски показывает, как повседневные эпизоды - даже такие банальные, как поездка в Москве - становятся сценой для комичных и трагичных ситуаций. Например, его герой делится переживаниями: «А говорят – культура и просвещение! Или, скажем, тепловоз теперь к поездам прикрепляют и ездят после. А между прочим - такая дикая серость в вагонах допущается.» Вот так, со стороны, кажется, что дороже всего - культура, а внутри поездов творится хаос: «Ведь это же башку отломить можно. Упасть если. Вниз упадешь, не вверх.» Это ироничное замечание вызывает смех, но и заставляет задуматься о бюрократии и халатности в нашей жизни.

В этом рассказе я узнала свою внутреннюю протестующую часть: когда главный герой жалуется, что «присел сбоку» и очень хочет хотя бы чуть-чуть места, чтобы не закипеть от тяжелого перегруженного вагона. Его слова: «Граждане, -говорю, - допустите хотя в серединку сесть. Я, говорю, сбоку свалиться могу. Мне в Москву ехать» - очень живо передают его внутреннюю тревогу и усталость, ведь я тоже порой чувствую себя будто «зажата» между толпой и обстоятельствами, которые кажутся мне несправедливыми.

Особенно ярко показан абсурд конфликта с женщиной, которая «вредная, ядовитая старушечка», пихается локтем и кричит: «Расселся, - говорит, - дьявол. Ни охнуть ни вздохнуть.» А главный герой пытается быть вежливым и терпеливым: «Вы, старушечка, божий одуванчик, не пихайтесь. Я, говорю, не своей охотой еду. Меня, говорю, Васька Бочков втравил». В словах героя - его слабость и честность, а в реакции - жгучее раздражение, которое я очень хорошо понимаю.

Самое трогательное - момент, когда он падает с полки и после этого, лежа на полу, думает: «А в вагоне шум такой происходит. Это пассажиры шумят, не спёрли бы, думают, ихние вещи в переполохе.» В этих бравурных, смешных, но и грустных деталях я ощутила всю жизненную правду: даже в самых смешных ситуациях скрывается человечность, обидки и надежды.

И финал рассказа - уже длинное послесловие его разочарования и усталости: «Я и полез, три версты отъехал и задремал сладко. Вдруг как пихнет меня в сторону, как кувыркнет вниз!» - так ярко, так живо, что сердце сжалось. Момент, когда он приходит в себя после падения, хочет понять, все ли с ним в порядке, - это символ его человеческой уязвимости и одновременно той реальности, которой нас учит Зощенко.

Этот рассказ - напоминание о том, как иногда даже в самых обыденных ситуациях скрывается драма. И в чем-то я увидела себя - ведь мы все порой чувствует себя «на грани», особенно в своей повседневной жизни, когда сталкиваемся с бюрократией, невниманием и непониманием.

Зощенко не только создал сатиру на транспортные неудобства, но и преподнес жизнеутверждающий урок: даже в самых смешных, казалось бы, мелочах - важность человеческого достоинства. «Человек важнее корзинки. Корзинку, говорю, купить можно. Башка же, говорю, бесплатно все-таки», - цитата из рассказа стала для меня метафорой на важность человеческой ценности в нашей жизни.

Если вы ещё не читали «Пассажира», советую вам окунуться в этот юмористический и одновременно глубокий рассказ. Он поможет понять, что даже в самых комичных ситуациях скрываются важные для каждого из нас истины. И, пожалуй, именно эта искренность и делает произведение Зощенко по-настоящему вечным.

#Зощенко #Пассажир #русскаяпроза #юмор #сатира #классическаялитература #повседневность #человеческиетрагедии #жизньипроизведение #человеческоеДостоинство